Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, дипломная работа
Цель исследования: изучить систему социального обслуживания пожилых граждан и разработать предложения и рекомендации по развитию социального обслуживания пожилых граждан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные черты и место в обществе социально-демографической группы пожилых граждан;
2) рассмотреть зарубежный опыт социального обслуживания пожилых граждан;
3) выявить основные социально-психологические проблемы граждан пожилого возраста;
4) дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан
5) провести анализ социального обслуживания пожилых граждан;
6) разработать предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан;
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Граждане пожилого возраста как объект государственной
социальной защиты…………………………………………………..
1.1 Теоретические представления о старении населения и пожилом возрасте
человека………………………………………………………………………
1.2 Международная система взглядов на старение населения и граждан
пожилого возраста как особую группу населения…………………………
1.3 Основные социальные проблемы пожилых граждан в РФ……………….
1.4 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты с пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………..
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан…………
2.1 Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной
защиты населения………………………………………………………………
2.2 Организационные основы социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
2.3 Специфика социального обслуживания пожилых граждан………………..
2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
Глава 3. Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Нальчике….
3.1 Общая характеристика учреждений социального обслуживания пожилых
граждан в г.Нальчике………………………………………………………..
3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Нальчика..
3.3 Общие рекомендации по организации социального обслуживания
пожилых граждан……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….
Приложение А. Виды и перечень социальных услуг……………………………
Приложение Б. Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан………………………………………………..
Сегодня, в период реформирования нашей экономики, лица пенсионного возраста принадлежат к категории едва ли не самых бедных. По имеющимся оценкам, средняя пенсия пожилых россиян за последние годы составляла 35% – 38% от средней заработной платы; дополнительные доходы пенсионеров увеличивали среднюю пенсию максимум на 20%. Среднедушевые доходы домохозяйств пенсионеров превышали величину прожиточного минимума на 1/5. Рост цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания, уменьшению расходов на социально-культурные нужды и, в конечном итоге, сказался на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста. Потеря своего социального статуса, активной жизни тяжело переносится пожилым человеком. И для компенсации этого главную роль должна играть семья. Однако, нередко приходится говорить о том, что именно взаимоотношения стариков с членами семьи негативно влияют на самочувствие и жизнедеятельность старшего поколения.
Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты. В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством.
Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Но это только часть жизнедеятельности пожилых граждан. В современной семье бабушка и дедушка принимают на себя существенную часть забот со среднего поколения. Однако разгрузка среднего поколения за счет старшего не является основной необходимостью. В действительности интересы и потребности стареющих граждан отнюдь не ограничиваются семьей, детьми, внуками. Снимая с детей нагрузку по дому, пожилые жертвуют здоровьем, досугом, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями.
Самочувствие пожилых граждан также во многом определяется сложившейся в семье атмосферой – доброжелательной или недоброжелательной, нормальной или ненормальной, тем, как распределяются права и обязанности в семье между дедушками (бабушками), их детьми и внуками. Особенность пожилого клиента заключается также в том, что он чаще других выступает как объект насилия (плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие) со стороны социального окружения, однако это не значит, что пожилым не свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголем, депрессией и психической неуравновешенностью. Слабость к алкоголю у пожилых лиц обусловлена тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе, окружающих, для пожилых граждан сняты. При этом у пожилых граждан существует определенная мифология, вызванная психологическими установками. Среди них: "алкоголь улучшает пищеварение", "алкоголь помогает уснуть", "алкоголь помогает не чувствовать одиночество" и т.д., что наряду с другими факторами, также приводит к алкоголизации. Вместе с тем наблюдаются обратные реакции. Алкоголь приводит к гипотремии, ухудшает память, вызывает депрессии, может ухудшить работу пищеварительного тракта. Особо опасным является употребление алкоголя совместно с лекарственными препаратами.
Проблема одиночества выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. С одной стороны, наблюдается сужение контактов, связанное с выходом на пенсию, обретением детьми самостоятельности, а в дальнейшем – с естественным уходом из жизни друзей и родственников. С другой стороны человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Они связаны с переоценкой "Я-концепции", из которой исчезает ее главная составляющая "Я-профессиональное", а также с осознанием старения тела и ухудшения здоровья, продолжением "самоозабоченности" и восприятием смерти как финального этапа жизни.
1.4 Объективные
предпосылки и пути развития
социальной защиты пожилых
Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления – геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой. Старость, как период жизни граждан вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых граждан связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
Следует признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пожилые граждане имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль. Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.
В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пожилые граждане по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется по трем основным направлениям:
а) социальная поддержка;
б) социальное обслуживание;
в) социальное обеспечения.
Механизм социальной защиты пожилых граждан реализуется на государственном (федеральном и региональном) и местном уровнях.
Государственный федеральный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалида и возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам
обеспечивается возможность получения
достаточных для удовлетворения
их основных жизненных потребностей
социальных услуг, которые включаются
в федеральный и
Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения – одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики.
Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты пожилых граждан в РФ.
Создание демократического общества в России предусматривает действенную политику в отношении пожилых. Одной из ее составных частей стала разработка российским правительством основных направлений социальной политики РФ по социальной защите пожилых.
Основы правового
Большое значение для решения проблем пожилых имеют указы и постановления Правительства РФ "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (ноябрь 1995 г.), "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" (июнь 1996 г.), "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (апрель 1996 г.), "О мерах по обеспечению санаторно-курортным лечением участников Великой Отечественной войны" (февраль 1996 г.), а также ряд дополнений и изменений к данным законодательным актом.
Например, ФЗ РФ "О внесении дополнений в статью 106 закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" (декабрь 2012 г.), "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" (ноябрь 1999 г.) и др.
В документах определены структура социальной защиты, ее цели и задачи, сформулирована программа социальной защиты пожилых граждан. В идеале все усилия должны быть направлены на улучшение жизни пожилых, их социальное обслуживание, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощи в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости.
Основной свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых граждан, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания услуг. Указанный закон закрепляет следующие формы социальной защиты этой категории граждан:
а) стационарное обслуживание
в учреждениях социального
б) полустационарное социальное обслуживание;
в) социально-медицинское обслуживание на дому;
г) срочное социальное обслуживание;
д) социально-консультативная помощь.
Закон определяет условия оказания социальных услуг – платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
Закон РФ "Об основах социального обслуживания граждан населения в Российской Федерации", устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения. В нем даны основные понятия, раскрывающие сущность отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельность социальных служб по социальном обслуживании, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В документе определены основные принципы социальной помощи: адресность, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года "О предоставлении бесплатного обслуживания и платных услуг государственными социальными службами" в соответствии с Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определено "Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами". Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги.
Постановлением Правительства РФ "О федеральном перечне гарантировано государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" в соответствии с Федеральным Законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.