Социальное управление в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективного управления образованием. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности в том числе: социальной, политической, социально-экономической.
Цели работы: Во-первых, рассмотреть социально-культурную сущность образования. Во-вторых, изучить стратегии многоуровневого образования В-третьих, рассмотреть управление многоуровневой системы образования, направленной на улучшение образования в стране.

Содержание работы

Введение 3
1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования. 4
1.1. Система многоуровнегово образования 4
1.2 Стратегии многоуровневого образования 8
2 Социальное управление в системе многоуровневого образования 13
2.1 Система управления образованием 13
2.2 Управление образовательной системой, направленное на качественное образование 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая социология управления.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Преодолению затруднений  старшеклассников в профессиональном самоопределении могут также  способствовать:

-   совершенствование системы профориентационной работы;

- информационное обеспечение,  включающее компьютерные системы  профессиональной диагностики, периодически  обновляемую информацию о рынке труда, учебных заведениях, региональных программах в области занятости, молодежной политики, потребности в кадрах;

-   сотрудничество и интеграция учреждений образования (профильные классы, подготовительные курсы, ярмарки учебных мест, дни открытых дверей, совместное проведение дней науки и т.п.);

-   создание на базе одного из учебно-производственных комбинатов учебно-профессионального комплекса или экспериментальной площадки [4].

Переход к целостной, гибкой, соответствующей потребностям рынка  и индивидуальным жизненным траекториям  системе многоуровневого образования  включает решение такой проблемы, как согласование интересов образовательных  учреждений различных звеньев (среднего, среднего специального, высшего и  послевузовского), в целях формирования специалистов с высокими квалификационными  и личностными характеристиками.

Интеграция высших учебных  заведений осуществляется преимущественно  с элитными школами старшего звена (лицеями и гимназиями), где работают их преподаватели. Мотивация для  установления таких отношений может  быть частично обусловлена экономическими причинами: заработная плата университетских  преподавателей так низка, что дополнительные часы в школе дают заметный приработок. Школы очень гордятся такими связями  и высоко их оценивают. Университеты, предоставляя своих преподавателей, делают все возможное, чтобы абитуриенты  были хорошо подготовлены. Школы, таким  образом, используют высококвалифицированную  рабочую силу университетских преподавателей, что поднимает их престиж; учащиеся получают лучшую подготовку и имеют  гарантии зачисления в высшее учебное  заведение при условии выполнения необходимых требований; родители понимают, что получают хорошую отдачу за те затраты и усилия, потраченные  на то, чтобы их ребенок посещал "хорошую" школу при университете.

Между целями образовательной  политики и ее практическим претворением в жизнь в вопросах доступа  к высшему образованию значительный разрыв. С одной стороны, государственная  политика в сфере образования  нацелена на обеспечение равных прав для всех граждан, желающих получить бесплатное высшее образование. Однако на практике дела обстоят иначе.

Одной из основных проблем  является отсутствие четкой связи между  вступительными требованиями и стандартами  среднего образования. В то время  как школьники изучают одинаковый объем учебного материала, требования к абитуриентам сильно разнятся между  университетами. Вступительные экзамены в высшие учебные заведения до сих пор очень сильно зависят  от их специфики. Из этого можно предположить, что уровень подготовки абитуриентов сильно отличается в пределах Российской Федерации.

Существующая система  поступления в вуз де-юре позволяет  молодым людям подавать документы  в несколько учебных заведений  одновременно. Но де-факто большинство  высших учебных заведений проводят вступительные экзамены в одни и  те же сроки, что делает одновременную  подачу документов в разные учебные  заведения невозможным, а результаты вступительных экзаменов в одно учебное заведение, не засчитываются  при поступлении в другое. Провал на экзаменах может означать лишь одно – отсрочку в поступлении  на один год.

В рамках системы многоуровневого  образования необходимо введение унифицированной  системы вступительных экзаменов. Требования к вступительным экзаменам  должны быть одинаковыми, как минимум, на региональном уровне, а унифицированный  экзаменационный сертификат должен давать право на поступление в  любое учебное заведение.

