Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, реферат
Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.
Введение……………………………………………………………………………….……3
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема общества………………………………….............................................................................5
1.1 Сущность и содержание понятий «насилие»……………………………….……......5
1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….….6
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10
Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14
2.1 Профилактика домашней жестокости и насилия…………………………………...14
2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………………………..27
Оптимальным вариантом их временной изоляции является помещение - приют. Именно приюты должны стать центральным звеном оказания помощи таким детям, при которых могут быть организованы кабинеты анонимного консультирования, телефоны доверия, дневные стационары и т. д.
Дети, пострадавшие от насилия и жестокости, от пренебрежения их интересами, нуждаются в социальной, медицинской, психологической и правовой помощи, поэтому исключение даже одного из компонентов существенно снижает эффективность терапевтического вмешательства. В настоящее время в приюты помещают детей в основном из неблагополучных семей, и возвратить их обратно в семью вряд ли возможно. И здесь стоит важная проблема — несовершенство законодательных норм, которые не позволяют активно вовлекать родителей в психотерапию, в участие в обучающих и коррекционных программах. Получается, что легче лишить родительских прав, чем привлечь родителей к психокоррекционной работе. Поэтому сегодня актуальной задачей является привлечение семей к активному сотрудничеству.
Основные принципы социальной работы с семьями по защите детей.
Социальная работа с семьей — это в любом случае вмешательство в ее жизнь и часто и усугубление уже имеющихся в ней проблем. Для того чтобы социальная работа приносила только пользу, необходимо соблюдение определенных принципов.
Стадии социальной работы с семьей по защите ребенка от насилия и агрессии.
Выделяют три такие стадии:
Первая стадия — сообщение и расследование. Она начинается после получения информации о раскрывшемся случае жестокого обращения с ребенком или о подозрении, которое может основываться на наличии признаков избиения, физического насилия или наблюдении за особенностями ребенка, его эмоциональным состоянием
Основными задачами социальной работы на этой стадии являются:
Данная стадия работы не должна превышать одной недели.
Методы, предпринимаемые социальным работником на этой стадии:
В зависимости от полученных результатов первая стадия социальной работы может иметь 3 варианта.
Вторая стадия — углубленная оценка и планирование. Цель углубленной оценки заключается не столько в том, чтобы установить, подвергался ли ребенок насилию или есть какая-то другая серьезная причина для беспокойства, сколько в том, чтобы глубже понять сложившуюся ситуацию в семье, причины ее дисфункции. Как правило, эта стадия занимает не более 12 недель.
Работа на данной стадии включает:
На данной стадии работы важна роль многих специалистов, таких, как: семейный врач или участковый педиатр, психолог, учителя, воспитатели и др.
В конце стадии должно быть составлено ясное представление об обстоятельствах, которые привели к насилию над ребенком, включая взаимоотношения в семье. Социальный работник должен вести подробные записи всей полученной информации и анализировать ее. В заключение второго этапа работы необходимо подготовить план действий по результатам оценки.
Третья стадия — проведение реабилитационной работы с ребенком и всей семьей. Центральная роль здесь отводится психологической помощи — психотерапии, которая может проводиться как индивидуально, так и с группой. Причем состав группы может быть различным: группы детей — жертв насилия; группы взрослых, перенесших насилие в детстве; группы родителей, допускающих насилие и агрессию по отношению к своим детям; смешанные группы родителей и детей
Таким образом, можно подвести итог, что пренебрежение родительским долгом и жестокое обращение с детьми — одни из наиболее пагубных проявлений семейного насилия и неустроенности.
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие в семье
Первый шаг, который необходимо сделать навстречу ребенку, это принять его и присоединиться к нему, предположить (не более того!), что ребенок прав в своей установке по отношению к окружающим людям, какой бы она ни была.
Как еще говорила Анны Фрейд об опыте установления контакта с ребенком: «Моя первая цель заключалась исключительно в том, чтобы представлять интерес для мальчика... Постепенно я стала для него не только интересным и полезным человеком, но и очень сильной личностью, без помощи которой он уже не мог обойтись. С помощью этих трех качеств я стала ему необходимой». Современные представители британской школы психоанализа (М. Клейн, Д. Винник, М Балинт и др.) считают, что движущая сила развития ребенка - это аффективные отношения его с теми людьми, которые о нем заботятся; условие же осмысленности его личного существования - это разделяемый с другими людьми жизненный опыт.
