Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, дипломная работа
Цель исследования: изучить систему социального обслуживания пожилых граждан и разработать предложения и рекомендации по развитию социального обслуживания пожилых граждан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные черты и место в обществе социально-демографической группы пожилых граждан;
2) рассмотреть зарубежный опыт социального обслуживания пожилых граждан;
3) выявить основные социально-психологические проблемы граждан пожилого возраста;
4) дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан
5) провести анализ социального обслуживания пожилых граждан;
6) разработать предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан;
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Граждане пожилого возраста как объект государственной
социальной защиты…………………………………………………..
1.1 Теоретические представления о старении населения и пожилом возрасте
человека………………………………………………………………………
1.2 Международная система взглядов на старение населения и граждан
пожилого возраста как особую группу населения…………………………
1.3 Основные социальные проблемы пожилых граждан в РФ……………….
1.4 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты с пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………..
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан…………
2.1 Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной
защиты населения………………………………………………………………
2.2 Организационные основы социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
2.3 Специфика социального обслуживания пожилых граждан………………..
2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
Глава 3. Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Нальчике….
3.1 Общая характеристика учреждений социального обслуживания пожилых
граждан в г.Нальчике………………………………………………………..
3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Нальчика..
3.3 Общие рекомендации по организации социального обслуживания
пожилых граждан……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….
Приложение А. Виды и перечень социальных услуг……………………………
Приложение Б. Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан………………………………………………..
Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:
1 Сущностно-деятельностные
функции (профилактическая, социально-реабилитационная,
адаптационная, охранно-
2 Нравственно-гуманистические фу
Практическая реализация
этих функций неразрывно связана
с оптимальным уровнем
Основная задача системы социального обслуживания состоит в том, чтобы построить социальную политику, в основу которой была бы положена деятельность государства, включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Основные показатели эффективности проводимых мероприятий в системе социального обслуживания включают:
В основу критериев эффективности социального обслуживания можно положить степень сложности и продолжительности социальных услуг, степень их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием можно взять на вооружение такие индикаторы как уровень развития социальных служб, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране и в различных регионах Российской Федерации. Существует и третья группа критериев, позволяющая оценивать их с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания или по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.
Основные направления развития системы социального обслуживания:
Итак, социальное обслуживание населения как одна из подсистем социальной защиты населения, в соответствии с законодательством РФ, включает конкретные виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.
2.2 Организационные основы
социального обслуживания
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Оно осуществляется по решению органов социальной защиты в подведомственных им учреждениях или по договорам, заключаемым с учреждениями социальной защиты иных форм собственности. Социальное обслуживание пожилых включает в себя совокупность следующих услуг: уход, организация питания; содействие в медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:
В соответствии с федеральным законом определяются следующие формы социального обслуживания:
Система социального обслуживания пожилых граждан основана на использовании и развитии социальных служб всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального, негосударственного секторов социального обслуживания.
К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания пожилых относятся дома-интернаты для престарелых, психоневрологические интернаты, центры социального обслуживания.
Дома-интернаты предоставляют пожилым гражданам возможность находиться в них постоянно или временно, в т.ч. предусматривается недельное и дневное пребывание. Практика показывает, что в домах-интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых граждан к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата и предотвращения конфликтных ситуаций.Характерно, что на протяжении длительного периода в нашей стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов для престарелых. Так, на начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых, в которых проживало более 200 тыс. человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилась 261 тыс. человекОтчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому, но вместе с тем из-за недостаточного выделения денежных средств строительство новых домов-интернатов шло очень медленно. В настоящее время в системе социальной защиты действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста.
Сейчас в дома-интернаты
поступают в основном люди, требующие
постоянного ухода, утратившие в
значительной мере способность передвигаться.
Ученые и практики социальной работы вносят различные предложения по совершенствованию и разработке перспективных форм домов-интернатов. Необходимы системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым, ее дифференциация и интеграция, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей. Все это позволит улучшить качество помощи престарелым, более эффективно осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственное обеспечение, вести реконструкцию существующих и проектирование новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.
Следующий вид учреждений социальной защиты пожилых – центр социального обслуживания. Он создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе отделения дневного пребывания престарелых, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи. Преимущественным правом принятия на обслуживание Центром пользуются участники Великой Отечественной войны. Отделение дневного пребывания Центра предназначается для постоянного или временного (до 6 месяцев) бытового, медицинского, культурного обслуживания в надомных условиях пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 пенсионеров – в городской местности и возглавляется заведующим отделением. В отделение зачисляются пожилые независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной (врачебной) помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских.
Направления деятельности отделения:
1. Выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в обслуживании на дому;
2. Оказание социально - бытовой помощи пенсионерам на дому;
3. Содействие в предоставлении пожилым лицам льгот и преимуществ.
К числу надомных социально-бытовых услуг относятся:
а) доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
б) оплата жилья, коммунальных услуг;
в) сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
г) организация предоставления пенсионерам различных услуг предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений;
д) содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды, протопка печей;
е) помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные помещения органов социальной зашиты;
ж) содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
з) содействие пожилым людям в профессиональной подготовке и переподготовке в соответствии с их физическими и умственными возможностями;
и) содействие в трудоустройстве, в получении правовых услуг.
Также предоставляется широкий перечень медицинских и санитарно-гигиенических надомных услуг:
а) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
б) содействие в проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, в обеспечении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи;
в) оказание психологической помощи;
г) содействие в госпитализации,
посещение в стационарных учреждениях
здравоохранения в целях
д) помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение.
В муниципальных центрах социального обслуживания на престарелых на дому могут вводиться дополнительные услуги:
а) наблюдение за состоянием здоровья;
б) оказание экстренной доврачебной помощи;
в) кормление ослабленных престарелых;
г) проведение санитарно-просветительской работы /10/.
Таким образом, социальная помощь пожилым на дому является наиболее перспективной и действенной, так как позволяет охватить наибольший круг нуждающихся лиц, проводить качественное социальное обслуживание пенсионеров с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальном обслуживании. Оно включает следующие социальные услуги, предусматриваемые федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг: