Социальное управление в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективного управления образованием. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности в том числе: социальной, политической, социально-экономической.
Цели работы: Во-первых, рассмотреть социально-культурную сущность образования. Во-вторых, изучить стратегии многоуровневого образования В-третьих, рассмотреть управление многоуровневой системы образования, направленной на улучшение образования в стране.

Содержание работы

Введение 3
1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования. 4
1.1. Система многоуровнегово образования 4
1.2 Стратегии многоуровневого образования 8
2 Социальное управление в системе многоуровневого образования 13
2.1 Система управления образованием 13
2.2 Управление образовательной системой, направленное на качественное образование 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Курсовая социология управления.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Кроме того, подобная независимость  приводит к тому, что появляются отдельные локальные зоны внутренней активности, где происходит процесс  самоорганизации. Эта тенденция  приводит к разрушению вертикали  государственного управления сферой образования, искаженному пониманию образовательными учреждениями и органами управления в регионах и муниципальных образованиях академических и финансово-хозяйственных  свобод [1].

Эффективность управления в  сфере образования состоит в  слаженном функционировании образовательных  учреждений для предоставления качественного  образования в условиях реальной экономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности.

Кроме того, стратегия управления должна быть направлена на повышение  эффективности использования существующей материально-технической базы, повышение  эффективности использования научного и педагогического потенциала образовательных  учреждений высокого уровня за счет интеграционных процессов разных форм и видов, привлечение  дополнительных финансовых потоков  в сферу образования, повышение  компенсационных качеств сферы  образования и способности противостоять  имеющимся угрозам в сфере  образования, а также совершенствование  содержания образования в образовательных  учреждениях всех уровней путем  рационального сочетания федерального, регионального, муниципального компонентов  государственного образовательного стандарта  и вариативной части.

Наиболее эффективное  управление в сфере образования  возможно при соблюдении следующих  основных принципов:

- обоснованности;

- адекватного финансирования  бюджетных средств;

- учета региональных особенностей.

Принцип обоснованности определяется последовательностью социально  значимых целей, соизмеримых с уровнем  возможных последствий, и потребностью глубокого анализа ситуации, а  также подробного обоснования и  выработки прогноза ожидаемых результатов. Соблюдение принципа обоснованности обусловлено  тем, что стратегия управления в  сфере образования, оказывающей  большое влияние на состояние  социально-экономической и социально-психологической  ситуации, обладающей устоявшимися традициями и объективной инертностью, затрагивает  интересы широких слоев населения [4].

Проблема согласования интересов  образовательных учреждений различных  звеньев (высшего, среднего специального, среднего и послевузовского или  дополнительного – второго высшего) в системе многоуровневого образования  в целях формирования специалистов с высокими личностными и квалификационными  характеристиками может решаться не только на федеральном уровне при  утверждении стандартов образования  и типовых программ, но и на региональном уровне, с учетом специфики конкретного  региона. Управление в сфере образования  следует осуществлять с учетом экономических  условий, национально-культурных традиций, обычаев населения и перспектив социально-экономического развития регионов.

Так, в настоящее время  четко прослеживается тенденция  расширения номенклатуры специальностей регионов (например, юристы, создатели  медицинской техники, управленцы-менеджеры  и др. готовятся практически в  каждой области в местных педагогических или технических университетах, тогда как ранее этим занимались ведущие вузы столиц или крупных  регионов). Проблема выбора вузовской  или техникумовской (колледж) специальности  в своем регионе для выпускника школы усложнилась. Для профилированной  подготовки к поступлению в вуз, техникум, аспирантуру необходима дополнительная информация об учебных планах многочисленных специальностей, их дисциплинах и  требованиях, а также об общероссийских классификаторах и стандартах специальностей, и о научных направлениях с  выделением их подмножеств, доступных  в регионе [5].