По мнению этих исследователей, в основе нарушения развития личности, появления агрессивности, жестокости лежат не только конфликты, о которых писал отец психоанализа, но и «нехватка эмоционального тепла в раннем возрасте». Особенно важно учитывать это в работе с детьми - жертвами насилия: чтобы помочь им возродиться, необходимо глубоко понять ребенка и создать опыт корригирующей заботы, дать ему недостающее тепло, отогреть его душу.
Ребенок может выражать свои чувства только в том случае, если рядом находится человек, который его полностью принимает, понимает и поддерживает. Прежде чем начинать работу на достижение результата, терапевт должен суметь установить с ребенком необходимые отношения, помочь ребенку включиться в психодраматическую реальность и поверить в метод.
Ребенок может оказывать сопротивление, иногда может казаться, что драматическое действие топчется на месте, но ведущий обязательно должен верить в то, что они приведут к успеху. Установлению доверия мешают и культурные стереотипы: «рассказать о жестокости в семье - значит предать близких», «нельзя выносить сор из избы» и т. п. Потеря контроля и ощущение беспомощности для потерпевшего ребенка являются очень существенными. Преследователи говорят своим жертвам, что те сами виноваты в том, что с ними произошло: ребенок посмотрел или повел себя так, что сам спровоцировал принуждение или жестокость.
Дети часто рассказывают о случившемся своим родственникам или учителю, но слышат в ответ, что нельзя грубить, нельзя рассказывать про других грязные вещи и все, что они сказали, - неправда. Не удивительно, что после такой реакции старших ощущение беспомощности у ребенка увеличивается.
Работая с детьми, которые пережили сексуальное принуждение, мы обязательно должны верить ребенку. О том, что произошло в действительности, знают лишь он и его мучитель.
Только ребенок знает, как к нему приставали, что именно случилось и как это на него повлияло. Важно помнить, что эти дети испытали на себе равнодушие, невнимание и жестокость со стороны взрослых.
Отсюда их недоверие, настороженность, постоянное ожидание «вероломства». Прежде чем такой ребенок подпустит к себе, психологу предстоит пройти «проверку на лояльность».
Чем сильнее нарушена целостность «Я» ребенка, подвергшегося жестокому обращению, тем больше поддерживающих элементов, которые способствуют интеграции, восстановлению целостности, должно включаться в психодраму. Это может достигаться, например, более близкой к этому ребенку (даже в смысле пространственного расположения) поддерживающёй позицией ведущего и группы, сокращением времени сеанса, сокращением количества сцен и увеличением «разговорных моментов», близких к техникам гуманистической, клиентцентрированной терапии, отказом от техники обмена ролями, использованием приема «открытого конца».
Лучшими аргументами в пользу применения психодраматического метода с детьми - жертвами насилия служат высказывания самих детей, которые прошли через систему психодраматической работы. Научиться доверять другим - значит научиться доверять себе: своим чувствам, суждениям и ощущению ценности своего бытия.
Таким образом, они изменяют свое восприятие той или иной ситуации и делают более осмысленным и гибким свое поведение в различных условиях (в том числе и в семье). Достоинства психодраматических методов в том, что они: включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации; рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение членов взаимодействия; фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия; способствуют выражению «запрещенных эмоций», которые буквально переполняют этих детей (гнева, страха, раздражения, обиды), и нахождению «культуросообразных» способов их выражения. Последнее особенно важно знать тем, кто работает с детьми, испытавшими жестокость.
Дело в том, что чувства гнева и обиды, как правило, первыми выходят наружу, после того как ребенок признает факт насилия, имевший место в его жизни. Этот феномен подтверждают самые различные исследователи (К. Роджерс, Э. Джил, Э. Баннистер и др.)
Сделать больно, отплатить обидчику
- вот первые чувства, переполняющие
многих из юных жертв насилия,
после того как они рассказали
о нем на индивидуальной
После того как наличие гнева признано, а выражение его в игровой форме «стало позволено», ребенок начинает контролировать свое поведение и ощущает себя в безопасности. Итак, психодрама может помочь: - отыграть вовне драму внутреннего мира; - овладеть своим прошлым и «попрощаться с ним»; - поверить в себя, в свои силы и возможность изменений; - найти оптимальные способы поведения в трудных жизненных ситуациях; - освоить новые роли и модели поведения.