Наиболее эффективный  путь подготовки специалистов среднего, а затем высшего профессионального  образования – это система  многоуровневого профессионального  образования "вуз – колледж" или "вуз – колледж – лицей". Образовательная программа состоит  из последовательных этапов, первый из которых реализуется лицеем в  соответствии с государственным  стандартом начального профессионального  образования и/или колледжем в  соответствии с государственным  стандартом среднего профессионального  образования. Следующий этап реализуется  университетом в соответствии с  государственным стандартом высшего  профессионального образования.

Учащиеся (40–45 % учащихся системы  среднего образования) включаются в  систему начального профессионального  образования продолжительностью от четырех до шести лет либо после  седьмого класса и сочетают четыре года общеобразовательной средней  школы с двумя годами специализированного  профессионального образования, либо после девятого класса и сочетают два года общеобразовательной школы (до 11 класса) с двумя годами специализированного  профессионального образования. Учебные  заведения, предлагающие такой тип  образования, называются профессионально-техническими училищами – ПТУ. Некоторые ПТУ  были преобразованы в профессиональные "лицеи" и предлагают третий год  специализированного профессионального  образования для удовлетворения требований рынка труда. Таким образом, начальное профессиональное образование  нацелено как на продолжение общего образования, так и на приобретение специальных профессиональных навыков. В соответствии с Конституцией базовое  образование является бесплатным.

В систему среднего профессионального  образования, продолжительностью от четырех  до пяти лет студенты (около 15 % учащихся системы среднего образования) поступают либо после девятого класса и получают два года общего среднего образования (до 11 класса) и два года специализированного профессионального образования, либо после 11 класса и получают два года специализированного профессионального образования. Учебные заведения, предлагающие такой тип образования, называются техникумами. Они готовят студентов для работы специалистами среднего уровня и техниками. Ряд техникумов в последнее время повысили в ранге до "колледжей". Колледжи предлагают дополнительный год обучения и эволюционируют в учебные заведения, занимающие промежуточное положение между средним и высшим образованием. Выпускник колледжа, получивший среднее профессиональное образование, при поступлении в вуз садится на студенческую скамью вместе с выпускником общеобразовательной школы. Но он на 2-3 года (иногда и на 4-5 лет) старше выпускника школы, уровень знаний выпускника колледжа по многим изучаемым в вузе дисциплинам уже соответствует требованиям высшей школы. Очевидна целесообразность обучать выпускника колледжа по сокращенной или ускоренной программе высшего профессионального образования.

Эта проблема решается в  системе многоуровневого образования  путем интеграции образовательных  учреждений разного уровня и создания университетских комплексов, в рамках которых происходит взаимоувязывание базовых государственных образовательных  стандартов всех типов образовательных  учреждений, позволяет сократить  сроки обучения для учащихся ПТУ  и колледжей, желающих получить высшее образование, на 2-3 года. Кроме того, интеграция учреждений начального и  среднего профессионального образования  позволит преодолеть оторванность последних  от потребностей региональных рынков труда, а также дублирование друг друга по задачам, профилям и перечням специальностей, качеству подготовки, местам занятости выпускников и  т.д.

Новая социально-экономическая  реальность и логика внутреннего  развития системы образования актуализируют  задачу интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования  в единую систему базового профессионального  образования, ее многоуровневого выстраивания с опорой на интегральный тип профессионального  образовательного учреждения – региональный колледж [3]. Региональный колледж, в  свою очередь, интегрируется в образовательную  структуру, которая носит название "университетский комплекс".

Университетский комплекс является базой всей многоуровневой системы  образования в регионе, включающей учебно-педагогический комплекс, колледжи как важное звено ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи в  системе многоуровневого непрерывного профессионального образования, а  также гимназии, лицеи, спецшколы  и спецклассы, образующие среду для  выявления и развития таланта, склонности и способности молодежи с раннего возраста с возможностью их доведения до передовых рубежей человеческих знаний по соответствующим направлениям и специальностям в университете [1].

