Социальное обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. /1/

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным  законом «Об основах социального  обслуживание населения в Российской Федерации» представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. /1/

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, молообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное   обслуживание   основывается   на   принципах:   адресности, совокупность,   добровольность,   гуманность,   приоритетность,   предоставление социальных   услуг   несовершеннолетним,    пожилым   людям    и    инвалидам находящиеся     в     трудной     жизненной     ситуации;  конфиденциальность, соблюдение   прав  человека  и   гражданина.

Социальное обслуживание является одним из направлений деятельности государства по социальной поддержке, оказанию социально-медицинских услуг: реабилитации инвалидов, стационарное и полустационарное обслуживание; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание.

Право на социальное обеспечение  закреплено в Конституции Российской Федерации, провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Признавая право каждого  гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает  на государство обязанность создавать  все необходимые условия для  осуществления этого права. Закрепление  в Конституции РФ гарантий социального  обеспечения соответствует положениям таких международных правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Конвенция о правах ребенка.

Цель работы – изучить  особенности  и систему социального  обслуживания в Российской Федерации. Для достижения цели решены следующие  задачи:

  1. Определить понятия и принципы социального обслуживания;
  2. Описать его сущность, цели, задачи, принципы, функции;
  3. Описать формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Объект исследования –  нормы права, направленные на социальное обслуживание инвалидов и лиц  пожилого возраста.

Предмет исследования –  социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.

Метод исследования – изучение и исследование специальной научной  литературы, нормативно-правовых актов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 12 наименований, приложения.

Глава 1 моей работы посвящена  общим положениям о социальном обслуживании граждан, где я подробно опишу  понятие «социальное обслуживание», принципы и типы социального обслуживания граждан Российской Федерации.

Глава 2 данной работы полностью  посвящена формам социального обслуживания, где я остановлюсь на каждой форме социального обслуживания.

Глава 3 касается видов и  специфических особенностей деятельности учреждений социального обслуживания населения. Конкретно я опишу  учреждения социального обслуживания для пенсионеров, семьи и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальное обслуживание граждан

    1. Общие положения социального обслуживания  граждан

 

В соответствии c Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. /3/

Таким образом, социальное обслуживание имеет комплексный характер и  охватывает многообразные виды социальных услуг, адресованных гражданам для  удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей.

В настоящее время правовое регулирование в области социального  обслуживания рассматривается в  качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. Так, постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Программа социальных реформ Российской Федерации на период 1996-2000 годах, в которой наряду с мерами по совершенствованию пенсионного обеспечения предусматриваются развитие социального обслуживания пожилых граждан на дому работниками отделений социальной помощи, дальнейшее развитие системы учреждений социального обслуживания, для малообеспеченных пенсионеров - предоставление различных видов натуральной помощи. Особое внимание в этом постановлении обращено на обеспечение гарантий прав граждан в области социального обслуживания.

Субъектами социального  обслуживания являются граждане не способные  обслуживать себя в связи с  возрастом, болезнью или инвалидностью.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено  международными договорами РФ.

Одно из основных направлений  социального обслуживания в РФ - социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Основным актом, регулирующим социальное обслуживание этих категорий населения, является ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". /4/

Правом на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном  секторах системы социального обслуживания, обладают граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет) и инвалиды (в том числе  дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или  полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные  потребности вследствие ограничения  способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется социальными службами при условии их обращения либо обращения их опекуна, попечителя, другого представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения как бесплатно, так и за плату.

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно и на условиях её оплаты. При этом социальной услугой  можно признать лишь такую из них, которая предоставляется бесплатно  и на условиях частичной оплаты.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов находится в компетенции субъектов Российской Федерации, в связи, с чем перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания. Контроль за деятельностью по социальному  обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в части предоставления социальных услуг осуществляется в  порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

Система социальных служб  включает государственную систему, состоящую из государственных предприятий  и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов  Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы социального обслуживания граждан

 

Проведение последовательной и эффективной государственной  политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации должно основываться на соблюдении определенных основополагающих принципов.

Основные принципы социального  обслуживания граждан закреплены в  ст. 5 Федерального закона “Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации”:

  • адресности;
  • доступности;
  • добровольности;
  • гуманности;
  • приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • конфиденциальности;
  • профилактической направленности.

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при  осуществлении деятельности по социальному  обслуживанию населения страны.

Деятельность по социальному  обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

  • гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;
  • гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;
  • гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  • иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип доступности социального  обслуживания граждан выражается в  следующем:

- в государственной гарантии  прав граждан России на социальное  обслуживание по основным видам:  материальная помощь, помощь на  дому в виде социально-бытовых,  социально-медицинских услуг, временный  приют в специализированном учреждении;

- в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

- в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

- в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

- в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип добровольности в  сфере социального обслуживания российских граждан проявляется  в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

- самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

- информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

- согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается  только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными Законами. /5/

Кроме того, решение вопроса  о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять  свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Деятельность по социальной поддержке населения страны должна осуществляться в соответствии с  принципом гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание социального обслуживания в Российской Федерации. А, следовательно, граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания.

Реализация принципа приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации, напрямую связана с созданием  условий для активного включения  детей и подростков в социально-экономическую  и культурную жизнь общества; необходимостью совершенствования деятельности по реализации мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование  системы учреждений социального обслуживания, повышение качества и доступности социальных услуг для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

Информация о работе Социальное обслуживание