Социально-экономические характеристики занятости населения и политика государства в области занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Проблемы социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности2. Все они находятся между собой в различных связях и отношениях – социально-экономических, политических, духовных и др. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма.

Содержание работы

1. Особенности социально-экономической стратификации Российского общества 3
2. Сущность, типы и функции социальной мобильности 9
3. Миграция как вид социально-трудовой мобильности 12
4. Особенности социально-экономической мобильности в России 15
5. Доходы населения: источники использования различными социально-экономическими группами 17
6. Уровень жизни населения: показатели и измерение 20
7. Социально-экономические характеристики занятости населения и политика государства в области занятости 24
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Экономическая социология_Заказ 161.doc

— 486.50 Кб (Скачать файл)

Сложную финансовую и экономическую ситуацию, сложившуюся  в мире осенью 2008 года, следует расценивать  с точки зрения новых возможностей, дополнительного толчка к экономическому росту России, который должен базироваться, прежде всего, на внутренних факторах: высоком инвестиционном и потребительском спросе, росте доходов населения.

Именно развитие человеческого потенциала должно стать ключевым фактором реализации новых инвестиционных проектов, для обеспечения перехода от экспортно-сырьевой к инновационной социально ориентированной модели развития российской экономики в целом.

В связи с  этим, невозможно адекватно оценить  существующий человеческий потенциал без изучения социальной мобильности современного российского общества.

Сложившаяся к  девяностым годам структура российского  общества стала результатом сдвигов  в структуре экономики страны23. Социальная мобильность в основном носила нисходящий характер, так как уровень доходов в стране резко упал, огромные массы населения остались за чертой бедности. В то же время среди отдельных групп населения, в основном номенклатуры, наблюдалась восходящая мобильность, в результате которой формировались высшие слои политической и экономической элиты.

В настоящее  время наблюдается интенсивная  восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом. 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы24. Сейчас экономический кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Эксперты предупреждают, что наиболее тягостные последствия кризиса будут ощущаться в начале 2009 года, а улучшения экономической ситуации следует ждать не ранее чем к лету-осени 2009 года.

Эксперты обращают внимание, что на протяжении десяти последних лет спрос на рабочую силу в России возрастал. Однако ситуация начала меняться летом 2008 года. Экономический рост остановился. Открылось лавинообразное падение на фондовом рынке, где потери составили 76%25. Осенью 2008 года начались массовые увольнения. Борьба с безработицей в Послании президента Медведева названа одной из первоочередных антикризисных мер для правительства в Российской Федерации. В Росси и на меры по борьбе с безработицей дополнительно выделяется 44 млрд. руб., заявил президент России Дмитрий Медведев в интервью, опубликованном пресс-службой главы государства. По его словам, правительство России совместно с регионами готовит специальные программы поддержки новых рабочих мест. Эти программы будут финансироваться и РФ, и регионами, подчеркнул президент. В частности, по его словам, нужно не только увеличить пособие по безработице, что уже сделано, но и создавать новые рабочие места, в том числе в малом бизнесе, в новых производствах, строить новые объекты, которые способны создать дополнительные рабочие места. «Это могут быть и дороги, это могут быть другие инфраструктурные объекты. Этим мы обязательно будем заниматься», - пояснил он26. Важной частью борьбы с безработицей является программа переподготовки. «В нашей стране очень много вакансий. Но, конечно, человеку, который занимался интересным ему делом, не очень хочется переквалифицироваться, получать, может быть, работу менее престижную. В ряде случаев это придется делать», - указывает Д.Медведев. Переобучение, переподготовку также будут тратиться «весьма значительные средства»: и федерального, и региональных бюджетов.

Находит свое подтверждение  и общая закономерность межпоколенной  мобильности – молодежь из группы работников физического труда в  группу работников умственного труда.

Внутрипоколенная  мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые – мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно. Можно выделить следующие факторы, определяющие направления социальной мобильности населения в современной России:

  1. перестройка экономики;
  2. многообразие форм собственности;
  3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);
  4. кризис системы образования;
  5. миграция между странами бывшего СССР;
  6. формирование «социальных сетей» – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).

