Социальное обслуживание детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, реферат

Описание работы

Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….……3
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема общества………………………………….............................................................................5
1.1 Сущность и содержание понятий «насилие»……………………………….……......5
1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….….6
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10
Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14
2.1 Профилактика домашней жестокости и насилия…………………………………...14
2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГБОУ СПО «НАТК»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

 

 

По дисциплине: «Теория и методика социальной работы»

 

По теме: «Социальное обслуживание детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:       Проверил

Студентка группы СОЦ-10           преподаватель

Шмелева А.А.      Кузнечикова Д.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………….……3

Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема общества………………………………….............................................................................5

1.1 Сущность и содержание понятий  «насилие»……………………………….……......5

1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….….6

1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10

Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14

  2.1 Профилактика домашней жестокости  и насилия…………………………………...14

  2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17

  2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21

Заключение…………………………………………………………………………………25

Список использованных источников……………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.

Особенность российской ситуации состоит в том, что на обсуждение проблемы насилия над детьми, как и в целом насилия против личности, до недавнего времени было своего рода табу. Закрытой была тема внутрисемейных конфликтов, считалось неприличным вмешиваться в семейные отношения. Отдельные случаи, которые все же становились достоянием средств массовой информации, трактовались как действия уголовников и маньяков. Лишь теперь общество начинает осознавать катастрофические масштабы проблемы. Стало явным, что российские дети, так же как дети других стран, подвергаются насилию в семье, в школе, со стороны общества и государства, становятся жертвами национальных и этнических конфликтов.

Объектом исследования является категория детей, подвергающихся насилию и жестокому обращению, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию.

Предметом исследования являются методы социального обслуживания детей, испытывающих жестокое обращение и насилие.

Целью данного исследования является изучение технологии социальной работы с детьми, испытывающими жестокое обращение и насилие.

Задачи:

  1. Дать определение насилию, рассмотреть его виды.
  2. Рассмотреть проблемы детей, испытывающих жестокое обращение и насилие в семье.
  1. Определить меры, которые можно принять для профилактики насилия в семье и домашней жестокости.
  1. Изучить технологию социальной защиты детей, испытывающих жестокое обращение и насилие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема

1.1 Сущность и содержание понятия  «насилие»

 

В современном мире мало кто из людей задумывается о своих поступках, действиях, часто даже не подразумевают, что делают кому-то больно, могут обидеть человека не только физически, ― ударив его, но также и словесно – оскорбить, унизить. На самом деле люди часто совершают насилие над окружающими людьми. Это могут быть родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья и даже незнакомые люди. Люди планируют свои действия, но когда все идет не по плану, начинают искать виновных, обвинять в своих проблемах других людей, но очень редко считают виновными в своих ошибках себя самих. Под такие срывы могут попасться и дети ―маленькие, беззащитные существа, которые еще совсем не понимают, что люди могут быть не только добрыми, но и злыми.

Для изучения проблемы насилия над детьми нужно определить ряд понятий:

Насилие - это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.1

Насилие над ребенком - это физическое или психологическое, сексуальное или социальное воздействие на ребенка со стороны другого ребенка или взрослого, семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому здоровью и целостности.2

Основные виды насилия - это физическое, психоэмоциональное (психическое), сексуальное насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

 

 

Жестокое обращение с детьми - это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.3

 

1.2 Виды насилия над детьми

 

Физическое насилие

Физическое насилие является одним из самых распространенных видов жестокого обращения с детьми в семье.

Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.

Формы физического насилия:

  1. избиение, истязание;
  2. удары;
  3. пощечины;
  4. прижигание горячими предметами;
  5. вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя;
  6. принуждение к приему медицинских препаратов и отравляющих веществ;
  7. попытки удушения или утопления ребенка.

Психологические и поведенческие особенности детей:

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм, уставший вид, сонливость, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.

В подростковом возрасте, периоде взрослости, в семейной жизни лица, подвергавшиеся физическому насилию в детстве, могут быть жестоки с окружающими. Очень важным отличием жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а также искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребенок-жертва не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем. Оказалось, что когда дети-жертвы достигают взрослости, они имеют существенный риск обнаружить психопатологию. 

