Социальное обслуживание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Социальное обслуживание в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. /1/

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 75.66 Кб (Скачать файл)

В состав центра могут входить  структурные подразделения, обеспечивающие выполнение основных задач по приему и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, в  том числе направленных на социальную реабилитацию детей-инвалидов, оказание помощи семьям и родителям, воспитывающим  детей и подростков-инвалидов  в домашних условиях, а также по повышению квалификации сотрудников  учреждений социального обслуживания по вопросам детской и подростковой реабилитологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы социального  обслуживания граждан

2.1 Основные формы социального обслуживания

 

Социальное обслуживание в России рассматривается как  составная часть социальной работы. В настоящее время эта сфера  деятельности (как государственная, так и негосударственная) находится  на стадии совершенствования.

Пристальное внимание сегодня  обращено на качество предоставления государственных социальных услуг  в сфере социального обслуживания населения. Одним из способов повышения  качества является стандартизация социальных услуг, оказываемых различным категориям граждан.

В 2007 году были утверждены Государственные  стандарты социального обслуживания населения (ГОСТы), определяющие основные термины и понятия этой сферы  деятельности, основные виды социального  обслуживания для различных категорий  граждан, типы учреждений, требования к качеству предоставляемых услуг, к персоналу учреждений.

Ранее принятый ФЗ «Об основах  социального обслуживания населения» определил виды социального обслуживания населения. /7/ К ним относятся:

  • Материальная помощь, то есть денежные средства, продукты питания, одежда, обувь, средства гигиены, предметы первой необходимости, специальные транспортные средства, топливо, средства реабилитации и другое.
  • социальное обслуживание на дому, целью которого является обеспечение права клиента на пребывание в привычной социальной обстановке в максимально возможных условиях.
  • полустационарное социальное обслуживание обеспечивается в условиях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания.
  • стационарное социальное обслуживание – это всесторонняя помощь лицам, нуждающимся в постоянном уходе.
  • предоставление временного приюта гражданам любого возраста в связи с трудной жизненной ситуацией.
  • организация дневного пребывания и консультативная помощь в учреждениях социального обслуживания.
  • реабилитационные услуги гражданам в трудной жизненной ситуации, в том числе инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, несовершеннолетним правонарушителям, женщинам и детям, подвергшимся насилию

Система социального обслуживания населения ориентирована, в первую очередь, на незащищенные категории  граждан. Поэтому виды социального  обслуживания подвергаются стандартизации. Цель введения стандартов качества понятна  – обеспечить рост  уровня жизни  семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, попавших в трудную  жизненную ситуацию.

Государство, согласно федеральному законодательству, поощряет развитие социальных служб негосударственных  форм собственности. Однако любое предприятие, учреждение или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью (независимо от формы собственности), какие бы виды социального обслуживания они не оказывали, должны в своей деятельности ориентироваться на государственные стандарты качества социальных услуг.

Стандарты социального обслуживания конкретизируют объем и качество предоставляемых услуг: социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психлогических, социально-экономических, социально-правовых.

Социальная служба разрабатывает  и утверждает собственную систему  качества в соответствии с национальными  стандартами. Параметрами стандарта  качества являются: наличие и состояние  документации, условия размещения социальной службы, укомплектованность специалистами, техническое оснащение организации, состояние информации о предоставлении социальных услуг данной организацией, наличие собственной и внешней систем контроля за деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социальное обслуживание  на дому

 

В системе социального  обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов особое место  занимает социальная помощь на дому. Целью  надомного обслуживания является создание условий, при которых любой человек  имел бы возможность дольше оставаться в привычном социальном окружении. Данная форма социального обслуживания, на сегодняшний момент, очень востребована гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Социальное обслуживание на дому включает в себя специализированное обслуживание. Не секрет, что заболевания, сопутствующие преклонному возрасту, часто приводят к потере пожилыми людьми способности к самообслуживанию и тогда в помощь социальному работнику, предоставляющему социально-бытовые услуги, приходят специалисты медико-социальной помощи, которые оказывают доврачебную медицинскую помощь и услуги гигиенического характера.

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из основных и востребованных форм социального  обслуживания, направленной на максимально  возможное продление  пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов  в привычной социальной среде  в целях поддержания их социального  статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Результатом социального  обслуживания на дому является  оказание всесторонней помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам с учетом их интересов, состояния здоровья, специфики  ситуации, материальных возможностей и других объективных факторов.

