Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, реферат
Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.
Введение……………………………………………………………………………….……3
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема общества………………………………….............................................................................5
1.1 Сущность и содержание понятий «насилие»……………………………….……......5
1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….….6
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10
Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14
2.1 Профилактика домашней жестокости и насилия…………………………………...14
2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………………………..27
При работе с детьми, пережившими насилие, целесообразно особо выделять стадию восстановления доверия, без которой воспроизведение состояться не может. В связи с тем, что многие подростки имеют негативный опыт общения со взрослыми и не доверяют им, представляется важным создание непрофессиональных молодежных объединений (группы самопомощи), которые способствуют организации терапевтической среды.
Их основной задачей является создание условий, облегчающих детям и подросткам обращение за профессиональной помощью, адаптация к терапевтическому процессу, облегчение интеграции ребенка или подростка в группу сверстников. Существует ряд проблем, по поводу которых подростки более склонны обращаться к сверстникам, прежде всего это проблемы общения, любовные отношения и т. п. Важно и то, что такое общение со сверстниками позволяет снизить страх, тревогу, недоверие к психологам и врачам, обеспечивает подростков информацией о возможности получения профессиональной помощи .
Заключение
Самые беззащитные жертвы насилия – дети. Физическое насилие воспринимается ими, как заслуженное наказание, потому что для малыша поступки родителей изначально верны. Ребёнок боится рассказать кому-либо, считая, что тогда родители станут любить его меньше. Как правило, люди, жестоко обращающиеся со своими детьми же психологически слабые, которые не в состоянии самоутвердиться в общении с равными себе.
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро, – сказал В. Сухомлинский. – В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.» Именно поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее насилие, ведь вырастая в таком окружении, дети впоследствии ведут себя точно также, считая подобное поведение нормой вещей. Не стоит оставаться в стороне, поддержка психолога и специальных органов могут сохранить немало жизней, если разорвать этот замкнутый круг домашнего насилия.
Согласно исследованиям, родительская
жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако
если учитывать подзатыльники, угрозы,
запугивания, шлепки и т.д., то практически
каждый ребенок сталкивается с проявлениями
родительского насилия.
Основная причина недовольства родителей
своими детьми - неудовлетворенность их
учебной деятельностью - 59%. Хвалят детей
за выполнение домашнего задания - 38,5%
родителей, а ругают и даже избивают - 30,8%.
Более трети родителей на вопрос: «Какой
Ваш ребенок?» - дали своим детям следующие
характеристики: «плохой», «неуспевающий»,
«неаккуратный», «приносящий много хлопот»
и т.д.
На вопрос: «Почему Вы дали
своему ребенку такую
Среди мотивов жестокости родителей по
отношению к детям 50% отмечают «стремление
воспитать», 30% - месть за то, что ребенок
приносит огорчения, что-то просит, требует
внимания. В более чем 10% случаев жестокость
родителей становится самоцелью - крик
ради крика, избиение ради избиения.
Наиболее типичные причины жестокости
в семье - это, во-первых, традиции патриархального
воспитания. Долгие годы ремень да порка
считались лучшим воспитательным средством
не только в семье, но и в школе. Вспомните:
«Больше тумаков - меньше дураков».
Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый
в обществе. Резкие социально-экономические
изменения, происходящие в обществе, быстрая
переоценка ценностей приводят к тому,
что родители часто, оказываясь в стрессовом
состоянии, переживают взрыв ненависти
к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка
от стрессов» зачастую тоже происходит
на детях, особенно часто на дошкольниках
и младших школьниках, которые не понимают,
почему родители на них сердятся.
В-третьих, низкий уровень общественной
и правовой культуры нашего общества.
Ребенок в таком обществе выступает, как
правило, не субъектом взаимодействия,
а объектом воздействия.
Именно поэтому некоторые
родители добиваются своих
Список использованных источников
1 Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. ―Минск: Харвест, 1998. –с. 145
2 Психология. Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. ―2-е изд., испр. и доп. ―М.: Политиздат, 1990. – с. 150
3 Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления./ Под ред. Е.Н. Волковой. ―Спб.: Питер, 2008. 20 c.
4 Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал, Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с. 84
5 Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с. 137
6 Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал, Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с. 105