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над ребенком – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового взрослым в сексуальные действия с целью удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Формы сексуального насилия:

  1. демонстрация ребенку половых органов;
  2. все виды сексуальных контактов;
  3. сексуальная эксплуатация (вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок и пр.)

Чаще сексуальное насилие над детьми совершается лицами с низким социально-экономическим статусом. В отличие от физического насилия, жертвами сексуального злоупотребления, как правило, бывают девочки. Они в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики.

Важно отметить, что при сексуальном насилии в семье дети, как правило, не получают физических повреждений. Сексуальное принуждение в семье – это не единичное событие, а медленно развивающийся и длительно протекающий и потому трудно выявляемый процесс.

 

Психоэмоциональное насилие

Психоэмоциональное насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка пагубного характера.

Формы психологического (эмоционального) насилия:

  1. Отвержение (отказ выполнять просьбы и удовлетворять потребности ребенка в форме, выражающей сильную неприязнь).
  2. Отказ в эмоциональном отклике (пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, излишняя холодность, нежелание или неспособность ответить на попытки общения, предпринимаемые ребенком).
  3. Отказ от детей бывает физическим и моральным (эмоциональным). Родители, физически отказывающиеся от своих детей, ненавидят и избивают своего ребенка, бросают его. Моральный отказ совершается, когда родители не дают детям той любви и заботы, которые необходимы им по мере роста, и проявляться в постоянном ворчании, ругани, необоснованных претензиях к детям, полной отстраненности, незаинтересованности их проблемами.
  4. Унижение (прилюдное унижение, высмеивание ребенка, употребление по отношению к нему обидных прозвищ, оскорбительных замечаний, частые нападки на его достоинство, знания или умственные способности).
  5. Угрозы в адрес ребенка в словесной форме, или запугивание (принуждение ребенка быть свидетелем надругательства над любимым человеком или животным, или угроза применения насилия над самим ребенком).
  6. Преднамеренная физическая или социальная изоляция (запрещение ребенку играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях, запирание ребенка в кладовой, сарае или туалете).
  7. Эксплуатация (использование слабости либо невинности ребенка).
  8. Неприятие и постоянная критика ребенка. Бывает явное и неявное неприятие. Явное неприятие встречается, например, тогда, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, либо если ребенок не соответствует начальным ожиданиям родителей, например, в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик, или наоборот.
  9. Неявное неприятие обнаружить гораздо сложнее. В таких семьях ребенок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но нет душевного контакта. Например, для матери ребенок – препятствие для развития собственной карьеры, помеха, устранить которую она никогда не сможет, и вынуждена терпеть.
  10. Отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе (Эмоционально отвергнутые еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, чем желанные дети, чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются).
  11. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
  12. Однократное грубое психическое действие, вызывающее у ребенка психическую травму.

 

Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами детей – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей, отсутствие должного внимания и заботы, оставление детей без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим,  опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Семьи, в которых встречается этот вид насилия, обычно низкого социально-экономического уровня. Для таких семей характерна нищета, безработица. Отцы в таких семьях либо вовсе отсутствуют, либо не участвуют в ее жизни. Часто матери в детстве сами испытывали лишения со стороны родителей и, вследствие этого, располагают настолько скудным запасом теплых чувств. Но пренебрежение детьми случается и в полных семьях, не испытывающих материальных трудностей.

Важно отметить, что все вышеперечисленные виды насилия редко встречаются в чистом виде. Обычно они сочетаются. Кроме того, каждое отдельно взятое проявление насилия, как правило, сопровождается психологическим давлением – издевательствами, унижением, отказами в удовлетворении жизненно важных потребностей, установлением всевластия.

 

 

1.3 Проблемы детей, подвергающихся  жестокому обращению в семье

 

 

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию выпадают из нормального процесса социализации. 10 % детей, переживших насилие в семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, головы, определенный тип ожогов и т.п.
  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.
  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой.

Выделяются следующие особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить применение насилия по отношению к нему в семье, в зависимости от возраста ребенка:

Возраст 0–6 месяцев: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3–6 месяцев.

Информация о работе Социальное обслуживание детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию