Социальное обслуживание детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 17:58, реферат

Описание работы

Насилие в целом является актуальной темой для современной России, где число тяжких преступлений против личности не выражает тенденции к уменьшению. Проблема предотвращения насилия над детьми в условиях ухудшения общей экономической и социальной ситуации в России становится чрезвычайно актуальной. Она рождает множество практических вопросов этического, гуманистического, социально-экономического, правового, медицинского, образовательного характера, решить которые можно только совместными усилиями, вовлекая в рассмотрение планы охраны материнства и детства в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….……3
Глава 1 Жестокость и насилие по отношению к детям как социальная проблема общества………………………………….............................................................................5
1.1 Сущность и содержание понятий «насилие»……………………………….……......5
1.2 Виды насилия над детьми………………………………………………………….….6
1.3 Проблемы детей, подвергающихся жестокому обращению в семье…....................10
Глава 2 Социальное обслуживание детей, переживших насилие………………………14
2.1 Профилактика домашней жестокости и насилия…………………………………...14
2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения…………………....17
2.3 Работа социального педагога с детьми, пережившими насилие…………………..21
Заключение…………………………………………………………………………………25
Список использованных источников……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Возраст 6 месяцев — 1,5 года: боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5–3 года: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3–6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне ребенок копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; низкая познавательная активность; личностная незрелость; интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; побеги из дома при угрозе наказания.

Подростковый возраст: побеги из дома; суицидальные попытки; делинквентное поведение; употребление алкоголя, наркотиков; инфантильность суждений; ранее появление половых влечений; крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, слабость функции самоконтроля; повышенный интерес к сексуальным проблемам; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни; неблагоприятные микросредовые условия, асоциальное поведение.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую выплёскивают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто проявляют агрессивность в игре, порой они испытывают гнев без видимой причины.

Некоторые из них, наоборот, чрезмерно слабы, апатичны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, аддиктивного поведения.4

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, и не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков, могут наблюдаться попытки суицида.5

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

В результате жестокого обращения с детьми в замещающих семьях одновременно проявляются два аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества. Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы [3, с.105].6

Жестокое отношение к ребенку, его отвержение в грубой или явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем агрессию или аутоагрессию..

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям (Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И.).

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, кровоизлияние в глазные яблоки, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых сильно трясут. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид насилия. Эти реакции могут проявляться в виде ответной агрессии, возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система социального обслуживания детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих здоровью и развитию

2.1 Профилактика домашней жестокости  и насилия по отношению к  детям

 

В современном мире предотвращение насилия – одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространённость семейного насилия, оно часто скрыто от «посторонних».

Комплексность подхода к проблеме насилия в семье имеет очень определяющее значение. Очень важна профилактическая работа, как с семьями, так и с подростками, готовящимися к самостоятельной жизни, а в особенности – с детьми как наименее защищёнными членами нашего общества.

Одной из целей является формирование единого подхода к проблеме семейного насилия в профессиональной среде. Крайне важна также задача информирования как общества в целом, так и всей системы дошкольного и школьного образования по этому вопросу в различных его категориях. Конкретным шагом к решению проблемы насилия в семье было бы создание системы постоянно и целенаправленно действующих комплексных мер профилактики.

Можно выделить три уровня профилактических мероприятий. Первичная профилактика направлена на предупреждение насилия в семье. Вторичная профилактика подразумевает прекращение развития насилия в конкретных семьях различными способами и методами, предупреждение его последствий и рецидива однажды возникшей критической ситуации. Третий уровень профилактики представляет комплекс реабилитационных мер для пострадавших от семейного насилия.

Насилие в семье – социальное явление, которое охватывает различные слои общества и практически все возрастные группы населения. Для осуществления комплексности в профилактике насилия в семье, необходима работа по всем трём уровням.

Основной целевой группой населения в профилактике насилия в семье являются дети и подростки.

Задачей первого уровня профилактики насилия для них является формирование ненасильственной, неагрессивной модели поведения, воспитание гармоничной личности.

Для дошкольников и младших школьников должны использоваться игровые формы обучения навыкам самовыражения; в специальных играх может повышаться уровень самооценки, вырабатывается толерантность к другим; также могут быть заложены основы правосознания.

Для школьников средних классов остается актуальным самовыражение, самооценка, толерантность. Однако в этом возрасте необходимо уже осознание границ собственного «Я». Занятия могут проводиться в форме классных часов, бесед, тренингов, обсуждений. Особенностью этого возраста является то, что эффективность проводимых мероприятий повышается за счёт горизонтальных связей.