5. Доходы населения: источники использования различными социально-экономическими группами

Доходы населения – это личные доходы (денежные средства) используются для оплаты расходов. Доходы зависят от того, какими факторами производства владеет человек. Если это трудовые ресурсы, то за свой труд он получает заработную плату, если капитал, то за его вложение собственник капитала получает часть прибыли (дивиденды, проценты), если природные ресурсы (например, земля), то доход собственника составляет рента. Доходы обеспечивают текущее потребление, а также откладываются в качестве сбережений. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки состояния дел в экономике любой страны.

Анализ доходов  семьи начинается с вычисления общих  их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую задачу, включающую наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.

В структуре  доходов выделяются следующие основные источники:

1) оплата труда  и доход от предпринимательской  деятельности, в том числе отдельно  оплата труда работающих по  найму;

2) пенсии (трудовые  и социальные);

3) стипендии;

4) пособия (по  видам);

5) дивиденды  и выплаты по акциям и другим ценным бумагам, а также доходы от собственности;

6) поступления  от страхования;

7) поступления  с банковских счетов;

8) поступления  от продажи недвижимости (по видам);

9) поступления  от продажи акций и других  ценных бумаг;

10) поступления  от продажи иностранной валюты;

11) кредиты, ссуды,  долги;

12) прочие поступления.

Учитывается также  остаток денег на начало анализируемого периода – так называемые переходящие  суммы. Названные денежные доходы являются мобильной частью совокупного дохода. Эта часть по усмотрению владельцев расходуется на приобретение различных материальных благ, а также оплату потребительских услуг или может аккумулироваться в виде накоплений.

Доходы, получаемые в виде бесплатных или частично оплачиваемых льгот, бесплатных услуг, потребляемых населением за счет общественных или целевых фондов, являются иммобильной частью совокупного дохода. Они также определяют уровень жизни, но являются строго целевыми, т.е. не могут быть заменены суммой денег, эквивалентной стоимости этих услуг и льгот.

Весьма детально и подробно анализируются статистические данные также с целью изучения направлений использования доходов населением. Укрупненная структура расходов по целевому назначению включает следующие группы.

1. Покупка продуктов  питания и – отдельно – расходы на общественное питание.

2. Покупка непродовольственных  товаров, в том числе: 

а) одежды, белья, обуви, тканей;

б) предметов  длительного пользования;

в) средств гигиены, медикаментов, стройматериалов и  т.д.

3. Денежные расходы  на оплату услуг.

4. Прочие расходы.

5. Накопления (счета  в банках, покупка ценных бумаг,  иностранной валюты и т.д.).

6. Остаток денег  на руках.

Анализ проводится в разрезе отдельных социально-демографических  и доходных групп населения, в  территориальном аспекте, а также с использованием детальных стоимостных оценок по видами способам потребления.

Величины доходов  и расходов населения не только характеризуют  бюджеты семей, но используются, кроме  того, для построения балансов денежных доходов и расходов населения и определения показателей счета домашнего хозяйства в системе национальных счетов.

Уровень жизни  во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются:

  • заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);
  • доходы от индивидуальной трудовой деятельности;
  • выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни;
  • доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.);
  • доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции).

Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).

Для измерения  уровня и структуры доходов населения  используется ряд показателей, характеризующих  их в различных аспектах. Одним  из основных показателей является объем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения  значительно дифференцируются в  зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7-15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Основой всех расчетов является набор продуктов питания прожиточного минимума, включающий продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин. Наборы рассчитаны как для отдельных категорий населения, так и по отдельным территориальным зонам России, выделенным с учетом природно-климатических условий

Общая величина бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи и определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума. Структура бюджета зависит от величины семейного дохода. Для расчетов используется фактически сложившаяся структура расходов 10% наименее обеспеченных семей в базовом периоде.

6. Уровень жизни населения: показатели и измерение

В социально-экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни. Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории и сгруппированных в следующие основные блоки:

    • показатели доходов населения;
    • показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
    • сбережение;
    • показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
    • показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
    • социально-демографические характеристики;
    • обобщающие оценки уровня жизни населения.

Информация о работе Социально-экономические характеристики занятости населения и политика государства в области занятости