Социальное обслуживание на дому осуществляется  отделениями  социального обслуживания на дому граждан  пожилого возраста и инвалидов, входящих в структуру комплексных центров  и центров социального обслуживания населения, и некоторых домов-интернатов.

Социальное обслуживание на дому предоставляется гражданам  пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам, нуждающимся в постоянном или  временном нестационарном социальном обслуживании в связи с частичной  утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Социальное обслуживание на дому предусматривает для граждан  пожилого возраста и инвалидов возможность  получения социальных услуг, как  на бесплатной основе, так и на условиях оплаты (платных социальных услуг). Социальное обслуживание на дому осуществляется:

  • бесплатно,
  • на условиях частичной оплаты,
  • на условиях полной оплаты.

Бесплатно социальные услуги на дому в соответствии с Перечнем гарантированных услуг предоставляются  одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам (одиноким супружеским  парам) из числа:

  • инвалидов Великой Отечественной войны или участникам Великой Отечественной войны;
  • супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма;
  • лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  • Героев Советского Союза;
  • Героев Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы;
  • Героев Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы;

Зачисление на социальное обслуживание на дому граждан и оказание социальных услуг производится при  отсутствии у граждан медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на основании заключения врачебной комиссии учреждения здравоохранения.

Зачисление на социальное обслуживание на дому граждан производится на основании их письменного заявления  на имя руководителя учреждения.  К заявлению прилагаются следующие  документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения для социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • справка с места жительства о составе семьи или домовая книга (выписка из домовой книги);
  • акт обследования социально-бытовых условий проживания гражданина (составляется учреждением).

Социальное обслуживание на дому предусматривает гражданам  пожилого возраста и инвалидам оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-экономических, социально-педагогических, социально-психологических и социально-правовых услуг в соответствии с пунктом 17  перечня гарантированных государством социальных услуг, в том числе:

Социально-бытовые услуги: оказание социально-бытовых услуг  индивидуального обслуживающего и  гигиенического характера клиентам, неспособным по своему возрасту и  состоянию здоровья выполнять обычные  житейские процедуры; оказание помощи в написании и прочтении писем; покупка и доставка на дом продуктов  питания, горячих обедов в пределах района проживания; приготовление или содействие в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости в пределах района проживания; доставка воды, топка и обслуживание печи, содействие в обеспечении топливом, сжиженным (баллонным) газом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водо- (газо-) снабжения; сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка в пределах района проживания; содействие в оплате жилья, коммунальных услуг и других обязательных платежей; уборка жилых помещений (влажная уборка пола жилых помещений, вытирание пыли, чистка напольных покрытий, вынос мусора и жидких отходов).

Социально-медицинские услуги: содействие в оказании клиентам учреждений медицинской помощи в объеме базовой  программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых и территориальных  программ обязательного медицинского страхования в государственных  и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях; содействие в прохождении  медико-социальной экспертизы; содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями  медицинского назначения; посещение  клиентов учреждений в случаях их госпитализации в учреждениях здравоохранения; наблюдение за состоянием здоровья (измерение  температуры тела, артериального  давления и тому подобное).

Социально-психологические  услуги: оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов учреждений.

Социально-педагогические услуги: содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами.

Социально-экономические  услуги: содействие клиентам учреждений в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и  других выплат в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Социально-правовые услуги: помощь в оформлении документов; оказание помощи в вопросах, связанных с  пенсионным обеспечением; содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством; содействие в получении страхового медицинского полиса; содействие в направлении в стационарные учреждения.

Социальные услуги на дому не предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Стационарное и полустационарное  социальное обслуживание

 

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся  в нем граждане, сохранившие способность  к самообслуживанию и активному  передвижению, не имеющие медицинских  противопоказаний, в частности, тяжелых  психических расстройств, требующих  лечения в специализированных учреждениях  здравоохранения.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения на основании личного письменного  заявления гражданина и справки  учреждения здравоохранения о состоянии  его здоровья (ст. 19 Федерального закона).

Порядок и условия полустационарного  социального обслуживания определяется органами исполнительной власти субъектов  РФ.

Стационарная форма социального  обслуживания предназначается для  граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Информация о работе Социальное обслуживание