Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:28, курсовая работа
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективного управления образованием. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности в том числе: социальной, политической, социально-экономической.
Цели работы: Во-первых, рассмотреть социально-культурную сущность образования. Во-вторых, изучить стратегии многоуровневого образования В-третьих, рассмотреть управление многоуровневой системы образования, направленной на улучшение образования в стране.
Введение 3
1. Социокультурная сущность многоуровневой системы образования. 4
1.1. Система многоуровнегово образования 4
1.2 Стратегии многоуровневого образования 8
2 Социальное управление в системе многоуровневого образования 13
2.1 Система управления образованием 13
2.2 Управление образовательной системой, направленное на качественное образование 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Кроме того, подобная независимость
приводит к тому, что появляются
отдельные локальные зоны внутренней
активности, где происходит процесс
самоорганизации. Эта тенденция
приводит к разрушению вертикали
государственного управления сферой образования,
искаженному пониманию
Эффективность управления в сфере образования состоит в слаженном функционировании образовательных учреждений для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности.
Кроме того, стратегия управления
должна быть направлена на повышение
эффективности использования
Наиболее эффективное управление в сфере образования возможно при соблюдении следующих основных принципов:
- обоснованности;
- адекватного финансирования бюджетных средств;
- учета региональных
Принцип обоснованности определяется
последовательностью социально
значимых целей, соизмеримых с уровнем
возможных последствий, и потребностью
глубокого анализа ситуации, а
также подробного обоснования и
выработки прогноза ожидаемых результатов.
Соблюдение принципа обоснованности обусловлено
тем, что стратегия управления в
сфере образования, оказывающей
большое влияние на состояние
социально-экономической и
Проблема согласования интересов
образовательных учреждений различных
звеньев (высшего, среднего специального,
среднего и послевузовского или
дополнительного – второго
Так, в настоящее время
четко прослеживается тенденция
расширения номенклатуры специальностей
регионов (например, юристы, создатели
медицинской техники, управленцы-менеджеры
и др. готовятся практически в
каждой области в местных
Указанная проблема решается
путем создания интегрированной
информационной среды образовательных
учреждений региона, в которую в
идеальном варианте могут войти
все без исключения школы, техникумы,
вузы и центры переподготовки. Наполнение
информационной среды определяется
реальными потребностями
Подход к управлению образовательной
системой, ориентированный на обеспечение
качественных результатов общего образования,
должен включать в себя систему отслеживания
как спроса на образование первого
и второго уровней, так и возможности
образовательных
В условиях многоуровневого
образования возникает
На федеральном уровне
первостепенной задачей является формирование
и осуществление
- разработку и принятие
государственных
- нормативно-правовое
- координация деятельности
органов управления
- поддержка инновационной образовательной деятельности.
На региональном уровне решаются задачи повышения самостоятельности, комплексности региональных систем образования, включающие:
- обеспечение прав граждан
на образование, доступность
- формирование региональной
образовательной политики, нормативно-правовой
базы деятельности
- обеспечение баланса
между различными типами и
видами образовательных
- организация подготовки
и повышения квалификации
Стратегия управления системой
многоуровневого образования
Кроме этого, стратегии в
управлении системой многоуровневого
образования можно разделить
по области воздействия на частичные
и системные. Частичная стратегия
управления предполагает реализацию отдельных
проектов. Это – путь создания так
называемых «точек роста» в развитии
образования. Данный путь в управленческой
стратегии преобладал чаще всего
на первых этапах реформирования российского
образования. Преимущественная ресурсная
поддержка оказывалась
Системная стратегия управления прогнозирует изменение требований к образованию в перспективе, использует метод программно-целевого планирования на среднесрочную и более отдаленную перспективу, определяет приоритетные звенья, позволяющие реорганизовать образование в целом, обеспечивает согласование связей между различными звеньями системы непрерывного образования.
Системную стратегию в
управлении системой многоуровневого
образования характеризует
Кроме этого, системная стратегия
управления ориентирована на результат.
Желательный результат
Еще одним принципом системной
стратегии является принцип опережающего
управления, т.е. предвидение возможных
осложняющих факторов позволяет
реагировать на них до того, как
их действие приведет к негативным
последствиям для системы образования.
Для этого определятся система
промежуточных целей, реализация каждой
из которых контролируется и служит
основанием для принятия тех или
иных управленческих решений. Особое место
среди промежуточных целей
Наиболее эффективной стратегией в управлении многоуровневой системой образования является программно-целевой подход к управлению. Он предполагает:
- установление социально
обоснованных и реально
- разработку перечня
- определение необходимых
средств – финансовых, кадровых,
материально-технических,
- определение ответственных
исполнителей на уровне
Необходим мониторинг системы многоуровневого образования в условиях развития, поскольку возникает потребность в сознательном воздействии на ситуацию, что, естественно, требует отслеживания текущего состояния.
В качестве параметров отслеживания
текущего состояния системы
1. Входные параметры, характеризующие потребность населения в услугах на различных образовательных уровнях:
- конкурс по профессиям;
- его колебания по годам.
2. Выходные параметры, определяющие спрос на выпускников профессионального учебного заведения в регионе:
- показатели трудоустройства выпускников по профессиям;
- колебания показателей трудоустройства по годам.
3. Параметры, характеризующие саму систему многоуровневого профессионального образования:
- штат педагогов по
направлениям с учетом
- количество подготовок
(по отраслям и количеству
- количество обучающихся по специальностям, профессиям;
- занимаемые площади;
- открытие (закрытие) новых специальностей и профессий;
- отсев обучающихся по годам.
Способ управления внутри интегрированных структур в значительной степени зависит от формы интеграции, экономической ситуации в стране и в регионе.
Управление строится на сочетании
единоначалия, где руководитель является
единственным лицом, координирующим совместные
действия различных подразделений,
и коллегиальности, предполагающей
демократические формы
Отражением коллегиального характера управления является наличие ученого совета образовательного учреждения и отдельных звеньев многоуровневой системы: институтов, факультетов, колледжей и других
«Необходимым элементом
осуществления деятельности интегрированной
структуры является технологически
обеспеченный хозяйственный механизм,
который должен предусматривать
нормативы и правила
Информация о работе Социальное управление в системе образования