Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью исследования является характеристика системы социального обеспечения вынужденных переселенцев.
В данном исследовании предполагается решить следующие задачи:
1. Изучение понятий «беженец» и «вынужденный переселенец».
2. Изучить программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Вынужденный переселенец обязан соблюдать:
• Конституцию Российской Федерации и законы;
• установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев:
✓ при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции:
✓ проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Вынужденный переселенец утрачивает право на проживание в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев:
✓ при получении (приобретении) другого жилья;
✓ завершении строительства индивидуального жилья:
✓ утрате или при лишении статуса вынужденного переселенца:
✓ если он отсутствует в месте пребывания без уважительных причин свыше шести месяцев.
Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца:
✓ при прекращении гражданства Российской Федерации:
✓ выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации:
✓ в связи с истечением 5-летнего срока предоставления статуса вынужденного переселенца.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган лишает лицо статуса вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем.
2.2 Основные технологии оказания помощи вынужденным переселенцам и беженцам
Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому переселенцу, а также наиболее значимым для него людям - членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной психологической помощи. Выделяют несколько аспектов в переживании ситуации вынужденной миграции. Это миграция как переживание негативных жизненных событий - потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Также это адаптация переселенцев в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляций.
Выделяют несколько основных видов помощи людям оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
Социальная реабилитация- комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким – либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.
В рамках социально – реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально – трудовой, социально – психологический, социально – ролевой, социально – бытовой, социально – правовой.
В социальной реабилитации можно назвать основные формы социально-реабилитационной работы:
1. Оптимизация внутрисемейных отношений;
2. Мобилизация дополнительных ресурсов домашнего окружения;
3. Развитие систем поддержки;
4.Привлечение внимания
местных организаций и
5.Развитие взаимодействия организаций и учреждений;
6.Повышение качества
среды, улучшение условий
7.Формирование новых ресурсов;
8.Защита прав клиента.
Социально-медицинская реабилитация переселенецов в учреждениях социальной защиты.
1 этап:
2 этап:
3 этап:
Данная программа проводится комплексно с использованием мер медицинского (разработка индивидуальных лечебных программ, контроль в динамике с учетом состояния здоровья клиента, педагогического (работа досуговых групп, групп самопомощи, творческих мастерских); психологического (индивидуальные психологические консультации: диагностика, психотерапия, психокоррекция групповые занятия, тренинги) характера.
Социальное консультирование – квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое.
В практике социальной работы
встречаются и широко используются
несколько типов
- общее консультирование
клиентов специалистами
- специальное консультирование
клиентов по направлению
-обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения;
- договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передаёт специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в решении назревших проблем, а также при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.
Особенность технологии консультирования состоит в активизации резервов и внутренних сил клиента для решения проблемных, кризисных или конфликтных ситуаций.
Для проведения социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (Осипова А.А. и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социального консультирования:
- доброжелательное и
безоценочное отношение к
- ориентация на нормы и ценности клиента;
- запрет давать клиенту совет;
- анонимность консультирования;
- включенность клиента в процесс консультирования;
- разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, консультационный инструктаж и др.
Социальное консультирование
может проходить в форме
На следующем этапе интервью консультант вместе с клиентом определяют желаемый результат, обсуждая то, каким клиент хочет стать, что изменится в его жизни, когда желаемое будет достигнуто. На этом этапе важно, чтобы у клиента возникли переживания, связанные с осознанием собственных возможностей в ситуации интервью.
На завершающем этапе интервью консультант обобщает результаты взаимодействия с клиентом по поводу его проблемы. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности клиента. И, наконец, консультант предпринимает усилие по изменению мыслей, действий, чувств клиента вне ситуации интервью. Следует также отметить, что на завершающей стадии интервью некоторые консультанты подключают и метод мини-тренинга. Его применение позволяет сформировать у клиентов необходимые им навыки поведения путем кратковременных тренировок.
Рассмотрим основные этапы проведения технологии социального консультирования.
Данная технология состоит из трёх основных этапов, каждый из которых состоит из нескольких подэтапов:
Этап первый.
Оценка реальной ситуации. Основной принцип действия специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту определиться и выяснить для себя реальное положение дел с его проблемной ситуацией, а также увидеть неиспользованные до этого времени возможности решения своих социальных проблем.
Первый подэтап:
Выяснение ситуации.
Второй подэтап:
Поиск и нахождение личностных недостатков клиента и его слабостей.
Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту раскрыться, увидеть в себе разного рода слабости и больные места, которые мешают ему реально увидеть свои проблемы, неиспользованные до этого возможности. Этот шаг чрезвычайно важен для дальнейшей работы с клиентом.
Третий подэтап:
Поиск способов достижения цели. Здесь основная задача в работе специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту "работать" со своей проблемой.
Этап второй.
Разработка плана действий.
Данный этап состоит в том, чтобы определить к чему стремиться клиент, каких результатов он ждет, обращаясь за помощью к специалисту. Основной принцип действия специалиста на данном этапе – помочь клиенту понять, осознать для себя чего он хочет добиться, то есть определиться с целями и задачами обращения за помощью, предварительно выяснив для себя характер проблемной ситуации и возможности, которые он не использовал.
Первый подэтап:
Разработка возможных вариантов событий.
Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту увидеть широкий спектр возможностей, которые могут открыться перед ним в будущем.
Второй подэтап:
Шаг перевода возможностей в реальную цель.
Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь клиенту выбрать наиболее реальные из всего набора потенциальных перспектив и превратить их в действительную цель.