Социальное обслуживание пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить систему социального обслуживания пожилых граждан и разработать предложения и рекомендации по развитию социального обслуживания пожилых граждан.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные черты и место в обществе социально-демографической группы пожилых граждан;
2) рассмотреть зарубежный опыт социального обслуживания пожилых граждан;
3) выявить основные социально-психологические проблемы граждан пожилого возраста;
4) дать характеристику деятельности учреждений социального обслуживания пожилых граждан
5) провести анализ социального обслуживания пожилых граждан;
6) разработать предложения по организации социального обслуживания пожилых граждан;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Граждане пожилого возраста как объект государственной
социальной защиты…………………………………………………..
1.1 Теоретические представления о старении населения и пожилом возрасте
человека………………………………………………………………………
1.2 Международная система взглядов на старение населения и граждан
пожилого возраста как особую группу населения…………………………
1.3 Основные социальные проблемы пожилых граждан в РФ……………….
1.4 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты с пожилых
граждан в РФ…………………………………………………………………..
Глава 2. Организация социального обслуживания пожилых граждан…………
2.1 Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной
защиты населения………………………………………………………………
2.2 Организационные основы социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
2.3 Специфика социального обслуживания пожилых граждан………………..
2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого
возраста………………………………………………………………………..
Глава 3. Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Нальчике….
3.1 Общая характеристика учреждений социального обслуживания пожилых
граждан в г.Нальчике………………………………………………………..
3.2 Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Нальчика..
3.3 Общие рекомендации по организации социального обслуживания
пожилых граждан……………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………….
Приложение А. Виды и перечень социальных услуг……………………………
Приложение Б. Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием пожилых граждан………………………………………………..

Файлы: 1 файл

дипломная работа-социальное обслуживание пожилых людей..doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

1. Разовое обеспечение остро нуждающихся пенсионеров бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2. Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3.Разовое оказание материальной помощи;

4.Содействие в получении временного жилища;

5.Организацию юридической помощи пожилым;

6.Организацию медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением дополнительных телефонных номеров.

  Гражданам пожилого возраста оказывается также и социально-консультативная помощь, направленная на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь пожилым ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

а) профилактику различного рода социально-психологических отклонений пожилых граждан;

б) работу с семьями, в  которых живут пожилые граждане, организацию их досуга;

в) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве стариков;

г) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания.

  Отделения срочной социальной помощи лицам пожилого возраста создаются при органах социальной защиты или муниципальными центрами социального обслуживания и являются важнейшей формой оказания необходимой помощи престарелым людям, остро нуждающихся в ней .

Питание обслуживаемых  лиц может осуществляться как  в специально оборудованных помещениях, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Оно может  быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

  Для организации отдыха престарелых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.

Пожилые могут при  их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц. Предоставляются также и такие услуги, как массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий, фитобар.

   Итак, Центры социального обслуживания – это довольно перспективная форма учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста. При этом наличие традиционных усовершенствованных форм (дома-интернаты для престарелых) также может дать существенные положительные результаты в развитии социального обслуживания престарелых.

  Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую, координационную деятельность по оказанию различных видов услуг.

Одной из новых форм социального  обслуживания пожилых является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых (7 апреля 1994 г.) этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Главная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома для одиноких пожилых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из однокомнатных и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачи белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Такие дома должны оснащаться средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих в нем престарелых. При домах для одиноких пенсионеров организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

По Положению медицинское  обслуживание проживающих в этих домах пожилых осуществляется медицинским  персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания – соответствующими территориальными органами и службами. Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства пожилым гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.

Всего в России свыше 100 таких домов, в которых проживает  около 8 тыс. человек.

Наблюдающееся разнообразие и разностороннее развитие социальных служб, с одной стороны, позволяет  отметить диверсиорикацию социальных услуг для пожилых граждан, с  другой стороны, выявит основные тенденции в развитии стационарных учреждений, предоставляющие стационарные услуги гражданам пожилого возраста. Среди этих тенденций чётко просматривается тенденция становления и развитие учреждений малой вместимости для пожилых граждан.

