Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, дипломная работа
Цель исследования: изучить систему социального обслуживания пожилых граждан и разработать предложения и рекомендации по развитию социального обслуживания пожилых граждан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные черты и место в обществе социально-демографической группы пожилых граждан;
2) рассмотреть зарубежный опыт социального обслуживания пожилых граждан;
3) выявить основные социально-психологические проблемы граждан пожилого возраста;
4) дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан
5) провести анализ социального обслуживания пожилых граждан;
6) разработать предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан;
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Граждане пожилого возраста как объект государственной
социальной защиты…………………………………………………..
1.1 Теоретические представления о старении населения и пожилом возрасте
человека………………………………………………………………………
1.2 Международная система взглядов на старение населения и граждан
пожилого возраста как особую группу населения…………………………
1.3 Основные социальные проблемы пожилых граждан в РФ……………….
1.4 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты с пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………..
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан…………
2.1 Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной
защиты населения………………………………………………………………
2.2 Организационные основы социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
2.3 Специфика социального обслуживания пожилых граждан………………..
2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
Глава 3. Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Нальчике….
3.1 Общая характеристика учреждений социального обслуживания пожилых
граждан в г.Нальчике………………………………………………………..
3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Нальчика..
3.3 Общие рекомендации по организации социального обслуживания
пожилых граждан……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….
Приложение А. Виды и перечень социальных услуг……………………………
Приложение Б. Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан………………………………………………..
Федеральный Закон "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам или семьям.
Федеральный Закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях создания условий обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Также можно отметить программу Федеральную целевую программу "Старшее поколение". В работе над ней участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов – предусматриваются меры комплексного решения многих вопросов, жизненно важных для пожилых граждан. Среди них – совершенствование охраны здоровья и поддержание жизнеспособности и активности, повышение материальной обеспеченности и оптимизации среды жизнедеятельности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей состояния здоровья, а также создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в пожилом возрасте. Программа отдает приоритет решению социальных проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов, пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев старших возрастных групп, пожилых из состава маргинальных групп населения. Состоящая из 5 разделов, программа предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов – интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по 1 главе.
1. Старение населения и пожилой возраст являются объектом изучения различных отраслей научного знания, что придают исследованию социальных проблем пожилых граждан междисциплинарный характер.
2. Глобальность проблемы
старения населения мира
3. Положение пожилого
населения в РФ
4. Необходимость решения
социальных проблем пожилых
5. Граждане пожилого
возраста являются
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН .
2.1 Сущность
социального обслуживания и
Переход российского общества в 90 гг. XX в. к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы значительной части населения, потребовал создания и развития относительно нового социального института – социальной защиты населения (СЗН). Для этого в системе органов управления социальной политикой была выделена организационная подсистема социальной защиты населения, структура и функции которой определены законом и подзаконными нормативными актами.
В последнее время широко используется определение социальной защиты как "защиты от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека". В данном случае социальный риск – это "мера ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека".
В учебной и научной литературе приводятся также другие варианты определения понятия "социальная защита", которые отражают авторскую точку зрения или конкретный научный подход.
В качестве одной из подсистем системы социальной защиты населения выступает система социального обслуживания различных категорий граждан.
Социальное обслуживание
населения в одних работах
рассматривается как
Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково – нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в "Законе о социальном обслуживании" (1982 г.) под социальным обслуживанием понимается "совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества". В "Словаре социальной работы" Р. Баркера (США) социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.
Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов. К сожалению, в современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Совершенно не разработаны критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.
В ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в ст. 1 подчеркивается, что "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальном обслуживании, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации". Под трудной жизненной ситуацией понимается такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.) и которую он не может преодолеть самостоятельно. Важную роль играют статьи закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания, – материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет его определяется таким образом: "социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах". Согласно положениям этого закона, социальное обслуживание включает совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. К сожалению, содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве.
В законе также перечислены формы социального обслуживания:
а) материальная помощь;
б) социальное обслуживание на дому;
в) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
г) предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания;
д) дневное пребывание
в учреждениях социального
е) предоставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические);
ж) проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.).
Эти формы социального обслуживания различаются по целям оказания социальных услуг, по видам социальных услуг, которые предоставляются в рамках той или иной формы социального обслуживания.
Так, социальное обслуживание на дому необходимо для тех, кто не может о себе позаботиться в полной степени, а с другой стороны, такие люди достаточно самостоятельны, чтобы жить одному дома.
Понятие "социальное обслуживание",
как и любой термин, описывает
некоторый идеальный объект. С
точки зрения его системных свойств,
он выступает как множество
Таким образом, можно сказать, что система социального обслуживания населения состоит из социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание семей с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов, других категорий граждан.
Однако целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание как система характеризуется не просто суммой учреждений с их динамикой развития на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как:
1. Определенный порядок
взаимодействия органов и
2. Форма организационной
деятельности учреждений
3. Финансово-экономическое
и материально-техническое
4. Многоуровневое
научно-методическое и
5. Степень сформированности
нормативно-правового поля, создающего
необходимые условия для
6. Соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.
Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и выяснения:
а) структуры, видов, форм и методов социальных услуг;
б) структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;
в) подсистем и элементов
системы территориальных и
г) организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);
д) управления социальным обслуживанием;
е) ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).
Известно, что структура
перечисленных подсистем и