Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 06:58, курсовая работа
Проблемы социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности2. Все они находятся между собой в различных связях и отношениях – социально-экономических, политических, духовных и др. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма.
1. Особенности социально-экономической стратификации Российского общества 3
2. Сущность, типы и функции социальной мобильности 9
3. Миграция как вид социально-трудовой мобильности 12
4. Особенности социально-экономической мобильности в России 15
5. Доходы населения: источники использования различными социально-экономическими группами 17
6. Уровень жизни населения: показатели и измерение 20
7. Социально-экономические характеристики занятости населения и политика государства в области занятости 24
Список литературы 28
Рыночные отношения
предполагают существование и
Под политикой занятости понимается политика, оказывающая влияние на всю совокупность работающих и рабочих мест, а также на факторы, влияющие на их формирование и реализацию. Это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.30 Поэтому политика занятости по существу является самым ключевым блоком в социальной политике государства. Исходя из общей политики занятости формируется государственная политика на рынке труда.
В свою очередь, под политикой на рынке труда понимается политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.31 При этом к основным внутренним факторам относят:
Целью государственной политики занятости является создание благоприятных условий для занятости населения и обеспечения квалифицированными кадрами предприятий через экономическую стабилизацию, повышения качества рабочей силы, развития систем обучения кадров, действия государственной СЗ.
Устранение и смягчение причин, порождающих безработицу, становится важным условием социальной и экономической стабильности обществам и успеха проведения реформ. Исходя из этого Минтрудом на основе предложений министерств и ведомств периодически разрабатывается Федеральная Программа содействия занятости населения, как правило на 3 года. Программой ставится задача обеспечить занятость трудоспособных граждан, сдерживать уровень безработицы, развивать рабочие места и др.
Программа предусматривает использование двух основных вариантов набора средств политики занятости: пассивный и активный. Пассивная политика занятости – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока – материальной помощи (социального пособия); оформление досрочной пенсии; выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания.
Активная политика занятости – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы32. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
С середины 90-х годов прошлого столетия приоритет отдается мерам активного воздействия на рынке труда, поскольку тактика пассивного ожидания экономического подъема могла бы оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного поиска и подбора рабочих мест велики.
Однако, реализация таких направлений региональной политики в сфере занятости возможна лишь при наличии достаточных финансовых ресурсов. До последнего времени финансовое обеспечение остается одной из нерешенных до конца проблем в отношениях между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Однако общемировой кризис, накрывший РФ осенью 2008 года дал толчок к развитию форм взаимоотношений и сотрудничества между субъектами РФ и центром.
Сегодня актуальным представляется создание межведомственной информационной системы, которая бы максимально аккумулировала имеющуюся государственную и ведомственную статистику и дополняла бы ее теми новыми элементами, которые позволяют получать детализированную картину состояния занятости и происходящие в ней сдвиги.
«Ключевыми составными элементами такой системы должны стать показатели состояния регионального рынка труда в части характеристики занятости населения; масштабов и уровня безработицы; миграции населения, а также показатели результативности государственной региональной политики»33. Последнее предполагает наличие и оценку финансовых показателей, позволяющих оценить ее результативность и эффективность.