Сегодня к числу учреждений социального обслуживания малой  вместимости можно отнести такие  учреждения, как:

 

  • Дома интернаты малой вместимости (от 5 – 15 до 50 человек);
  • Дома ветеранов (от 6 до 30 мест);
  • Пансионаты (дома милосердия до 50 мест);
  • Отделения милосердия;
  • Сестринские уходы (до 15 мест);
  • Отделения временного проживания при центрах социального обслуживания;
  • Дома ветеранов при сельскохозяйственных производительных комплексах (до 15 мест);
  • Дома-интернаты при больницах;
  • Социальные дома (квартиры) постоянного проживания граждан старших возрастов;
  • Геронтологические отделения при больницах (до 30 мест);
  • Специальные дома для одиноких престарелых граждан (до 50 мест);
  • Дома пожилого человека (до 30 мест).

 

    Общим для этих разновидностей учреждений социального обслуживания являются, во-первых, то, что они функционируют в привычной для пожилых граждан среде обитания (город, район, местность), чаще всего они расположены в обжитых массивах; во-вторых, в них хорошо налажено медицинское и сервисное обслуживание; в-третьих, численность проживающих в таких учреждениях не превышает 50 человек, что позволяет в социальном обслуживании учитывать специфические потребности клиентов социальных служб и организовывать индивидуальную социальную работу.

 Что касается негосударственного сектора обслуживания пожилых граждан, то он объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Это общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием, в частности, лиц пожилого возраста

 

 

2.3 Специфика  социального обслуживания пожилых  граждан.

 

  Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжёлых во всех отношениях, велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем  подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку. Старость – это сумма всего ранее пережитого, а так же, у многих граждан, не реализованных жизненных надежд и желаний. Каждый человек постоянно носит в себе и с собой успехи и поражения, заслуги и провинности, удавшиеся совершения и неудавшиеся начинания, "непрожитую жизнь", т. е. несбывшиеся желания, надежды и ожидания. В течение всей жизни человек должен был делать выбор между двумя или большим количеством возможностей, причём одна из них всегда реализовывалась, а другие оставались лишь желаниями. Однако это не означает, что те желания остались забытыми. Нет, они играют большую роль в жизни старого человека в виде воспоминаний или сожалений. По выражению чувственного американского психолога и психоаналитика Юнга, человек постоянно живёт со своей тенью, он переполнен всем, что он хочет осознанно воспринимать, что, будучи вытесненным, остаётся в подсознании и определяет его поведение до самой смерти. Очевидно, что население старших возрастных периодов – это разнородная группа, характеризующаяся широким спектром внутренних различий. В последние годы всё чаще в публикационных, особенно в СМИ, пожилые и старые люди выступают только, как жертвы, модным стало представлять пожилых граждан лишёнными всяких отрицательных черт, страдающими и обделёнными вниманием как со стороны своих близких, так и общества и государства в целом. Однако, такая идиллическая по отношению к пожилым и старым людям картина, легко говоря далека от общественности. Среди них, как и среди других возрастных групп, есть положительные и отрицательные люди, коммуникабельные и некоммуникабельные, высоконравственные и криминальные личности, трезвенники и алкоголики и т.д. Старческий возраст – это не право на опущение всех грехов молодости и зрелого возраста. Человек и в старости остаётся таким же, каким он был по своему характеру, личностным особенностям и формам поведения в более ранние возрастные периоды. Плохой человек не становиться хорошим в старости, и наоборот. Преобладающее число пожилых граждан нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи не способны взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб и в меньшей степени, учитывая теперешнее состояние и переход в будущем на платную медицинскую помощь, - на органы здравоохранения. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленность на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и пожилых граждан. Социальная работа с пожилыми людьми, в той форме, в какой она сложилась в странах экономического благополучия, в Российской Федерации стала развиваться с начала 90-х годов, когда наше общество вплотную столкнулось с последствиями революционного периода к "рыночным отношениям". И тем не менее в России накоплен определённый совершенный опыт социальной работы с малоимущими и социально неблагополучными категориями пожилых и пожилых граждан. Главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать инвалида, семью или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определённой ситуации. Социальная работа в широком смысле – это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам пожилых граждан с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующие их физическому выживанию и в идеальном случае – сохранению их социальной активности. Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых граждан к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и социально проведённые исследования позволяют выделить несколько определённых стереотипов поведения пожилых граждан:

 

 

  • Активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимым от чужих, посторонних граждан;

 

  • Явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно больше количества услуг с стороны социальных работников, возложение на последних выполнение всех бытовых обязанностей;

 

  • Недовольство и неудовлетворённость своими жизненными условиями переноситься на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

 

  • Социальный работник воспринимается как объект, который несёт ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

 

    Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведётся социальная работа в различных её видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него таких услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем пожилых граждан до такой степени сложно, что часто даже при самом большом желании без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установит, что определяет состояние пожилого человека – соматическое или психическое заболевание. Порою трудно определить, кто может оказать более полноценную и своеобразную помощь – гериатр или геронтопсихиатр. Тем более что это касается социальных работников, сфера деятельности которых очень широка. Даже при самой жестокой её регламентации перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы. От них требуется оперативность, инициативность. Сообразительность в решении конкретных потребностях каждого пожилого человека, которого они принесли на социальное обслуживание. Социальные работники должны иметь универсальную подготовку во всех аспектах пожилого и старческого возраста. Основным же направлением в их практической деятельности по удовлетворению нужд и потребностей, беспомощных стариков должен стать психосоматический подход. Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду в психологическом плане. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медицинские сёстры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Для решения первоочередных задач обслуживания пожилых граждан  необходимо наличие квалифицированных  кадров социальных работников на всех уровнях. Необходимо развитие геронтологической ориентации социальных служб и геронтологического профиля в подготовке социальных работников.

 

 

2.4 Опыт организации  социального обслуживания граждан  пожилого возраста.

 

  Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.

Управление социальным обслуживанием можно подразделить по другому признаку также на три подсистемы – управление государственной системой социальных служб (федеральный и региональный уровни); управление муниципальной системой социальных служб (местный уровень только в некоторых субъектах РФ); управление социальными службами иных форм собственности.

Организационные звенья системы социального обслуживания во многом определяются формой собственности  и реальной возможностью через финансирование и материально-техническое, кадровое обеспечение оказывать влияние  на становление и развитие учреждений социального обслуживания населения, превращение их в согласованный территориальный комплекс социальных служб. Вопросы организации системы социального обслуживания населения нашли отражение в Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Основой системы социального  обслуживания пожилого населения в  соответствии с данным законом являются учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги и являющиеся юридическими лицами. Однако наделение учреждений социального обслуживания правами юридического лица может привести к возникновению параллельной, вполне самостоятельной системы социального обслуживания, поскольку муниципальные учреждения пользуются по своему статусу большими полномочиями в вопросах кадровой и финансово-хозяйственной деятельности. Органы управления социальной защиты населения остаются в стороне от практической деятельности по социальному обслуживанию населения. Руководство системами социального обслуживания граждан пожилого возраста осуществляют органы власти, в том числе в лице комитетов (управлений) социальной защиты населения и органы государственной власти субъектов РФ в лице департаментов (министерств, комитетов) социальной защиты.

 

Финансовое обеспечение  единой системы социальной зашиты населения должно осуществляться за счет средств местных и региональных бюджетов, в которые должны поступать средства, собираемые в государственных внебюджетных страховых фондах.Непосредственно на региональный уровень, т.е. на комитет (департамент, главное управление) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, возлагаются задачи координации и методического обеспечения деятельности муниципальных систем социальной защиты населения, разработка и последующая реализация региональных комплексных целевых программ социальной защиты населения, развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания специального профиля (для психохроников, бывших заключенных, бомжей и др.).

Информация о работе Социальное обслуживание пожилых людей