Указанная проблема решается путем создания интегрированной  информационной среды образовательных  учреждений региона, в которую в  идеальном варианте могут войти  все без исключения школы, техникумы, вузы и центры переподготовки. Наполнение информационной среды определяется реальными потребностями субъектов  обучения, формирующих информационные потоки, а в минимальном объеме – это уже упомянутые выше учебные  планы и рабочие или типовые  программы по дисциплинам. Так, наличие  автоматизированных обучающих курсов (электронных учебников) или их демонстрационных версий позволяет клиенту среды  сформировать представление о требованиях  курсов, принять решение об их приобретении. Также обоснованно решается вопрос о передаче курса другому образовательному учреждению или напрямую его подразделению, что позволит исключить дублирование.

 

    1. Управление  образовательной системой, направленное на качественное образование

Подход к управлению образовательной  системой, ориентированный на обеспечение  качественных результатов общего образования, должен включать в себя систему отслеживания как спроса на образование первого  и второго уровней, так и возможности  образовательных территориальных  и учрежденческих систем, обусловливающие  реальные предложения в сфере  образовательных услуг. Анализ проявляющихся  и перспективных тенденций может  заложить основу корректирующих мероприятий  краткосрочного, среднесрочного и пролонгированного  действия, обеспечивающих необходимый  баланс со стороны предложений в  системе общего образования [1].

В условиях многоуровневого  образования возникает необходимость  изменения функций органов управления всех уровней.

На федеральном уровне первостепенной задачей является формирование и осуществление государственной  политики в области образования, направленной на развитие системы многоуровневого  непрерывного образования в России. Решение этой задачи включает:

- разработку и принятие  государственных образовательных  стандартов;

- нормативно-правовое обеспечение  системы непрерывного образования;

- координация деятельности  органов управления образованием  субъектов федерации;

- поддержка инновационной  образовательной деятельности.

На региональном уровне решаются задачи повышения самостоятельности, комплексности региональных систем образования, включающие:

- обеспечение прав граждан  на образование, доступность для  граждан получения образования  любого уровня;

- формирование региональной  образовательной политики, нормативно-правовой  базы деятельности региональных  образовательных учреждений;

- обеспечение баланса  между различными типами и  видами образовательных учреждений  в соответствии с потребностями  граждан и экономического развития  региона;

- организация подготовки  и повышения квалификации педагогических  кадров.

Стратегия управления системой многоуровневого образования может  варьироваться от активно-приспособительной  до активно-адаптирующей [2]. В первом случае стратегия управления направлена преимущественно на изменения внутри самой системы, на стремление приспособить его к изменениям внешней среды: социальной, культурной, правовой, экономической. Во втором случае деятельность на управленческом уровне ориентируется не только на изменение системы образования в соответствии с потребностями внешней среды, но воздействуют на внешнюю для образования среду с целью использования ее возможностей для реализации образовательных целей. Активно-адаптирующая стратегия управления в сфере многоуровневого образования является наиболее адекватной стремительному темпу перемен в обществе. Она представляет собой ведущий способ реализации государственной политики в образовании, когда органы управления выступают в качестве заказчика по отношению к другим системам. Тем самым реализуется возможность целенаправленно воздействовать на внешнюю для образования среду, создавая условия для изменения среды внутри системы образования.

Кроме этого, стратегии в  управлении системой многоуровневого  образования можно разделить  по области воздействия на частичные  и системные. Частичная стратегия  управления предполагает реализацию отдельных  проектов. Это – путь создания так  называемых «точек роста» в развитии образования. Данный путь в управленческой стратегии преобладал чаще всего  на первых этапах реформирования российского  образования. Преимущественная ресурсная  поддержка оказывалась образовательным  учреждениям новых типов (гимназиям, лицеям и др.) и тем, в которых  проводилась экспериментальная  работа [5]. Практика показала, что ориентация только на создание «точек роста» не обеспечивает реформирования всей системы, а снижение внимания к работе массовых адаптивных образовательных учреждений ведет  к ухудшению качества образования  в целом. Высокий уровень учебных  достижений учащихся нескольких «продвинутых»  школ не компенсирует низкой образовательной  подготовки большей части детей  в массовых школах. Поэтому системная  стратегия управления, которая ориентирует  на достижение общего результата в  системе многоуровневого образования, более адекватна для того этапа  реформирования, в который вступает Россия [2].

