Социальное обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. /1/

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс  реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Таким образом, важнейшей  задачей государства на современном  этапе является создание эффективной  системы социального обслуживания как комплекса услуг различным  категориям населения, находящимся  в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении  возникших у них социальных проблем  по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении  и самообслуживании, создавать необходимые  условия для жизнеспособности лиц  с ограниченными возможностями. Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды и специфика  деятельности учреждений социального  обслуживания населения

    1. Учреждения социального обслуживания пенсионеров

 

В соответствии с Конституцией РФ граждане РФ имеют право на социальное, в том числе и пенсионное, обеспечение  в старости.

Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при  потере трудоспособности, за выслугу  лет, по случаю потери кормильца, что  является основанием для начисления пенсии. Выплаты производятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного возраста.

В соответствии с законодательством  пенсии подразделяются на государственные  и негосударственные. Законом устанавливаются  трудовые и социальные пенсии. В  связи с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью назначаются  пенсии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи  с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью, устанавливается  социальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет  со стажем работы не менее 25 лет, женщины  по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определенным категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях (то есть при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор  одного из видов государственной  пенсии. Исключение устанавливается  только для лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которые  могут получать одновременно два  вида государственной пенсии: по старости (или за услугу лет) и пенсию по инвалидности.

Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуществляется в соответствии с этическими принципами Международной организации труда:

Достоинство личности –  право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку.

Свобода выбора – каждое лицо преклонного возраста имеет  право выбора между содержанием  на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным.

Координация помощи – помощь, оказываемая различными социальными  органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер.

Индивидуализация помощи – помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение.

Ликвидация разрыва между  санитарным и социальным уходом –  при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения  через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные  виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению  органов социальной защиты населения  в подведомственных им учреждениях  либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждением  социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и следующие  учреждения:

  • дома-интернаты;
  • отделения дневного и ночного пребывания;
  • специальные дома для одиноких престарелых;
  • больницы и отделения для хронических больных;
  • стационары различного типа;
  • территориальные центры социального обслуживания;
  • отделения социальной помощи на дому;
  • геронтологические центры.

Организация специальных  домов для одиноких престарелых  и пожилых супружеских пар  является одним из перспективных  путей решения целого комплекса  социальных проблем пенсионеров  и пожилых граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Учреждения социального обслуживания семьи и детей

 

Важным аспектом в регулировании  социально – экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие  функции:

  • аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
  • планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
  • управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия.;
  • информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в различных  формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психиатрической помощи и другие.

Помощь может носить продолжительный  характер, когда при трудных жизненных  ситуациях клиенту оказывается  не только первичная, но и углубленная  длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента  и увеличение его веры в свои силы, и возможность преодоления сложившихся  обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Помощь может быть прямой и опосредованной. Прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и  интересов клиента, улучшение условий  его жизни, снятие нежелательных  психических состояний. Опосредованная помощь предоставляется через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, уличная компания и другие), через различные государственные организации и фонды.

В соответствии с приказом Минсоцзащиты России было утверждено Примерное положение о территориальном  Центре социальной помощи семье и  детям, в котором дано его определение  как учреждения государственной  системы социальной защиты населения, предназначенного для комплексного обслуживания на территории города, района или микрорайона семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и  квалифицированной социальной помощи различных видов./10/

Центр может иметь в  своей структуре различные подразделения  социального обслуживания семьи  и детей, в том числе отделения  первичного приема, информации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи, медико-социальной помощи, психолого-педагогической помощи, профилактики безнадзорности детей и подростков.

Цель деятельности Центра – способствовать реализации права  семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать  развитию и укреплению семьи как  социального института, улучшению  социально-экономических условий  жизни, показателей социального  здоровья и благополучия семьи и  детей, гуманизации связей семьи  с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений.

Сегодня в системе органов  социальной защиты населения действует  около 1500 учреждений, рассчитанных на семью и детей, на них около 200 – центры социальной помощи семье и детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль  сформировалась в общей системе  права относительно недавно, но потребность  в социальном обеспечении появилась  одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.

Следовательно, социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции:

  • экологическая функция;
  • производственная функция;
  • социальная (социально-реабилитационная) функция;
  • политическая функция;
  • демографическая функция;
  • духовно-идеологическая функция.

Правовое регулирование  в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства  по социальной защите населения.

Субъектами социального  обслуживания являются граждане не способные  обслуживать себя в связи с  возрастом, болезнью или инвалидностью.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено  международными договорами РФ.

Одно из основных направлений  социального обслуживания в РФ - социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Система социального обслуживания населения ориентирована, в первую очередь, на незащищенные категории граждан. Поэтому виды социального обслуживания подвергаются стандартизации. Цель введения стандартов качества понятна – обеспечить рост  уровня жизни семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Стандарты социального обслуживания конкретизируют объем и качество предоставляемых услуг: социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психлогических, социально-экономических, социально-правовых.

Таким образом, социальное обслуживание человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто  потерял источник средств существования  по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Социальное обслуживание населения является важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономическим положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удовлетворять их социально-экономические и духовные потребности в новых условиях рыночных отношений.

Из всего изложенного  в моей курсовой работе можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания, как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Информация о работе Социальное обслуживание