Другая возможная форма  интеграционного процесса – организация  несколькими колледжами и вузами некоммерческого объединения –  ассоциации.

Интеграция образовательных  учреждений в системе многоуровневого  образования предусматривает согласование учебных планов и программ изучаемых  дисциплин, совершенствование методик  проведения всех видов занятий и  практики, стажировку преподавателей колледжа в университете и участие  преподавателей университета в учебном  процессе колледжа, повышение качества методического обеспечения учебного процесса, совместную научную и научно-методическую работу.

 

 

 

  1. Социальное  управление в системе многоуровневого  образования

    1. Система управления образованием

Коренные изменения политической и социально-экономической жизни  России, произошедшие в последнее  десятилетие, затронули и сферу  образования. Кризисная ситуация в  обществе в сочетании с рядом  радикальных шагов законодательной  и исполнительной власти могут привести к фактическому развалу системы  образования, являющейся одной из самых  мощных и устойчивых опор сохранения самой государственности. Реформа  социального устройства современного общества ставит систему образования  перед необходимостью адекватного  реформирования и управления.

«В настоящее время  система управления образованием, отражая  в себе общие особенности переходного  периода, находится в промежуточной  стадии своего движения от прежнего способа  деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты  старого: низкая целенаправленность и  запаздывающий, реактивный характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительного управления и др.» [1].

Однако осознание того, что качество и эффективность  всей системы образования, а также  характер и направление ее развития всецело зависят от структуры  и функционирования управления этой системой, что, в конечном итоге, предопределяет ее будущее, выводит на первый план задачу реформирования управления образованием.

Цели реформирования системы  управления образованием состоят в  создании гибкой, целенаправленной, эффективной  системы государственно-общественного  управления образованием, обеспечивающей «интенсивное развитие и высокое  качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей страны, запросов личности, общества, многонационального российского  государства.

Основное назначение управленческой деятельности – защищать интересы государства, интересы обучающихся, родителей, общеобразовательных учреждений и  их работников, обеспечивать систему  образования объективными конкретными  данными о состоянии дел, выявлять положительные и отрицательные  тенденции в системе образования. И строить свою работу необходимо на принципах демократизма, гласности, объективности и конкретности, по возможности не нарушая автономности образовательного учреждения.

Управленческие воздействия  должны быть комплексными, затрагивая мотивацию участников образовательного процесса, развитие содержания образования  и материальной базы.

Давая мощный импульс общественному  развитию, сама система образования, являясь достаточно инертной, не успевает своевременно реагировать на стремительные  изменения в общественной жизни. «Консервативность» системы образования  несет в себе противоречие. В определенной степени это обусловлено и  отставанием в создании и корректировке  нормативной базы, затрагивающей  образование. С одной стороны, это  является положительным моментом, так  как система образования играет роль противовеса разрушительным центробежным процессам в обществе, а с другой – она перестает отвечать изменившимся запросам общества и нуждается в  функциональных, структурных и управленческих преобразованиях. Эти преобразования должны быть тщательно осмыслены  с точки зрения согласования интересов  личности, общества и государства  и минимизированы [1].

Стратегия управления и ее сложность в сфере образования  связаны с тем, что общество в  целом не знает, каким оно хочет  быть, и, что, естественно, образование  как подсистема общества тоже не знает, каким оно должно быть, чтобы соответствовать  существующему обществу и его  будущему состоянию [3].

В период дестабилизации существовавшая ранее целостность нарушается, и  части системы получают большую  независимость от целого. Сейчас кардинальным образом изменилась социальная среда, изменились участники и субъекты, содержание, формы и методы образования.

В последнее время появилась  тенденция переноса центра тяжести  финансовой ответственности за систему  общего и профессионального образования  на региональный и муниципальный  бюджеты, сами образовательные учреждения. Однако значительное отличие экономических  и финансовых возможностей регионов страны при таком развитии событий  может привести к подрыву принципов  федерализма, разрушению единого образовательного пространства России, дальнейшему снижению мобильности и доступа к образованию.

Информация о работе Социальное управление в системе образования