Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, реферат
Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.
Введение……………………………………………………………………………….……3
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема общества………………………………….............................................................................5
1.1 Сущность и содержание понятий «насилие»……………………………….……......5
1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….….6
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10
Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14
2.1 Профилактика домашней жестокости и насилия…………………………………...14
2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………………………..27
ГБОУ СПО «НАТК»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Теория и методика социальной работы»
По теме: «Социальное обслуживание детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию»
Выполнила: Проверил
Студентка группы СОЦ-10 преподаватель
Шмелева А.А. Кузнечикова Д.К.
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению
к детям как социальная проблема общества………………………………….........
1.1 Сущность и содержание понятий
«насилие»……………………………….……......
1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….…
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10
Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14
2.1 Профилактика домашней
2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Введение
Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.
Особенность российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблемы насилия над детьми, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран, подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов.
Объектом исследования является категория детей, подвергающихся насилию и жестокому обращению, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию.
Предметом исследования являются методы социального обслуживания детей, испытывающих жестокое обращение и насилие.
Целью данного исследования является изучение технологии социальной работы с детьми, испытывающими жестокое обращение и насилие.
Задачи:
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема
1.1 Сущность и содержание понятия «насилие»
В современном мире мало кто из людей задумывается о своих поступках, действиях, часто даже не подразумевают, что делают кому-то больно, могут обидеть человека не только физически, ― ударив его, но также и словесно – оскорбить, унизить. На самом деле люди часто совершают насилие над окружающими людьми. Это могут быть родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья и даже незнакомые люди. Люди планируют свои действия, но когда все идет не по плану, начинают искать виновных, обвинять в своих проблемах других людей, но очень редко считают виновными в своих ошибках себя самих. Под такие срывы могут попасться и дети ―маленькие, беззащитные существа, которые еще совсем не понимают, что люди могут быть не только добрыми, но и злыми.
Для изучения проблемы насилия над детьми нужно определить ряд понятий:
Насилие - это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.1
Насилие над ребенком - это физическое или психологическое, сексуальное или социальное воздействие на ребенка со стороны другого ребенка или взрослого, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности.2
Основные виды насилия - это физическое, психоэмоциональное (психическое), сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.3
1.2 Виды насилия над детьми
Физическое насилие
Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.
Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.
Формы физического насилия:
Психологические и поведенческие особенности детей:
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.
Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
В подростковом возрасте, периоде взрослости,
в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию
в детстве, могут быть жестоки с окружающими.
Очень важным отличием жертв во взрослом
возрасте является неспособность справляться
с проблемами, а также искать и получать
помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва
не получает помощи от собственных родителей,
это подрывает его способности к поиску
помощи и взаимоотношениям с людьми в
будущем. Оказалось, что когда дети-жертвы
достигают взрослости, они имеют существенный
риск обнаружить психопатологию.
Сексуальное насилие
Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Формы сексуального насилия:
Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.
Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.
Психоэмоциональное насилие
Психоэмоциональное насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.
Формы психологического (эмоционального) насилия:
Пренебрежение основными нуждами ребенка
Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.
Семьи, в которых встречается этот вид насилия, обычно низкого социально-экономического уровня. Для таких семей характерна нищета, безработица. Отцы в таких семьях либо вовсе отсутствуют, либо не участвуют в ее жизни. Часто матери в детстве сами испытывали лишения со стороны родителей и, вследствие этого, располагают настолько скудным запасом теплых чувств. Но пренебрежение детьми случается и в полных семьях, не испытывающих материальных трудностей.
Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия.
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье
Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию выпадают из нормального процесса социализации. 10 % детей, переживших насилие в семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения.
У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:
Выделяются следующие особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить применение насилия по отношению к нему в семье, в зависимости от возраста ребенка:
Возраст 0–6 месяцев: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3–6 месяцев.