Социальное управление в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективного управления образованием. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности в том числе: социальной, политической, социально-экономической.
Цели работы: Во-первых, рассмотреть социально-культурную сущность образования. Во-вторых, изучить стратегии многоуровневого образования В-третьих, рассмотреть управление многоуровневой системы образования, направленной на улучшение образования в стране.

Содержание работы

Введение 3
1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования. 4
1.1. Система многоуровнегово образования 4
1.2 Стратегии многоуровневого образования 8
2 Социальное управление в системе многоуровневого образования 13
2.1 Система управления образованием 13
2.2 Управление образовательной системой, направленное на качественное образование 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая социология управления.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

        ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО 

ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ

СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА: «ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ»

Курсовая работа

По дисциплине: «Социология  управления»

Тема работы: «Социальное управление в системе образования»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ГСЛ -312

Рисова Анна Петровна

Преподаватель:

Доцент Пахоменко Г. В.

 

 

 

Москва-2013

Оглавление

Введение 3

1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования. 4

1.1. Система многоуровнегово образования 4

1.2 Стратегии многоуровневого образования 8

2 Социальное управление в системе многоуровневого образования 13

2.1 Система управления образованием 13

2.2 Управление образовательной системой, направленное на качественное образование 17

Заключение 22

Список использованной литературы 23

 

Введение

В условиях современного российского  общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективного управления образованием. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности в том числе: социальной, политической, социально-экономической.

Цели работы:

Во-первых, рассмотреть социально-культурную сущность образования.

Во-вторых, изучить стратегии многоуровневого образования

В-третьих, рассмотреть управление многоуровневой  системы образования, направленной на улучшение образования в стране.

В процессе достижения заявленных целей  анализируются теоретические данные, анализ прессы, монографий, учебников, официальных документов образовательных учреждений. Подобный подход позволяет рассматривать данную деятельность как единую стройную систему деятельности, предполагающий серьёзную и глубокую профессиональную подготовку.

Объектом данной работы является: процесс управления в системе образования.

Предметом данной работы является: организация управления в системе образования.

Цель исследования - исследовать теоретические основы систем управления образованием и особенности организации управления в системе образования, управление образовательными системами.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать нынешнюю организацию управления в системе образования.
  2. Выявить условия эффективности управленческой деятельности в системе образования.
  3. Выявить особенности организации управления многоуровневого образования.

 

 

  1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования.

    1. Система многоуровнегово  образования

Формирование системы  многоуровневого образования как  единого образовательного пространства предполагает интеграцию различных  образовательных и профессиональных учреждений. Эффективность функционирования такой системы достигается в  данном случае за счет координации  и взаимной увязки учебных планов и программ, что позволит повысить уровень фундаментальной, общекультурной, гуманитарной и социально-экономической  подготовки. Создаются также условия  для оптимального использования  кадрового потенциала и учебно-материальной базы учебных заведений. Кроме этого, появляется больше возможностей для  индивидуализации процесса обучения, обеспечения свободы выбора, определения  индивидуальной траектории образования.

Интеграция образовательных  программ с целью устранения дублирования на разных ступенях обучения позволит сделать эту систему более  эффективной и выгодной с точки  зрения темпоральных и материальных затрат, усовершенствования профессиональных и духовных качеств будущих специалистов. Система многоуровневого образования  становится средством повышения  качества самого обучения благодаря  реализации принципа преемственности  и диалога различных уровней  образования.

Интеграция всех звеньев  системы образования позволит сконцентрировать все научные, образовательные и  методические структуры, адаптировать их к складывающимся социально-экономическим  условиям, перейти от уровня распределительного управления к организационно-регулирующему.

Создание системы многоуровневого  образования включает различные  варианты интеграции образовательных  учреждений: кооперация, ассоциация и  слияние [1].

Кооперация представляет собой форму интеграции, при которой  осуществляются координация и согласование деятельности образовательных учреждений путем заключения договора при сохранении существующего статуса образовательных  учреждений.

Ассоциация является формой интеграции, при которой осуществляется образование нового юридического лица путем объединения (слияния) нескольких образовательных учреждений с сохранением  юридического лица участников объединения.

Слияние – это форма  интеграции, при которой осуществляется объединение с образованием нового юридического лица и вхождением участников на правах структурных подразделений  нового образовательного учреждения.

Интеграция может осуществляться по горизонтали, вертикали и иметь  смешанные формы. Горизонтальная интеграция предполагает объединение образовательных  учреждений одного типа. Например: школа  – гимназия, колледж – колледж, вуз – вуз. Вертикальная интеграция объединяет учреждения разного типа. Например: школа – детский сад, школа – колледж, школа – колледж  – вуз, школа – ПТУ. Примеры  смешанной интеграции: школа –  школа – вуз, школа – колледж  – колледж – колледж – вуз.

Возможны также варианты участия в интегрированных структурах учебно-производственных комбинатов, промышленных предприятий, фирм, научных  организаций и т.п.

Основы воспитанности  человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются  еще в раннем детстве. В целом, значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень  процесса образования, на которой закладывается  первооснова личностных качеств  человека, происходит его физическое, умственное и нравственное развитие.

В отличие от дошкольного  воспитания, которое охватывает примерно половину детей, школьное обучение является всеобщим. Большинство детей (65 %) поступают  в школу в возрасте 7 лет и  проходят 3-летний курс обучения в начальной  школе. Остальная часть поступает  в школу в возрасте 6 лет, и продолжительность  их обучения в начальной школе  составляет 4 года. В возрасте 10 лет  дети переходят на младшую ступень  средней школы, обучение в которой  продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают  эту ступень в соответствии с  законом. По закону "Об образовании" 15-лет-ние дети имеют право уйти из школы. Государственная статистика свидетельствует, что 60-61 % выпускников  базовой средней школы продолжают учиться до окончания полной средней  школы, 12 % идут в средние профессиональные училища, 26 % – в начальные профессиональные училища и около 1 % бросают учиться  совсем [2].

Как показывают исследования, система среднего образования будет  эффективной, если она будет максимально  гибкой, учитывающей национальные, региональные особенности населения, индивидуальные склонности и интересы учащихся. Но это вовсе не означает отказ от принципа всеобщности среднего образования, от единства его целей  и задач, обеспечивающего молодежи "равный старт" при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь.

Сегодня школа расширяет  сферу своей самостоятельности, увеличилось многообразие форм ее работы, действуют гимназии и лицеи, частные, религиозные и даже иностранные  школы. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ. Разнообразие школ, предлагающих различные программы, вызвано стремлением соблюдения принципа вариативности в образовании. Однако выбор той или иной программы  в общеобразовательной школе  – это еще не вариативное образование, ибо все школы сегодня в  значительной мере обречены на одну и  ту же образовательную траекторию. Сегодня показателем качества деятельности школы является, например, процент  поступающих в вузы, что является далеко не самым объективным показателем. Настоящая вариативность в системе  образования – это разнообразие программ и разнообразие аттестатов, разнообразие образовательных траекторий и возможностей выбора той деятельности, которая отвечает индивидуальным запросам личности.

В системе многоуровневого  образования школе принадлежит  значительная роль. Школа должна стать "таким учреждением, главная задача которого вести как можно большее  число учащихся к прочному овладению  базовыми знаниями" [3].

Молодежь вступает в жизнь  – трудовую, общественную, имея, как  правило, полное среднее образование. Тем не менее, нельзя упускать из виду существенное отставание качества общеобразовательной  подготовки молодежи от современных  требований. Имеются значительные различия в качестве образования, зависящие  от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением  отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских  школах выше, чем в сельских; в  дневных выше, чем в вечерних.

Окончание общеобразовательной  школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном  из вариантов, выпускник школы тем  самым отдает предпочтение тому или  иному виду профессионального образования. По данным статистики, из 60-61 % 17-летних выпускников полной средней школы 30–40 % поступают в вузы, 25 % – в  средние профессиональные училища, 15 % – в начальные профессиональные училища и 25–30 % бросают учиться  совсем [2].

Выбор профессии – чрезвычайно  важный этап в жизни каждого человека. Этот момент осложняется тем, что  его необходимо решать в подростковом и юношеском возрасте, когда нет  достаточного опыта и устоявшихся  взглядов и убеждений. Типичные затруднения  в профессиональном самоопределении, которые испытывают школьники в  выборе профессии, обусловлены следующими факторами:

-   несформированностью интересов;

-   нестабильным или недостаточным финансовым состоянием семьи;

-   отсутствием знаний о современном мире профессий и возможностях их получения;

-   инфантильностью, предоставлением права решения проблемы родителям;

-   неуверенностью в своих знаниях;

-   отсутствием достаточных знаний о своих индивидуальных особенностях и профессионально важных качествах;

-   общим пессимистическим настроем, неуверенностью в завтрашнем дне;

-   внешней мотивацией выбора профессий [4].

 

    1. Стратегии многоуровневого образования

Стратегии предусматривают  формирование у учащихся смыслообразующих мотивов дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, что позволило бы снять  трудности построения профессиональной карьеры. В этой связи особое внимание следует уделять вопросам профориентации.

Трудовое обучение и воспитание молодежи – существенный фактор формирования ее социальной и профессиональной ориентации. Социальная ориентация – это определение  человеком своего места в системе  общественных отношений, выбор желаемого  социального положения и путей  его достижения. Профессиональная ориентация есть осознание того "набора" профессий, который предлагает в данный момент общество, и выбор наиболее привлекательных  из них. Социальная ориентация взаимодействует  с профессиональной, хотя та и другая не тождественны. Они взаимосвязаны  постольку, поскольку социальное положение  человека в обществе определяется характером и содержанием его труда.

Социологические исследования позволили, в частности, установить, что выбор вида профессионального  образования лишь частично обусловлен выбором будущей профессии: в  большей мере, чем профессию, люди выбирают свое будущее социальное положение. При этом социальная ориентация складывается у учащихся школ значительно раньше, чем профессиональная. Большинство  учащихся мало информировано о конкретном содержании избранного ими вида трудовой деятельности, условиях труда, оплате. Выбор, сделанный накануне окончания  школы, нередко бывает продиктован  случайными мотивами (близостью учебного заведения к месту жительства, примером сверстников и друзей, советами знакомых).

Преодоление инерции общественного  сознания в оценке престижа профессий, возникающих в нем "перекосов" – дело непростое. Успех здесь  определяется, прежде всего, сдвигами в социально-экономических условиях труда, его организации, оплате и  т.д. Но воспитательные усилия школы  могут дать значительный опережающий  эффект, если в пропаганде профессий, их общественной значимости социальный идеал органически увязывается  с интересами людей, социальных и  демографических групп населения, если школа работает в этом направлении  в тесном контакте с родителями.

Информация о работе Социальное управление в системе образования