Социальное прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Во-первых, социальное прогнозирование имеет большое значение в современной науке. Она находится в специфическом взаимодействии с целым рядом теоретических доктрин, концепций, систем, которые в той или иной мере рассматривают в качестве основного объекта будущее, осуществляют на разных уровнях - теоретическом, психолого-интуитивном, практическом - исследование его проблем. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………
Возникновение социального прогнозирования……………………………………….
Эволюция социального прогнозирования……………………………………………..
социальное прогнозирование на рубеже Х1Х – ХХ столетий………………
римский клуб и его роль в исследовании социального прогнозирования…..
Сущность и истоки социального прогнозирования…………………………………..
4.1. понятия и термины, этапы и функции ……………………………………………
Основы социального прогнозирования………………………………………………..
Основные принципы и критерии методологии социального прогнозирования…….
Система показателей…………………………………………………………………….
Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования………..
Проблемы развития и направления совершенствования методологии социального прогнозирования…………………………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………………………………
Список литературы………

Файлы: 1 файл

к.р. социальное прогнозирование.docx

— 62.89 Кб (Скачать файл)

1) формирование экспертных  бригад и оценка компетентности  экспертов

2) синтез граф моделируемого  объекта исследования

3) формирование вопросов  и разработка таблиц экспертных  оценок

4) анализ работы экспертов

5) алгоритм обработки  таблиц экспертных оценок

6) способ вариации полученных  прогнозов и синтез прогнозных  моделей.

Различают индивидуальные и  коллективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят:

1) Метод «интервью»

Осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ»

2) Аналитический метод

Осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные  записки. Включает системный анализ (целостность и единство своих  элементов), индексный анализ (отношение  результативных показателей к факторным и отношение однородных продуктов друг к другу в разные периоды времени) и синтез.

3) Метод написания сценария

Основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарий - это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя:

1) Метод «Комиссий»

Группа экспертов многократно  собирается для обсуждения одного и  того же вопроса. Метод «Комиссий» предусматривает  проведение экспертизы в форме свободного обмена мнениями для получения общего суждения экспертов. Очная форма  общения экспертов значительно  сокращает время экспертизы, облегчает  получение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается  программа обсуждения. Группа экспертов  подбирается «волевым путем» - способом назначения. Обычно это 10-12 человек.

2) «Мозговая атака» («Мозговой  штурм»)

Сущность метода мозговой атаки состоит в актуализации потенциала специалистов при анализе  проблемной ситуации, реализующей вначале  генерацию идей и последующее  разрушение этих идей. Ведущий раскрывает содержание проблемной записки и  «штурм» идет 20-60 мин.

 

3) Метод «Дельфи»

Построен на принципе обобщения  мнения отдельных экспертов в  согласованное групповое мнение и предполагает полный отказ от коллективных обсуждений.

4) Матричный метод

Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф - модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц и оперированием с ними. Матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь объектов.

Классификация методов прогнозирования  по формализации

Формализованное прогнозирование  включает:

1. Метод прогнозной экстраполяции

Исходит из обработки количественных характеристик объекта, полученных в прошлом и настоящем при  относительной стабильности системы. Данный метод может применяться  при прогнозировании на перспективу 5-7 лет, так как со временем накапливается  погрешность.

К данным методам относятся:

1) Наименьших квадратов

Состоит в отыскании параметров модели тренда, минимизирующих ее отклонение от точек исходного временного ряда. Важным моментом получения прогноза с помощью этого метода является оценка достоверности полученного результата.

2) Экспоненциального сглаживания

Является весьма эффективным  и надежным методом прогнозирования. Основные достоинства метода состоят  в возможности учета весов  исходной информации, в простоте вычислительных операций, в гибкости описания различных  динамик процессов. Этот метод дает возможность получить оценку параметров тренда, характеризующих не средний  уровень процесса, а тенденцию, сложившуюся к моменту наблюдения. Метод нашел наибольшее применение как метод для реализации среднесрочных прогнозов.

3) Скользящих средних

Экстраполяция по скользящей средней предполагает расчет средней по группам данных за определенный интервал времени. Причем каждая последующая группа данных образуется сдвигом на 1 год либо месяц. В результате чего первоначальное колебание динамического ряда сглаживания. Суть метода заключается в том, что прогнозный по времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени.

2. Методы моделирования

Моделирование - это метод  исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Моделирование бывает:

- структурное (представляет собой развитие многих методов многомерного анализа, а именно множественная линейная регрессия, дисперсионный анализ, факторный анализ)

- сетевое (позволяет реализовать системный подход, применять математические методы и современную ВТ при исследовании сложных процессов, повышать эффективность планирования и управления такими процессами) и др.

Методы моделирования - наиболее сложный метод прогнозирования, состоящий из разнообразных подходов к прогнозированию сложных систем, процессов и явлений. Эти методы могут пересекаться и с экспертными  методами.

9. Проблемы развития  и направления совершенствования  методологии социального прогнозирования

Основная задача прогнозирования - развитие методологии прогнозирования  с целью повышения эффективности  методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогнозирования входит изучение особенностей прогнозирования как формы конкретизации научного предвидения и как специфической разновидности научного исследования, принципов оптимального подбора и сочетания методов прогнозирования, способов проверки и оценки достоверности прогнозов, принципов использования для разработки прогнозов выводов кибернетики, теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории принятия решений и др. Для того, чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев невозможна реализация одной из основных функций управления-контроля. Важную роль в прогнозировании занимает методология прогнозирования. Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, можно выделить следующие: метод экспертных оценок; нормативный метод; метод экстраполяции; метод экономико-математического моделирования; экспоненциального сглаживания и др. Особенно важна методология прогнозирования социального развития регионов. В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.

