Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:28, курсовая работа
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективного управления образованием. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности в том числе: социальной, политической, социально-экономической.
Цели работы: Во-первых, рассмотреть социально-культурную сущность образования. Во-вторых, изучить стратегии многоуровневого образования В-третьих, рассмотреть управление многоуровневой системы образования, направленной на улучшение образования в стране.
Введение 3
1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования. 4
1.1. Система многоуровнегово образования 4
1.2 Стратегии многоуровневого образования 8
2 Социальное управление в системе многоуровневого образования 13
2.1 Система управления образованием 13
2.2 Управление образовательной системой, направленное на качественное образование 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Преодолению затруднений старшеклассников в профессиональном самоопределении могут также способствовать:
- совершенствование системы профориентационной работы;
- информационное обеспечение,
включающее компьютерные
- сотрудничество и интеграция учреждений образования (профильные классы, подготовительные курсы, ярмарки учебных мест, дни открытых дверей, совместное проведение дней науки и т.п.);
- создание на базе одного из учебно-производственных комбинатов учебно-профессионального комплекса или экспериментальной площадки [4].
Переход к целостной, гибкой,
соответствующей потребностям рынка
и индивидуальным жизненным траекториям
системе многоуровневого
Интеграция высших учебных
заведений осуществляется преимущественно
с элитными школами старшего звена
(лицеями и гимназиями), где работают
их преподаватели. Мотивация для
установления таких отношений может
быть частично обусловлена экономическими
причинами: заработная плата университетских
преподавателей так низка, что дополнительные
часы в школе дают заметный приработок.
Школы очень гордятся такими связями
и высоко их оценивают. Университеты,
предоставляя своих преподавателей,
делают все возможное, чтобы абитуриенты
были хорошо подготовлены. Школы, таким
образом, используют высококвалифицированную
рабочую силу университетских
Между целями образовательной
политики и ее практическим претворением
в жизнь в вопросах доступа
к высшему образованию
Одной из основных проблем
является отсутствие четкой связи между
вступительными требованиями и стандартами
среднего образования. В то время
как школьники изучают
Существующая система
поступления в вуз де-юре
В рамках системы многоуровневого
образования необходимо введение унифицированной
системы вступительных
Наиболее эффективный
путь подготовки специалистов среднего,
а затем высшего
Учащиеся (40–45 % учащихся системы
среднего образования) включаются в
систему начального профессионального
образования продолжительностью от
четырех до шести лет либо после
седьмого класса и сочетают четыре
года общеобразовательной средней
школы с двумя годами специализированного
профессионального образования, либо
после девятого класса и сочетают
два года общеобразовательной школы
(до 11 класса) с двумя годами специализированного
профессионального образования. Учебные
заведения, предлагающие такой тип
образования, называются профессионально-техническими
училищами – ПТУ. Некоторые ПТУ
были преобразованы в
В систему среднего профессионального образования, продолжительностью от четырех до пяти лет студенты (около 15 % учащихся системы среднего образования) поступают либо после девятого класса и получают два года общего среднего образования (до 11 класса) и два года специализированного профессионального образования, либо после 11 класса и получают два года специализированного профессионального образования. Учебные заведения, предлагающие такой тип образования, называются техникумами. Они готовят студентов для работы специалистами среднего уровня и техниками. Ряд техникумов в последнее время повысили в ранге до "колледжей". Колледжи предлагают дополнительный год обучения и эволюционируют в учебные заведения, занимающие промежуточное положение между средним и высшим образованием. Выпускник колледжа, получивший среднее профессиональное образование, при поступлении в вуз садится на студенческую скамью вместе с выпускником общеобразовательной школы. Но он на 2-3 года (иногда и на 4-5 лет) старше выпускника школы, уровень знаний выпускника колледжа по многим изучаемым в вузе дисциплинам уже соответствует требованиям высшей школы. Очевидна целесообразность обучать выпускника колледжа по сокращенной или ускоренной программе высшего профессионального образования.
Эта проблема решается в
системе многоуровневого
Новая социально-экономическая
реальность и логика внутреннего
развития системы образования
Университетский комплекс является
базой всей многоуровневой системы
образования в регионе, включающей
учебно-педагогический комплекс, колледжи
как важное звено ранней профессиональной
ориентации и подготовки молодежи в
системе многоуровневого
Другая возможная форма интеграционного процесса – организация несколькими колледжами и вузами некоммерческого объединения – ассоциации.
Интеграция образовательных
учреждений в системе многоуровневого
образования предусматривает
Коренные изменения
«В настоящее время
система управления образованием, отражая
в себе общие особенности переходного
периода, находится в промежуточной
стадии своего движения от прежнего способа
деятельности к качественно новому.
В ней сложно переплетаются новые,
перспективные тенденции и
Однако осознание того, что качество и эффективность всей системы образования, а также характер и направление ее развития всецело зависят от структуры и функционирования управления этой системой, что, в конечном итоге, предопределяет ее будущее, выводит на первый план задачу реформирования управления образованием.
Цели реформирования системы
управления образованием состоят в
создании гибкой, целенаправленной, эффективной
системы государственно-
Основное назначение управленческой
деятельности – защищать интересы
государства, интересы обучающихся, родителей,
общеобразовательных учреждений и
их работников, обеспечивать систему
образования объективными конкретными
данными о состоянии дел, выявлять
положительные и отрицательные
тенденции в системе
Управленческие воздействия должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участников образовательного процесса, развитие содержания образования и материальной базы.
Давая мощный импульс общественному развитию, сама система образования, являясь достаточно инертной, не успевает своевременно реагировать на стремительные изменения в общественной жизни. «Консервативность» системы образования несет в себе противоречие. В определенной степени это обусловлено и отставанием в создании и корректировке нормативной базы, затрагивающей образование. С одной стороны, это является положительным моментом, так как система образования играет роль противовеса разрушительным центробежным процессам в обществе, а с другой – она перестает отвечать изменившимся запросам общества и нуждается в функциональных, структурных и управленческих преобразованиях. Эти преобразования должны быть тщательно осмыслены с точки зрения согласования интересов личности, общества и государства и минимизированы [1].
Стратегия управления и ее сложность в сфере образования связаны с тем, что общество в целом не знает, каким оно хочет быть, и, что, естественно, образование как подсистема общества тоже не знает, каким оно должно быть, чтобы соответствовать существующему обществу и его будущему состоянию [3].
В период дестабилизации существовавшая ранее целостность нарушается, и части системы получают большую независимость от целого. Сейчас кардинальным образом изменилась социальная среда, изменились участники и субъекты, содержание, формы и методы образования.
В последнее время появилась
тенденция переноса центра тяжести
финансовой ответственности за систему
общего и профессионального
Информация о работе Социальное управление в системе образования