Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является характеристика системы социального обеспечения вынужденных переселенцев.
В данном исследовании предполагается решить следующие задачи:
1. Изучение понятий «беженец» и «вынужденный переселенец».
2. Изучить программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Файлы: 1 файл

социальное обеспечение.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Вынужденный переселенец обязан соблюдать:

•    Конституцию Российской Федерации и законы;

•    установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев:

✓  при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции:

✓  проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Вынужденный переселенец  утрачивает право на проживание в  жилом помещении из фонда жилья  для временного поселения вынужденных  переселенцев:

✓  при получении (приобретении) другого жилья;

✓  завершении строительства индивидуального жилья:

✓  утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца:

✓  если он отсутствует в месте пребывания без уважительных причин свыше шести месяцев.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:

✓  при прекращении гражданства Российской Федерации:

✓  выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации:

✓  в связи с истечением 5-летнего срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление  функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.

 

 

2.2 Основные технологии оказания помощи вынужденным переселенцам и беженцам

 

Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных  ситуаций. С полным правом ее можно  отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому переселенцу, а также наиболее значимым для него людям - членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной психологической помощи. Выделяют несколько аспектов в переживании ситуации вынужденной миграции. Это миграция как переживание негативных жизненных событий - потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Также это адаптация переселенцев в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляций.

Выделяют несколько основных видов  помощи людям оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

Социальная реабилитация- комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким – либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит  от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.

В рамках социально –  реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально – трудовой, социально – психологический, социально – ролевой, социально – бытовой, социально – правовой.

В социальной реабилитации можно назвать основные формы социально-реабилитационной работы:

1. Оптимизация внутрисемейных  отношений;

2. Мобилизация дополнительных  ресурсов домашнего окружения;

3. Развитие систем  поддержки;

4.Привлечение внимания  местных организаций и учреждений  к потребностям людей;

5.Развитие взаимодействия  организаций и учреждений;

6.Повышение качества  среды, улучшение условий учреждений;

7.Формирование новых  ресурсов;

8.Защита прав клиента.

Социально-медицинская  реабилитация переселенецов в учреждениях социальной защиты.

1 этап:

  • составление социального паспорта района, разработка анкеты с целью выявления степени потребностей переселенецов в различных видах социальных услуг медико – психологического – педагогического характера, опрос всех нуждающихся.

2 этап:

  • диагностика - выяснение медико – психологического состояния, характер личностных психологических затруднений;

3 этап:

  • разработка индивидуальных реабилитационных программ.

Данная программа проводится комплексно с использованием мер  медицинского (разработка индивидуальных лечебных программ, контроль в динамике с учетом состояния здоровья клиента, педагогического (работа досуговых групп, групп самопомощи, творческих мастерских); психологического (индивидуальные психологические консультации: диагностика, психотерапия, психокоррекция групповые занятия, тренинги) характера.

Социальное консультирование – квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое.

В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

- общее консультирование  клиентов специалистами социальной  работы;

- специальное консультирование  клиентов по направлению социальных  работников специалистами социальных  служб или учреждений;

-обучающее консультирование  специалистов социальных служб  и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения;

- договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя  или несколькими людьми, в ходе которого консультант передаёт специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.

Особенность технологии консультирования состоит в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.

Для проведения социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (Осипова А.А. и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социального консультирования:

- доброжелательное и  безоценочное отношение к клиенту;

- ориентация на нормы  и ценности клиента;

- запрет давать клиенту  совет;

- анонимность консультирования;

- включенность клиента  в процесс консультирования;

- разграничение личных  и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, консультационный инструктаж и др.

Социальное консультирование может проходить в форме беседы. Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного  процесса. Одной из основных её форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих его потенциальные возможности. Технология проведения консультативного интервью включает в себя определенные этапы. Прежде всего, консультант решает проблему установления контакта, достижения взаимопонимания с клиентом. Представляясь клиенту, консультант разъясняет свои профессиональные возможности. Затем начинается процесс сбора информации о клиенте и решается вопрос о том, в чём же состоит его проблема. В ходе интервью консультант может выдвинуть несколько гипотез о проблеме клиента и обсудить их, задавая вопросы.

На следующем этапе  интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что  изменится в его жизни, когда  желаемое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей в ситуации интервью.

На завершающем этапе  интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности клиента. И, наконец, консультант предпринимает усилие по изменению мыслей, действий, чувств клиента вне ситуации интервью. Следует также отметить, что на завершающей стадии интервью некоторые консультанты подключают и метод мини-тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиентов необходимые им навыки поведения путем кратковременных тренировок.

Рассмотрим основные этапы проведения технологии социального  консультирования.

Данная технология состоит из трёх основных этапов, каждый из которых состоит из нескольких подэтапов:

Этап первый.

Оценка реальной ситуации. Основной принцип действия специалиста  состоит в том, чтобы помочь клиенту  определиться и выяснить для себя реальное положение дел с его  проблемной ситуацией, а также увидеть неиспользованные до этого времени возможности решения своих социальных проблем.

Первый подэтап:

Выяснение ситуации.

  • Рассказ клиента о своей трудной жизненной ситуации как можно более подробно, чтобы выяснить, в чем заключается его проблема, какие возможности он упустил, и какие не использовал;
  • Задача специалиста – помочь клиенту откровенно поговорить о его неурядицах.

Второй подэтап:

Поиск и нахождение личностных недостатков клиента и его  слабостей.

Задача специалиста  состоит в том, чтобы помочь клиенту раскрыться, увидеть в себе разного рода слабости и больные места, которые мешают ему реально увидеть свои проблемы, неиспользованные до этого возможности. Этот шаг чрезвычайно важен для дальнейшей работы с клиентом.

Третий подэтап:

Поиск способов достижения цели. Здесь основная задача в работе специалиста состоит в том, чтобы  помочь клиенту "работать" со своей  проблемой.

  • Когда проблемная ситуация, с которой сталкивается клиент довольно сложна и складывается из нескольких составляющих разного уровня, то специалист должен помочь клиенту найти и выбрать одну из нескольких первоочередных задач, над которыми необходимо работать сначала;
  • Основная задача специалиста на этом этапе – побудить клиента к активности. Цель состоит в том, чтобы добиться конструктивных изменений в жизни клиента. Необходимо помочь клиенту с самого начала увидеть перспективы, поверить в себя. Процесс оказания помощи очень гибок, а порой и противоречив. Нет единой формулы для решения всех социальных проблем. Но принцип остается единым: помочь клиенту найти варианты действий, которые бы сдвинули бы с места нерешенную проблему.

Этап второй.

Разработка плана действий.

Данный этап состоит  в том, чтобы определить к чему стремиться клиент, каких результатов  он ждет, обращаясь за помощью к специалисту. Основной принцип действия специалиста на данном этапе – помочь клиенту понять, осознать для себя чего он хочет добиться, то есть определиться с целями и задачами обращения за помощью, предварительно выяснив для себя характер проблемной ситуации и возможности, которые он не использовал.

Первый подэтап:

Разработка возможных  вариантов событий.

Задача специалиста  состоит в том, чтобы помочь клиенту  увидеть широкий спектр возможностей, которые могут открыться перед  ним в будущем.

  • На этом шаге очень важно помочь клиенту ответить для себя на вопрос: "А что же я хочу?". Даже если ответ не вполне правдоподобен, нельзя прерывать клиента в попытках использовать свое воображение, чтобы нарисовать картину своей собственной будущей жизни.

Второй подэтап:

Шаг перевода возможностей в реальную цель.

Задача специалиста  состоит в том, чтобы помочь клиенту  выбрать наиболее реальные из всего  набора потенциальных перспектив и  превратить их в действительную цель.

Информация о работе Социальное обеспечение