Методологическими предпосылками  такого прогнозирования является то, что регион представляет собой целостную  подсистему общей системы общественного  производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством  производства некоторого числа продуктов  или услуг, являющихся предметом  его специализации. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный. Основным содержанием исследований и прогнозирования является выработка концепции регионального социального развития с учетом стоящих перед регионом социальных целей.

При разработке концепции  регионального социального развития можно выделить 2 основных этапа:

1.формирование целей и  их конкретизация в виде определенных  задач, направленных на решение  соответствующих проблем;

2. определение приоритетов  целей и задач экономического  и социального развития и разработка  на этой основе стратегии регионального  развития.

Основной задачей в  рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей регионального  развития социальной системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей; прогнозы развития отдельных административно-территориальных  единиц региона (городов, районов и  т.д.). Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценария перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной социальной системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели регионального развития на основе различных факторов и условий. Сценарный метод предполагает установление показателей будущего развития критически важных показателей внешней среды. Например, для развития социальной сферы необходимо включить несколько вариантов альтернативных показателей будущего. Региональные власти устраивают так, чтобы численность населения региона увеличилась за год минимум на 1,5% или на 3%. Если в процессе построения сценария, выявляется что в регионе ухудшится экологическая обстановка, ухудшится конъюнктура, то для более точного и достоверного прогноза необходимо корректировать число (3%) в сторону уменьшения, например, снизить до 2%.

10. Выводы

Прогнозирование - один из важнейших  этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно ищет и  находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход  к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Одним из важнейших видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П. Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию». Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование. Прогнозирование на практике развивается в комплексах взаимосвязанных прогнозов по отдельным научным дисциплинам. При этом в зависимости от цели прогностического исследования одна из отраслей прогнозирования является профильной, образует собственно предмет исследования, а смежные отрасли составляют прогностический фон заранее полученных данных. Прогностический фон состоит из нескольких отраслей: научно-технической, демографической, экономической, социологической, культурной, внутриполитической, внешнеполитической. Зарождение социальной прогностики произошло в 20-- 30-е годы XX века, когда стала очевидна многозначность общественного развития: созревал новый этап научно-технического прогресса, возникло социалистическое государство, предложившее новые альтернативы будущего, стал пробуждаться третий мир с его колоссальными людскими резервами и социальными проблемами. Это осознание новой реальности подготовило почву для возникновения прогностики как науки. Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, появившихся в конце 40-х годов (Дж.Бернал, Н.Винер). В этот период разрабатывалась концепция научно-технической революции, был открыт эффект использования поисковых и нормативных прогнозов при управлении социальными процессами. В конце 50-х и в 60-х годах прокатилась волна “бума прогнозов” -- научно-технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. Такая ситуация привела к интенсивной разработке вопросов методологии и методики прогнозирования (Г. Тейл, Б. де Жувенель, Д. Белл, Э. Янг, Ф. Полак). К концу 60-х годов применение научной методологии к глобальным процессам развития обнаружило бесперспективность научно-технического прогресса в существовавших формах, его обостряющееся противоречие с социальными аспектами развития. Особенно большую роль сыграл в этом Римский клуб, который показал нарастание качественных изменений и выработал ряд прогнозов в области экологии, демографии, энергетики, продовольствия, сырья и других сферах общественной и производственной жизни. К началу 80-х годов прогнозы во все большей мере стали смещаться на поиск контуров “новой цивилизации”. В работах А. Тоффлера, Э. Шумахера и др. обосновывались способы разрешения современных глобальных проблем. В 90-е годы прогнозы стали развиваться в рамках концепции устойчивого развития, которая была одобрена на уровне глав правительств на конференции в Рио-де-Жанейро. Исходя из итогов обсуждений, под устойчивым развитием стали понимать самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ к материальным и духовным благам и справедливое распределение их. В отечественной науке многочисленные попытки их прогнозирования были осуществлены в 20-х - начале 30-х годов. Однако отсутствие обоснованной методологии делало эти прогнозы сомнительными. Так, Л. Сабсович писал, что к 1942 году (прогноз делался в 1927 году) в СССР исчезнут все существующие города и села и возникнут населенные пункты социалистического типа, знаменуя принципиально новый этап в развитии народов нашей страны 121. В этот же период были осуществлены прогнозы по перестройке быта, что нашло отражение и в практике в виде коммунальных квартир, общежитий и централизованного коммунально-бытового обслуживания, что впоследствии было отвергнуто самой жизнью. Научные основы прогнозирования вообще и социального в частности стали разрабатываться в нашей стране в конце 50-х - начале 60-х годов, что связано с творчеством таких ученых, как Э.А Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, В.А. Лисичкин, Т.М. Румянцева и др. Социальное прогнозирование - прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, общественными отношениями, в центре чего находится человек.

 

11. Список использованной  литературы

  1. Арженовский С.В. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие. - М.: Издательско «Дашков и Ко»; Ростов н/Д, 2008
  2. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. - М.: Педагогическое общество России 2002
  3. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. -  М.: 1998
  4. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007 – 480с. – (Бакалавр)
  5. Луков В.А. Социальное проектирование.  - М.: 1997
  6. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
  7. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
  8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
  9. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668с.
  10. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995
  11. http//www.i – u.ru/biblio/archive/socprogn
  12. http//www.planetadisser.com/see/dis_54366.html
  13. http://ru.wikipedia.org

 

 




Информация о работе Социальное прогнозирование