Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение социологических идей Э. Фромма и анализ одной из его работ. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть творческий путь и биографию Э. Фромма, выделить основные взгляды Э. Фромма, Проанализировать работу «Искусство любить» Э. Фромма;
Выявить актуальность его идей на сегодняшний день.
В структуру работы входят введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение
Введение…………………………………………………………………..3
Биография…………………………………………………………..4
Творчество Э. Фромма…....…………............................................11
Анализ книги Э. Фромма «Искусство любить»………………... 22
Заключение……………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………...41
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………...41
Приложение……………………………………………………
Введение.
Об Эрихе Фромме я узнала с курсов философии, и ещё тогда он заинтересовал меня как философ и как личность. Вот почему я выбрала эту тему, и, признаться, ничуть не разочаровалась. Я узнала об этом человеке многое из его работ, из интервью с Щульцом. Темы и проблемы, которые затрагивает Фромм очень актуальны. Сами произведения читаются легко и приятно. Все потому, что они сочетают в себе и философию жизни, и социологию современного общества, и психоанализ человеческой души. Они наполнены гуманизмом и любовью к человеку.
Объектом курсовой работы стали социологические идеи Э. Фромма и его вклад в социологию.
Цель курсовой работы – рассмотрение социологических идей Э. Фромма и анализ одной из его работ. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
В структуру работы входят введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение
Биография Э. Фромма.
Эрих Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно)1 – выдающийся мыслитель ХХ века, философ, психолог, социолог. Идеи Эриха Фромма остаются актуальными и по сей день. Немного найдется социологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире (еще при жизни Фромма его основные труды выдержали десятки переизданий миллионными тиражами).Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования. А ведь это, по сути дела, и есть те стержневые вопросы, вокруг которых ветвятся все прикладные психологические исследования и разработки.2
Эрих получил хорошее
образование, знал древние и новые
языки, интересовался Ветхим Заветом,
культурами Востока, дзен-буддизмом. Картина
мира, владевшая воображением еврейских
пророков, где "лев и овца живут
рядом", рано привлекли внимание
мальчика и дали толчок его раздумьям
о причинах зла, агрессии и основах
мирного человеческого
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Он был единственным ребенком в семье. Воспитывали его в иудейских традициях. О своем детстве и воспитании он говорит так: «Что оказало на меня, безусловно, позитивное и решающее влияние, так это дух, царивший в нашей семье, — дух ортодоксального иудаизма, восходящий по обеим семейным линиям к рабби, знатокам и ценителям Талмуда. Я воспитывался в русле древней традиции, более близкой средневековью, а не современности. И эта традиция имела для меня гораздо большую реальность, чем шумящий за окном XX век.» (Даже в одной из своих знаменитых работ «Бегство от свободы» он начинает с изречения из Талмуда: «Если я не стою за себя, то кто встанет за меня? Если я только за себя, то кто я? Если не сейчас, то когда?»3). Уже в раннем детстве мальчику больше всего импонировали картины Мира с большой буквы, Мира, в котором лев возлежал рядом с ягненком. В весьма юном возрасте он проявлял интерес к интернационализму и общественной жизни наций. Иррациональность зла и массовая истерия, приведшие к первой мировой войне, вызвали в нем глубокий протест.
Приблизительно в то же самое время в его личной жизни произошло некоторое событие, которое решительным образом повлияло на дальнейшее развитие Фромма. Прелестная молодая женщина, художница, друг семьи Фроммов, покончила с собой после смерти своего престарелого отца. Последним ее желанием было желание быть похороненной вместе с ним. Эта смерть поставила Фромма в тупик. Возможно ли было так любить своего отца, чтобы отказаться от радостей жизни, радостей, столь привычных для нее, и предпочесть им смерть? Именно эти вопросы и привели Фромма к психоанализу. Он занялся изучением мотивов, управляющих поведением людей.
Еврейская среда, из которой вышел Фромм и связь, с которой он сохранял до конца своих дней, не имела ничего общего с миром прагматичных дельцов. Сам Фромм называл свой мир докапиталистическим, а иногда и просто средневековым, подчеркивая, что атмосфере, в которой он воспитывался, был абсолютно чужд буржуазный дух рубежа ХIХ–ХХ веков.
Наверное, ещё в юном Эрихе зародилась та мысль, которую он высказал много лет спустя: «История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития»4. Позже эту идею с энтузиазмом подхватило поколение молодых бунтарей шестидесятых.
Характерно, что в Священном писании Фромма привлекали и воодушевляли весьма специфические моменты — история грехопадения Адама и Евы, заступничество Авраама за жителей Содома и Гоморры, судьба пророка Ионы. «Грехопадение» самого Фромма произошло на редкость банально. Однажды, чувствуя сильный голод, он был привлечен вкусным запахом, исходившим из уличного киоска. Недолго думая юный талмудист купил и съел на ходу горячую свиную сосиску. И мир не перевернулся! Более того, юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, что стал хуже. Может быть, той самой сосиске мы обязаны тем, что мир потерял заурядного раввина, но приобрел замечательного психолога.
Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. В 1918 году он сдал экзамены на аттестат зрелости и после недолгих колебаний остановил свой выбор не на продолжении религиозного образования, а на изучении права. Такое решение не было чем-то радикальным, поскольку Фромм понимал право как «кристаллизованный минимум этики какого-либо общества». Однако перспектива стать юристом быстро утратила для него привлекательность, и он отправился в Гейдельберг изучать философию, социологию и психологию.5
Во время обучения в университете Фромм узнавал много нового, с трудом уживающегося с ветхозаветными притчами, которые он знал почти наизусть. Будда, Маркс, Бахофен, Фрейд — вот те имена, которые оказали на Фромма наибольшее интеллектуальное влияние в это время. Таких разных, таких, на первый взгляд антагонистов, он умудрился собрать под одной крышей. Престиж социологии в Гейдельбергском университете был утвержден Максом Вебером, с которым Фромм, однако, познакомиться не успел. Он изучал социологию у его брата Альфреда Вебера и под его руководством защитил в 1922 году докторскую диссертацию.
Важным событием в личной жизни и научной карьере Фромма явилось знакомство с Фридой Райхман. Знакомство состоялось через третье лицо и поначалу носило чисто приятельский характер. Однако довольно скоро Фрида Райхман сумела заинтересовать Фромма психоанализом и предложила выступить для него аналитиком. Терапевтическая связь между Фридой и Эрихом привела к женитьбе. Многие недоумевали, почему ни аналитические откровения, ни солидная разница в возрасте (Фрида была на 10 лет старше) не воспрепятствовали браку. Впрочем, сомнения оказались небезосновательными. Прожив вместе всего четыре года, супруги расстались. Впрочем, добрые отношения им удалось сохранить, и все последующие годы Фрида жила под двойной фамилией — Фромм-Райхман, под которой и получила немалую известность.
Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в берлинском институте, который с конца 20-х годов все более становился центром притяжения аналитиков и их клиентов и оспаривал первенство у венского. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии обеспечила ему должность профессора в Чикаго.6
В 1925 году Фромм, завершив обязательную
психоаналитическую подготовку (серьезным
изъяном которой, впрочем, считалось
отсутствие у него медицинского образования),
открыл собственную частную практику.
Среди его пациентов оказалось
немало американцев. Практикуясь с
ними в разговорном английском, Фромм
делал большие успехи, что впоследствии
позволило ему легко
Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне.
Будучи руководителем отдела социальной психологии института, Фромм в 1932 году организовал исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп. В результате он пришел к выводу, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и своими руками приведут его к власти. Объяснение этому «иррациональному» явлению Фромм видел в механизме «бегства от свободы», когда измученные национальным унижением, безработицей, инфляцией народные массы охотно отказываются от привилегий, даваемых свободой, и с готовностью жертвуют ими в обмен на «порядок» и гарантированную миску баланды.7 (Не потому ли эта концепция стала психологической классикой, что жизнь подтверждает ее снова и снова?)
После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. В США он преподавал в Колумбийском университете. В Америке Фромм сначала занимается широкой исследовательской и педагогической деятельностью, ведет большую клиническую практику, пишет и издает книги, приносящие ему все большую славу: «Человек для себя» (1947), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1968), «Иметь или быть?» (1976) и другие. Переосмысление и творческое развитие теории Фрейда поставило Фромма во главе одного из влиятельных направлений современной гуманитарной науки — неофрейдизма.
В 1943 году Фромм помог
сформировать Нью-йоркское отделение
Вашингтонской школы
В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.
Фромм также известен как активный борец за мир. Он основал SANE – ведущую американскую организацию, которая, борясь против применения ядерного оружия, была также лидером в борьбе против войны во Вьетнаме. В 1950 г. он вступает в партию социалистов, но вскоре покидает ее из-за недостаточной радикальности ее целей. Его работа по объединению психоаналитической теории и социального учения Маркса имеет необычайно важное значение и идет рука об руку с его социально-гуманистической ревизией теории Фрейда. Он анализировал интернациональный вклад ученых в дело социалистического гуманизма, и трудно назвать другого такого выдающегося психолога или психоаналитика, который уделял бы столько внимания политическим вопросам. Его книга «Революция надежды»8 — это политический памфлет в поддержку кандидата в президенты Соединенных Штатов Джозефа Маккарти. Солидарность с Маккарти имела своей причиной вовсе не философские и поэтические пристрастия последнего, а его способность возродить надежду в сердцах своих сограждан, что для Фромма имеет непревзойденную политическую ценность. Что особенно поражает — это способность Фромма думать, говорить, делать и жить абсолютно неортодоксально.9 Прозрения его неувядаемы, на них не оседает пыль веков. Он ненавидит догмы и ставит все новые и новые вопросы. На иврите дух и ветер представлены одним и тем же словом. Именно потому, что учение Фромма остается неиссякаемо незавершенным, от него нельзя отмахнуться ни его друзьям, ни врагам, ни его адептам, ни его оппонентам.
Будучи в Мексике, Фромм
посвятил себя исследованию Нового времени,
исследованию социальных проектов прошлого
и настоящего; издал книгу «Здоровое
общество», в которой выступил с
критикой капиталистической системы.
В 1960 году Фромм вступил в
В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.10
В возрасте 68-ми лет у Фромма случился первый инфаркт. Вскоре, после окончания работы «Иметь или быть», в 77 лет, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии, в своем доме, не дожив нескольких дней до своего 80-тилетия.