Социальное творчество Э. Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение социологических идей Э. Фромма и анализ одной из его работ. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть творческий путь и биографию Э. Фромма, выделить основные взгляды Э. Фромма, Проанализировать работу «Искусство любить» Э. Фромма;
Выявить актуальность его идей на сегодняшний день.
В структуру работы входят введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложение

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Биография…………………………………………………………..4
Творчество Э. Фромма…....…………............................................11
Анализ книги Э. Фромма «Искусство любить»………………... 22
Заключение……………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………...41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.26 Кб (Скачать файл)

Любовь между  детьми и родителями.

Именно в этой главе автор определяет позицию отца, матери и ребёнка. «Все переживания ребёнка кристаллизуются и объединяются в одном переживании: я любим. Я любим, потому что я ребенок своей матери. Я любим, потому что беспомощен. Я любим, потому что прекрасен, неповторим. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: я любим за то, что я есть, или, что более точно: я любим, потому что это я.»36 Переживание любимости матерью — пассивное чувство. Мне ничего не надо делать для того, чтобы быть любимым,— материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется,— это быть — быть ее ребенком. Но есть и негативная сторона в этой «гарантированной» любви. Ее не только не нужно заслуживать, но ее и нельзя добиться, тем более контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни — и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать.

Для большинства детей  в возрасте 8—10,5 лет проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимыми за то, что они есть. Младший

ребенок еще не способен любить; он благодарно и радостно принимает  как данность то, что он любим. С указанной же поры в детском развитии появляется новый фактор: ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью.

«Неудивительно, что все мы томимся по «беспричинной», материнской любви, будучи и детьми, и взрослыми. Связь с отцом совершенно иная. Мать — это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец же не олицетворяет никакого такого природного дома. Он имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским. Но зато отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где — мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия и приключения. Отец — это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир.»37

Объекты любви.

В данной главе автор раскрывает такие понятия, как любовь братская, материнская, эротическая, любовь к себе и любовь к Богу.

«Любовь — это не обязательно  отношение к определенному человеку;  это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь — это не любовь, а симбиотический союз. Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить. Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме «любимого» человека,

это доказывает силу их любви. Здесь проявляется заблуждение, о котором

уже упоминалось выше,—  установка на объект. Это похоже на состояние человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться живописи, твердит, что он просто должен найти достойную натуру: когда это случится, он будет рисовать великолепно, причем произойдет это само собой. Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то «я люблю тебя», я должен быть способен сказать «я люблю в тебе все», «я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя».

Мысль, что любовь — это  ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

а) Братская любовь.

«Наиболее «фундаментальный»  вид любви, составляющий основу всех ее типов. Под ней я разумею ответственность, заботу, уважение, обстоятельное знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. «Братская любовь — это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения. Если я развил в себе способность любви, я не могу не любить своих братьев. В братской любви наличествует переживание единства со всеми людьми, человеческой солидарности. Братская любовь основывается на чувстве, что все мы — одно.»38 Различия в талантах, образовании, знаниях не принимаются в расчет; главное здесь — идентичность человеческой сущности, общность всех людей. Братская любовь — это любовь между равными; но даже равные не всегда «равны». Как люди, все мы нуждаемся в помощи. Сегодня я, завтра ты. Но эта потребность не означает, что один всегда беспомощен, а другой всесилен. Беспомощность — это временное явление; умение обходиться собственными силами — устойчивое состояние.

б) Материнская любовь

Это установка, которая внушает  ребенку любовь к жизни, которая  дает ему почувствовать, что хорошо быть живым, хорошо быть мальчиком или

девочкой, хорошо жить на этой земле. Материнская любовь заставляет ребенка почувствовать, как хорошо родиться на свет; она внушает ребенку любовь к жизни, а не только желание существовать.