Системная стратегия управления прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и  более отдаленную перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющие реорганизовать образование в целом, обеспечивает согласование связей между различными звеньями системы непрерывного образования.

Системную стратегию в  управлении системой многоуровневого  образования характеризует системный  подход, который базируется на идее целостности развития образовательной  системы. Он предполагает, что, планируя стратегию на управленческом уровне, органы управления имеют образ того, что они хотели бы получить в перспективе  и, исходя из этого, определяют последовательность действий. Цель выстраивания приоритетов на основе образа прогнозируемого состояния образования – обеспечить такой переход к будущему состоянию, при котором, во-первых, не нарушается стабильное функционирование образовательной системы, во-вторых – выбор стратегий и направлений осуществляется на основе критерия результативности по отношению ко всей системе многоуровневго образования.

Кроме этого, системная стратегия  управления ориентирована на результат. Желательный результат изменений  представляет собой иерархическую  структуру диагностируемых и  контролируемых целей. Этот принцип  управленческой стратегии в образовании  представляется чрезвычайно важным в условиях российского образования [1].

Еще одним принципом системной  стратегии является принцип опережающего управления, т.е. предвидение возможных  осложняющих факторов позволяет  реагировать на них до того, как  их действие приведет к негативным последствиям для системы образования. Для этого определятся система  промежуточных целей, реализация каждой из которых контролируется и служит основанием для принятия тех или  иных управленческих решений. Особое место  среди промежуточных целей занимает изменение организационной структуры  и функциональных процедур внутри самой  системы управления.

Наиболее эффективной  стратегией в управлении многоуровневой системой образования является программно-целевой  подход к управлению. Он предполагает:

- установление социально  обоснованных и реально достижимых  к определенному сроку целей;

- разработку перечня необходимых  действий по всем видам и  направлениям деятельности образовательной  системы и взаимодействующих  с ней внешних организаций  и структур;

- определение необходимых  средств – финансовых, кадровых, материально-технических, информационных  и других;

- определение ответственных  исполнителей на уровне управленческих, образовательных, финансовых и  других структур, организаций, учреждений, работников.

Необходим мониторинг системы многоуровневого образования в условиях развития, поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что, естественно, требует отслеживания текущего состояния.

В качестве параметров отслеживания текущего состояния системы профессионального  образования могут быть предложены три группы параметров [1]:

1.  Входные параметры, характеризующие потребность населения в услугах на различных образовательных уровнях:

- конкурс по профессиям;

- его колебания по годам.

2.  Выходные параметры, определяющие спрос на выпускников профессионального учебного заведения в регионе:

- показатели трудоустройства  выпускников по профессиям;

- колебания показателей  трудоустройства по годам.

3.  Параметры, характеризующие саму систему многоуровневого профессионального образования:

- штат педагогов по  направлениям с учетом педагогической  категории;

- количество подготовок (по отраслям и количеству учащихся);

- количество обучающихся  по специальностям, профессиям;

- занимаемые площади;

- открытие (закрытие) новых  специальностей и профессий;

- отсев обучающихся по  годам.

Способ управления внутри интегрированных структур в значительной степени зависит от формы интеграции, экономической ситуации в стране и в регионе.

Управление строится на сочетании  единоначалия, где руководитель является единственным лицом, координирующим совместные действия различных подразделений, и коллегиальности, предполагающей демократические формы управления с участием научно-педагогической общественности и учащихся.

Отражением коллегиального характера управления является наличие  ученого совета образовательного учреждения и отдельных звеньев многоуровневой системы: институтов, факультетов, колледжей и других

«Необходимым элементом  осуществления деятельности интегрированной  структуры является технологически обеспеченный хозяйственный механизм, который должен предусматривать  нормативы и правила перераспределения  внебюджетных средств между подразделениями-донорами и дотационными подразделениями, имеющими высокую социальную и научную значимость (например, факультеты базовой и фундаментальной подготовки)» [1].

Информация о работе Социальное управление в системе образования