Для старших школьников, студентов необходимо овладение знаниями, умениями, навыками, позволяющими строить гармоничные связи с семьёй. Формами работы могут быть лекции, дискуссии, тренинги, которые целесообразно включать в некоторые предметные курсы.

Данные программы должны работать в течение некоторого времени, таким образом, дети и подростки, вступая во взрослую жизнь, смогут придерживаться норм и правил поведения при общении.

Второй уровень профилактики для этой целевой группы направлен на прекращение насильственных действий в отношении конкретных детей и подростков. Он предусматривает систему мер, которые можно разделить на  три параметра:

  1. Выявление детей, испытывающих жестокое обращение. Индикаторами жестокого обращения являются: агрессивность или подавленность, безнадзорность и беспризорность, ухудшение успеваемости, ухудшение здоровья, физические травмы, информация из социальных источников (одноклассники, их родители, учителя и др.).
  2. Работа с родителями через информирующие лекции, индивидуальные беседы, проведение классных собраний с родителями. Основными исполнителями здесь выступают классные руководители, педагоги, преподаватели, инспектора по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, социальные работники, социальные педагоги и др.
  3. Работа с детьми – привлечение их к общественной работе, индивидуальная и групповая работа, беседы, тренинги. К этой работе могут привлекаться классные руководители, школьные психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспектора по делам несовершеннолетних. Задачей этой работы является предупреждение развития негативных психологических последствий насилия для ребенка.

Третий уровень профилактики требует выведения ребенка из среды жестокости и проведения реабилитационных мероприятий (медицинское лечение, психотерапия и т.д.).

Профилактическая работа включает в себя просвещение родителей по вопросам прав и свобод детей, закрепленных в международных и федеральных законодательных актах, отказ от культурологически оправдываемых форм насилия, прежде всего в сфере воспитания и перевоспитания детей; полный отказ от физических наказаний; привитие ценностного отношения к детям и детству и т.д. Данная работа может строиться с использованием таких форм, как использование стендовой информации, выступление на родительских собраниях, проведение родительских клубов, выпуска газет внутри образовательного учреждения, индивидуальных бесед и консультаций и т. д.

Большая роль в решении проблемы насилия над детьми в семье отводится ранней диагностике данного явления. Однако это направление работы осложняется тем, что семья является закрытой для изучения системой. Поэтому для выявления насилия над детьми должен применяться целый ряд методик. С этой целью используются:

1. Опросники и анкеты. Их применение в работе отличается вариативностью. Они могут быть составлены с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, но обязательно должны быть построены с учетом всех требований, предъявляемых к этим методам исследования.

2. Наблюдение педагогов за детьми  в классе. Наблюдение играет важную  роль в выявлении случаев семейного  насилия в отношении детей. Именно  педагоги в процессе наблюдения  за детьми во время занятий, выполнении поручений, процессов  взаимодействия со взрослыми и сверстниками первыми могут увидеть внешние физические признаки совершаемого над ребенком насилия в семье, а также проследить вызванное им внутреннее переживание.

3. Проективные методики, построенные  по типу незаконченных предложений. Позволяют получить достаточно объективные данные, так как задания представлены не в прямой, а в «завуалированной» форме. Данная методика может использоваться в работе как с родителями, так и с детьми и позволяет осуществлять сравнительный анализ ответов обоих сторон.

4. Проективные рисуночные техники. Большой информативностью в вопросе  диагностирования совершаемого  над ребенком насилия обладают  такие проективные рисуночные  техники, как «Рисунок семьи»  и др. Они позволяют выявить  характер семейных взаимоотношений, а также эмоциональное отношение ребенка к ним.

Профилактика и раннее выявление факторов пренебрежения родительским долгом и жестокого обращения с детьми, а также всесторонняя помощь детям – жертвам насилия – обязанность всего общества. Система народного образования должна иметь механизмы выявления, предотвращения и профилактики жестокого обращения с детьми, что является неотъемлемым компонентом психологической безопасности образовательной среды. 

 

2.2 Социальная защита детей от насилия и жестокого обращения

 

Политика отрицания данной проблемы в нашем обществе привела к тому, что практически нет системы оказания помощи таким детям и отсутствуют меры профилактики. Опыт работы с детьми, пострадавшими от насилия и жестокости, от пренебрежения их интересами, свидетельствует о том, что многие из них живут в экстремальных условиях и оставлять их в таких семьях опасно. Следовательно, помощь этим детям начинается с обязательного изъятия их из семьи.

Информация о работе Социальное обслуживание детей, испытывающих жестокое обращение и насилие, оказавшихся в условиях, угрожающих жизни и развитию