Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, дипломная работа
Цель исследования: изучить систему социального обслуживания пожилых граждан и разработать предложения и рекомендации по развитию социального обслуживания пожилых граждан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные черты и место в обществе социально-демографической группы пожилых граждан;
2) рассмотреть зарубежный опыт социального обслуживания пожилых граждан;
3) выявить основные социально-психологические проблемы граждан пожилого возраста;
4) дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан
5) провести анализ социального обслуживания пожилых граждан;
6) разработать предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан;
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Граждане пожилого возраста как объект государственной
социальной защиты…………………………………………………..
1.1 Теоретические представления о старении населения и пожилом возрасте
человека………………………………………………………………………
1.2 Международная система взглядов на старение населения и граждан
пожилого возраста как особую группу населения…………………………
1.3 Основные социальные проблемы пожилых граждан в РФ……………….
1.4 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты с пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………..
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан…………
2.1 Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной
защиты населения………………………………………………………………
2.2 Организационные основы социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
2.3 Специфика социального обслуживания пожилых граждан………………..
2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
Глава 3. Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Нальчике….
3.1 Общая характеристика учреждений социального обслуживания пожилых
граждан в г.Нальчике………………………………………………………..
3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Нальчика..
3.3 Общие рекомендации по организации социального обслуживания
пожилых граждан……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….
Приложение А. Виды и перечень социальных услуг……………………………
Приложение Б. Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан………………………………………………..
1. Разовое обеспечение остро нуждающихся пенсионеров бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3.Разовое оказание материальной помощи;
4.Содействие в получении временного жилища;
5.Организацию юридической помощи пожилым;
6.Организацию медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением дополнительных телефонных номеров.
Гражданам пожилого возраста оказывается также и социально-консультативная помощь, направленная на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь пожилым ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
а) профилактику различного
рода социально-психологических откл
б) работу с семьями, в
которых живут пожилые
в) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве стариков;
г) правовую помощь в пределах
компетенции органов социальног
Отделения срочной социальной помощи лицам пожилого возраста создаются при органах социальной защиты или муниципальными центрами социального обслуживания и являются важнейшей формой оказания необходимой помощи престарелым людям, остро нуждающихся в ней .
Питание обслуживаемых
лиц может осуществляться как
в специально оборудованных помещениях,
так и в близлежащих
Для организации отдыха престарелых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.
Пожилые могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц. Предоставляются также и такие услуги, как массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий, фитобар.
Итак, Центры социального обслуживания – это довольно перспективная форма учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста. При этом наличие традиционных усовершенствованных форм (дома-интернаты для престарелых) также может дать существенные положительные результаты в развитии социального обслуживания престарелых.
Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую, координационную деятельность по оказанию различных видов услуг.
Одной из новых форм социального обслуживания пожилых является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых (7 апреля 1994 г.) этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Главная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких пожилых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из однокомнатных и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачи белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Такие дома должны оснащаться средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих в нем престарелых. При домах для одиноких пенсионеров организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
По Положению медицинское
обслуживание проживающих в этих
домах пожилых осуществляется медицинским
персоналом территориальных лечебно-
Всего в России свыше 100 таких домов, в которых проживает около 8 тыс. человек.
Наблюдающееся разнообразие и разностороннее развитие социальных служб, с одной стороны, позволяет отметить диверсиорикацию социальных услуг для пожилых граждан, с другой стороны, выявит основные тенденции в развитии стационарных учреждений, предоставляющие стационарные услуги гражданам пожилого возраста. Среди этих тенденций чётко просматривается тенденция становления и развитие учреждений малой вместимости для пожилых граждан.
Сегодня к числу учреждений
социального обслуживания малой
вместимости можно отнести
Общим для этих разновидностей учреждений социального обслуживания являются, во-первых, то, что они функционируют в привычной для пожилых граждан среде обитания (город, район, местность), чаще всего они расположены в обжитых массивах; во-вторых, в них хорошо налажено медицинское и сервисное обслуживание; в-третьих, численность проживающих в таких учреждениях не превышает 50 человек, что позволяет в социальном обслуживании учитывать специфические потребности клиентов социальных служб и организовывать индивидуальную социальную работу.
Что касается негосударственного сектора обслуживания пожилых граждан, то он объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Это общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием, в частности, лиц пожилого возраста
2.3 Специфика
социального обслуживания
Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжёлых во всех отношениях, велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.
Социальным работникам
нужно с самого начала готовиться
к тому, что в их работе благодарностей
будет значительно меньше, чем
подозрительности, необоснованных обвинений,
а нередко незаслуженных
Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведётся социальная работа в различных её видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него таких услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.
Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем пожилых граждан до такой степени сложно, что часто даже при самом большом желании без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установит, что определяет состояние пожилого человека – соматическое или психическое заболевание. Порою трудно определить, кто может оказать более полноценную и своеобразную помощь – гериатр или геронтопсихиатр. Тем более что это касается социальных работников, сфера деятельности которых очень широка. Даже при самой жестокой её регламентации перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы. От них требуется оперативность, инициативность. Сообразительность в решении конкретных потребностях каждого пожилого человека, которого они принесли на социальное обслуживание. Социальные работники должны иметь универсальную подготовку во всех аспектах пожилого и старческого возраста. Основным же направлением в их практической деятельности по удовлетворению нужд и потребностей, беспомощных стариков должен стать психосоматический подход. Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду в психологическом плане. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медицинские сёстры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.
Для решения первоочередных задач обслуживания пожилых граждан необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях. Необходимо развитие геронтологической ориентации социальных служб и геронтологического профиля в подготовке социальных работников.
2.4 Опыт организации
социального обслуживания
Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.
Управление социальным
обслуживанием можно
Организационные звенья
системы социального
Основой системы социального обслуживания пожилого населения в соответствии с данным законом являются учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги и являющиеся юридическими лицами. Однако наделение учреждений социального обслуживания правами юридического лица может привести к возникновению параллельной, вполне самостоятельной системы социального обслуживания, поскольку муниципальные учреждения пользуются по своему статусу большими полномочиями в вопросах кадровой и финансово-хозяйственной деятельности. Органы управления социальной защиты населения остаются в стороне от практической деятельности по социальному обслуживанию населения. Руководство системами социального обслуживания граждан пожилого возраста осуществляют органы власти, в том числе в лице комитетов (управлений) социальной защиты населения и органы государственной власти субъектов РФ в лице департаментов (министерств, комитетов) социальной защиты.
Финансовое обеспечение единой системы социальной зашиты населения должно осуществляться за счет средств местных и региональных бюджетов, в которые должны поступать средства, собираемые в государственных внебюджетных страховых фондах.Непосредственно на региональный уровень, т.е. на комитет (департамент, главное управление) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, возлагаются задачи координации и методического обеспечения деятельности муниципальных систем социальной защиты населения, разработка и последующая реализация региональных комплексных целевых программ социальной защиты населения, развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания специального профиля (для психохроников, бывших заключенных, бомжей и др.).