Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. /1/
Введение
Социальное обслуживание
в соответствии с Федеральным
законом «Об основах
Трудная жизненная ситуация
– это ситуация, объективно нарушающая
жизнедеятельность гражданина (инвалидность,
неспособность к
Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности, совокупность, добровольность, гуманность, приоритетность, предоставление социальных услуг несовершеннолетним, пожилым людям и инвалидам находящиеся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, соблюдение прав человека и гражданина.
Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государства по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитации инвалидов, стационарное и полустационарное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.
Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Признавая право каждого
гражданина на социальное обеспечение,
Конституция РФ одновременно возлагает
на государство обязанность
Цель работы – изучить особенности и систему социального обслуживания в Российской Федерации. Для достижения цели решены следующие задачи:
Объект исследования – нормы права, направленные на социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.
Предмет исследования – социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.
Метод исследования – изучение и исследование специальной научной литературы, нормативно-правовых актов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 12 наименований, приложения.
Глава 1 моей работы посвящена
общим положениям о социальном обслуживании
граждан, где я подробно опишу
понятие «социальное
Глава 2 данной работы полностью посвящена формам социального обслуживания, где я остановлюсь на каждой форме социального обслуживания.
Глава 3 касается видов и специфических особенностей деятельности учреждений социального обслуживания населения. Конкретно я опишу учреждения социального обслуживания для пенсионеров, семьи и детей.
Глава 1. Социальное обслуживание граждан
В соответствии c Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. /3/
Таким образом, социальное обслуживание имеет комплексный характер и охватывает многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.
В настоящее время правовое
регулирование в области
Субъектами социального обслуживания являются граждане не способные обслуживать себя в связи с возрастом, болезнью или инвалидностью.
Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.
Одно из основных направлений социального обслуживания в РФ - социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим социальное обслуживание этих категорий населения, является ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". /4/
Правом на социальное обслуживание,
осуществляемое в государственном,
муниципальном и
Социальное обслуживание
осуществляется бесплатно и на условиях
её оплаты. При этом социальной услугой
можно признать лишь такую из них,
которая предоставляется
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов находится в компетенции субъектов Российской Федерации, в связи, с чем перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
состоит из государственного и негосударственного
секторов социального обслуживания.
Контроль за деятельностью по социальному
обслуживанию граждан пожилого возраста
и инвалидов в части
Система социальных служб включает государственную систему, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации должно основываться на соблюдении определенных основополагающих принципов.
Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в ст. 5 Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”:
Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны.
Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:
Принцип доступности социального обслуживания граждан выражается в следующем:
- в государственной гарантии
прав граждан России на
- в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;
- в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;
- в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;
- в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:
- самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
- согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.
Помещение граждан в стационарные
учреждения социального обслуживания
без их согласия или без согласия
их законных представителей допускается
только на основаниях и в порядке,
которые предусмотрены
Кроме того, решение вопроса
о принудительном помещении определенных
категорий граждан (например, лиц, не
способных самостоятельно удовлетворять
свои жизненные потребности) отнесено
к компетенции суда и только по
представлению органов
Деятельность по социальной поддержке населения страны должна осуществляться в соответствии с принципом гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание социального обслуживания в Российской Федерации. А, следовательно, граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.
Реализация принципа приоритетности
предоставления социальных услуг несовершеннолетним,
находящимся в трудной