Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:17, контрольная работа
Во-первых, социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии;
Введение…………………………………………………………………………………
Возникновение социального прогнозирования……………………………………….
Эволюция социального прогнозирования……………………………………………..
социальное прогнозирование на рубеже Х1Х – ХХ столетий………………
римский клуб и его роль в исследовании социального прогнозирования…..
Сущность и истоки социального прогнозирования…………………………………..
4.1. понятия и термины, этапы и функции ……………………………………………
Основы социального прогнозирования………………………………………………..
Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования…….
Система показателей…………………………………………………………………….
Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования………..
Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования…………………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………………………
Список литературы………
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию
ГБОУ ВПО «Челябинская
государственная медицинская
Кафедра: Социальной работы психологии и педагогики
Контрольная работа
Тема контрольной работы: Социальное прогнозирование.
По дисциплине: Методы исследования в социальной работе.
По специальности: Бакалавр социальной работы.
Работу выполнила: Усынина Станислава Юрьевна
Домашний адрес: г. Копейск, ул. Томилова д.19 кв. 46
Контактный телефон: 950-721-64-49
Факультет: Социальной работы, ВСО и менеджмента
Форма обучения: заочная
Курс: 2 № группы: 286
Преподаватель: Ефименко Т.С.
Оценка ___________ Дата ____________
Челябинск , 2012
Оглавление:
4.1. понятия и термины,
этапы и функции ……………………………………
Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере. Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения. Сейчас перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них – с другой. От этого зависит концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями. Сущность данного научного направления состоит в систематическом анализе социальных процессов через призму теоретико-методологических принципов для выявления проблем и тенденций общественного развития, определения путей решения социальных задач. В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, и влиять на социальные процессы становится также одним из самых ценных качеств молодого специалиста.
Актуальность данной темы исследования обусловлена:
Во-первых, социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии;
Во-вторых, социальное прогнозирование общества занимает важную и значительную роль в социальной сфере.
В наиболее общем виде объектом
исследования в социальном прогнозировании
служит общество как социальный организм.
Конкретные объекты представляют собой
различные аспекты
- формы общественного сознания (мировоззрение, наука, искусство, мораль, право, политика, религия);
- формы жизнедеятельности
(труд, быт, досуг, общественно-
- формирование личности (образование, воспитание, спорт);
- народонаселение (демография, этнография, и т.д.);
- расселение (регион, город, село, экология и т.д.);
- социальное развитие (общество, коллектив);
социальные изменения и структура;
- социальные институты;
- социальные группы;
- массовая информация (общественное мнение, печать, радио, телевидение и т.д.);
- государство, международные
отношения, национальные
В-третьих, заинтересованностью общества в устойчивом и стабильном развитии, основанном на ясном понимании будущих перспектив, формирующих растущую потребность в разработке эффективных социальных прогнозов. Это определяет важнейшую роль социального прогнозирования в системах управления социумами различного уровня. В социологии актуальность исследования динамики социального прогнозирования справедливо связывается с необходимостью определения путей развития социума, активизацией всех сторон его жизни.
Интерес общества к социальному
прогнозированию исторически
Важный сдвиг в развитии
представлений о будущем
Римский клуб, получивший название по месту своей штаб-квартиры, был создан в 1968 г. по инициативе А. Печчеи, итальянского промышленника, члена правления фирм “Оливетти” и “Фиат”, председателя Комитета Атлантической экономической кооперации (одной из экономических организаций НАТО). Печчеи пригласил около полусотни видных ученых, бизнесменов и общественных деятелей Запада регулярно собираться для обсуждения проблем, поднятых экологической и технологической “волной”. Члены клуба объехали столицы многих стран мира, стремясь обратить внимание правительств и общественности - прежде всего ученых - на серьезность этих проблем. Кроме того, клуб располагал достаточными средствами, чтобы заказать специальные научные исследования по данной проблематике. В качестве ключевых процессов в исследовании Форрестера - Медоуза были избраны рост мирового народонаселения, рост промышленного производства и производства продовольствия, уменьшение минеральных ресурсов и рост загрязнения природной среды. Моделирование с помощью ЭВМ показало, что при существующих темпах роста населения мира (свыше 2% в год, с удвоением за 33 года) и промышленного производства (в 60-х гг. 5-7% в год с удвоением примерно за 10-14 лет) на протяжении первых же десятилетий XXI в. минеральные ресурсы окажутся исчерпанными, рост производства прекратится, а загрязнение природной среды станет необратимым. Чтобы избежать такой катастрофы, создать “глобальное равновесие”, авторы рекомендовали резко сократить темпы роста населения и промышленного производства, сведя их к уровню простого воспроизводства людей и машин. С этих позиций уровень жизни, приближенно выражаемый величиной валового национального продукта на душу населения, не годился для обобщающего показателя. Форрестер предложил другой - “качество жизни”, который к тому времени давно уже служил предметом дискуссий, а сам Форрестер трактовал его как интегральный показатель плотности (скученности) населения, уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, обеспеченности минеральными ресурсами и загрязненности природной среды. Не менее важными для “качества жизни” признавались масштабы стрессовых ситуаций на работе и в быту, а также качество охраны здоровья. Наконец, высказывалось предположение, что в современных условиях уровень и качество жизни находятся в обратной зависимости по отношению один к другому: чем выше уровень жизни, связанный с темпами роста промышленного производства, тем быстрее истощаются минеральные ресурсы, быстрее загрязняется природная среда, выше скученность населения, хуже состояние здоровья людей, больше стрессовых ситуаций, т.е., в понимании автора, ниже становится качество жизни. детальному изложению хода исследования.
Итак, Римский клуб внес огромное
значение в исследования вопросов социального
прогнозирования. Он рассматривал методы
и особенности прогнозирования.
На протяжении ряда последующих лет
доклады Римскому клубу появлялись
почти ежегодно, причем проблематика
глобального моделирования
4. Понятия и
термины, этапы и функции
Методика прогнозирования - система методов и способов прогнозирования.
Предвидение - в узком
смысле - предсказание, в более широком
- предпочтительное знание о событиях
или явлениях, которые существуют,
но не зафиксированы в наличном опыте.
Научное предвидение
Прогноз - научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их достижения.
Прогнозирование - есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программирования и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.
Прогностика - научная дисциплина о закономерностях разработки прогнозов.
Прогностика - наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего.
Социальное прогнозирование - определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию.
В числе функций социального
прогнозирования можно
1. Научный анализ экономических,
социальных, научно-технических процессов
и тенденций. Он
Диагноз - это такой этап
прогнозирования, на котором исследуется
систематизированное описание объекта
прогнозирования с целью