в) Эротическая любовь

Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием «влюбленности», внезапного крушения барьеров, существовавших до определенного момента между двумя чужими людьми. Но, как было отмечено ранее, это переживание внезапной близости по самой своей природе кратковременно. Половое желание требует слияния, но физическое влечение основывается не только на желании избавления от болезненного напряжения. Половое желание может быть внушено не только любовью, но также тревогой и одиночеством, жаждой покорять и быть покоренным, тщеславием, кроме того, потребностью причинять боль и даже унижать. Оказывается, половое желание вызывается или легко сливается с любой другой сильной эмоцией. Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что любят друг друга, в то время как речь может идти лишь о физическом влечении. Вызванная любовью физическая близость лишена жадности, потребности покорять или быть покоренным, но исполнена нежности. Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь—это эгоизм двоих. «Два человека отождествляются друг с другом и решают проблему одиночества, увеличивая единичную индивидуальность вдвое. Однако будучи изолированными от всего остального человечества, они остаются отделенными и друг от друга, и каждый из них отчужден от самого себя. Их переживание соединенности — иллюзия.»39

г) Любовь к себе

Идея, выраженная в библейском «возлюби ближнего, как самого себя», подразумевает, что уважение к собственной целостности и уникальности, любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому индивиду. Любовь к своему собственному «я» нераздельно связана с любовью к любому другому существу.

Любовь к кому-то —  это сосредоточение и осуществление  способности любить. Основной заряд, содержащийся в любви, направлен на любимого человека как на воплощение существеннейших личностных качеств. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. «Разделение труда», как называл это У. Джемс, при котором человек любит свою семью, но не испытывает никакого чувства к «чужому», означает принципиальную неспособность любить: Любовь к людям является не следствием, как часто полагают, а предпосылкой любви к какому-то определенному человеку. Из этого следует, что мое собственное «я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей способности любить, т. е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может любить.

д) Любовь к Богу

Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, в психологическом смысле не является чем-то отличным. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Действительно, любовь к Богу имеет так же много различных свойств и аспектов, как и любовь к человеку, и в значительной мере мы находим здесь те же самые различия.»

Практика любви.

Здесь автор даёт следующие  рекомендации:  «Любовь — личное переживание, которое каждый может пережить только сам и в себе. В самом деле, вряд ли найдется хоть. Кто-то, кто не знает или не знал этого переживания хотя бы в малой степени в детстве, юности или в зрелом возрасте. Рассмотрение практики любви может сосредоточиться на предпосылках искусства любить и подступах к нему, а также на осуществлении этих предпосылок и подступов. Шаги к этой цели можно сделать только самостоятельно, а рассмотрение закончится прежде, чем будет сделан решительный шаг.

 Практика любого искусства имеет определенные общие требования, прежде всего дисциплины. Едва ли нужно доказывать, что сосредоточенность составляет необходимое условие для овладения искусством. Еще одно условие овладения людьми искусством — терпение.

Последним условием обучения всякому искусству является искренняя заинтересованность в обретении мастерства. Если человек хочет стать мастером, этой цели должна быть подчинена вся его жизнь или, по крайней мере, вплотную с ней связана. Собственная личность становится тем инструментом в практике искусства, который нужно поддерживать в таком состоянии, чтобы он мог исполнять свои особые функции. Пока что я рассматривал компоненты, необходимые для практики любого искусства. Теперь я собираюсь рассмотреть те качества, которые имеют особое значение для способности любить. «В соответствии с тем, что я говорил о природе любви, главное условие в ее достижении составляет преодоление собственного нарциссизма. Полюс, противоположный нарциссизму,— это объективность; она представляет собой способность видеть людей и вещи как они есть, а также способность отделять эту объективную картину от иллюзии, сформированной собственными желаниями или страхами человека.»40

Способность думать объективно разумна. Эмоциональная установка, основанная на разуме,— это смирение. Быть объективным, пользоваться собственным разумом возможно только при достижении установки на смирение, при избавлении от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны детству.

 

Заключение по книге.

Может ли человек иметь  любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-либо вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи, как «любовь» не существует. «Любовь» — это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить — это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В целом значение социологического творчества Э. Фромма довольно велико. Эрих Фромм разработал концепцию гуманистического психоанализа, в которой сочетались элементы марксизма, психоанализа, экзистенциализма. Его теория была призвана разрешить основные противоречия человеческого существования – между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Эрих Фромм полагал, что выйти из кризиса современной цивилизации можно, создав так называемое «здоровое общество», основанное на принципах и ценностях гуманистической этики, восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Будучи неортодоксальным марксистом, Фромм резко критиковал не только капиталистическое общество, но и построенный в СССР социализм, полагая что советская идеология не имеет ничего общего с учением Маркса. По этой причине, также как ранее в гитлеровской Германии, книги Фромма в СССР были под запретом до конца 1980-х годов.

Значение социологического наследства немецко-американского психолога и социолога на сегодняшний день очевидно:

  1. Он разработал теорию человеческой деструктивности, поясняя что это,  отчего она происходит и почему развивается в нашем обществе.
  2. Рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы, различаю в обществе «свободу от» и «свободу для(на)». Показал противоречивость и неоднозначность человеческой свободы.
  3. Будучи истинным гуманистом, Фромм рассмотрел феномен коллективного бессознательного и, проводя спор с Фрейдом, выделил то, что человеком не движут инстинкты, человек – существо социальное и духовное и в меньшей степени в нем преобладают животные инстинкты.
  4. Фромм также убедительно критиковал инстинктивизм и бихевиоризм.
  5. Разработал концепцию душевно здорового общества.
  6. Разделял религию на авторитарную и гуманистическую; тип религии определял по типу общества. Религия по Фромму считается неотъемлемой частью жизни общества.

Многие идеи Фромма отличает большая гибкость мышления, тонкая историческая интуиция, способность рассуждать о сложнейших вещах заинтересовано, доступно, на основе богатейшей эрудиции. Фромм, в отличие от Фрейда и Юнга, не настаивал на том, что он - только психолог. Он органично соединил психоанализ с этикой, антропологией и социологией. Фромм - удивительно современен. Встреча с ним всегда стимулирует мысль и дает заряд оптимизма.

Подведя итоги, мы бы хотели завершить свою курсовую работу его изречением: «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность»

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fromm.hpsy.ru
  2. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://psychowwed.narod.ru/fromm
  3. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.livelib.ru/author/180178
  4. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.noogen.su/humanism.htm
  5. Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. М.: Альфа-М, 2006. 448 с.
  6. Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. М.: Альфа-М, 2006. С. 126
  7. Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. М.: Альфа-М, 2006. 448 с.
  8. Добреньков В.И. Психоаналитическая социология Эриха Фромма. М.: Альфа-М, 2006. С. 225-229.
  9. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США, Социология Эриха Фромма / М.: Издательство НОРМА, 2001.  С. 449.
  10. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США, Социология Эриха Фромма / М.: Издательство НОРМА, 2001.  576 с.
  11. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США, Социология Эриха Фромма / М.: Издательство НОРМА, 2001.  С. 459.
  12. Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США, Социология Эриха Фромма / М.: Издательство НОРМА, 2001.  С. 462
  13. Фромм Э. «Иметь» или «быть»? М.: АСТ 2007. 320 с.
  14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006.  С. 256.
  15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006. С.
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006. С. 138.
  17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006. С. 335.
  18. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006. С. 130.
  19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006. С. 155.
  20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ 2006. С. 67.
  21. Фромм Э. Бегство от свободы / Психология. Лучшее. М.: АСТ, 2009. 288 с.
  22. Фромм Э. Бегство от свободы /Психология. Лучшее. Предисловие к первому изданию.М.: АСТ, 2009. 288 с.
  23. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, Астрель. 2011.  С. 1
  24. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, Астрель. 2011. 288 с.
  25. Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Аст, Олимп. 1998. 416 с.
  26. Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу / Пер. с англ. В. А. Закса. М.: АСТ.  2010.  256 с.
  27. Фромм Э. Искусство любить / Философия. Психология. М.: АСТ. 2011. 224 с.
  28. Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий / Психология. М.: АСТ. 320 с.
  29. Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр. Пер. с англ. А. А. Яковлева / М.: Политиздат. 2002.  420 с.
  30. Фромм. Э.  «Иметь» или «быть»? / Философия. Психология / Пер. с англ.: Эмилия Телятникова. М.: АСТ. 2007. 320 с.
  31. Фромм. Э. Революция надежды/ Перевод с англ./Предисловие П.С. Гуревича. М.: Айрис-пресс, 2005. 352 с.

Информация о работе Социальное творчество Э. Фромма