Социально-экономические отношения власти и гражданина в системе социальной защиты населения Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:30, диссертация

Описание работы

В первой главе работы проанализированы направления и механизм проведения социальной политики в России, рассмотрен и обобщен опыт по внедрению адресной поддержки малоимущим семьям, дана оценка применения системы потребительских бюджетов в анализе и формировании эффективной социальной политики.
Во второй главе на примере Воронежской области исследована структура подразделения и функционал подведомственных отделов департамента социальной защиты, проанализированы тенденции и основные факторы изменения состояния уровня жизни населения, выявлены специфические особенности организации социальной защиты в Воронежском регионе.
В третьей главе диссертации сформирована система критериев оценки и показателей эффективности социальной защиты, на основе разработанных методологических подходов, обоснованы подходы к построению модели социальной защиты населения Воронежской области, которая может быть адаптирована для субъектов РФ и муниципальных образований в Центральном черноземье.

Файлы: 1 файл

Введение новый.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы исследования. Переход России от административной системы управления экономикой к экономике рыночного типа привел к радикальным переменам практически во всех сферах общественной жизни. Катастрофическое падение уровня жизни населения в 90-е года XX века произошло потому, что государство допустило множество ошибок при проведении реформ, и оказалось неспособным адекватно переориентировать социальную политику на новые модели, которые отвечали бы рыночным условиям управления.

Целью экономических и социальных реформ, проводимых в России, было повышение эффективности функционирования экономики страны. Но социальная политика при этом отодвигалась на второй план и в большей мере зависела от результатов реформирования экономической сферы. Неоправданная политика, направленная на преодоление последствий снижения уровня жизни большинства населения страны, не дала должного эффекта. Только за последние годы, при в меру успешного развития экономики, проявляются позитивные изменения социального развития.

Это инвестиции в человека и создание условий для его права на труд, достойный уровень жизни, рост качества образования, улучшение состояния здоровья, развитие и сохранение культуры, обеспечение необходимого уровня социальной защиты нетрудоспособных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации граждан. Важными условиями реализации эффективной социальной политики являются:

- наличие достаточного уровня финансовых ресурсов у государства и местного самоуправления;

- обеспечение материальных  возможностей, так и интересов для осуществления социальных программ хозяйствующими субъектами.

 

На федеральном уровне задаются приоритеты в решении социальных вопросов и задач, также определяются основные социальные гарантии населению, задаются условия для реализации региональной социальной политики. Самые важные проблемы в области социальной защиты переносятся на плечи регионов. Но из-за их неравного развития социальные проблемы чаще всего несопоставимы по способам решения и составу.

В Воронежской области возникают проблемы, характерные для других регионов Центрально-черноземного района. С одной стороны, область имеет уникальный в своём роде ресурсный потенциал, в виде самой плодородной почвы. С другой стороны, уязвимость от недополучения большей части притока в бюджет региона, при сильно засушливом лете, либо аномально поздним заморозкам, в результате которых большая часть урожая может погибнуть. В целом Воронежская область является хорошим полигоном для отработки и анализа эффективности различных социальных программ, разработанных нашим правительством.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам региональной экономики, в том числе во взаимосвязи с социальной защитой населения, в России посвящено немало научных исследований. Данные вопросы рассмотрены в работах Бобкова В.Н., В.Я. Любовного, А.Г. Гранберга, Л.Н. Широковой, Н.В. Зубаревич, И.А. Ильина, и других специалистов. Но всё же большинство проблем и их взаимосвязь с состоянием экономики,  нуждаются в максимально качественном анализе и разработки конкретных методов решения. Причем особого внимания при формировании социальной политики требуют проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также необходимо учитывать недостаточную проработку научных и практических вопросов, связанных с оценкой влияния соседствующих особо сложных регионов, в которых нестабильна как гражданская обстановка, так социально-экономическая ситуация, на содержание и формирование системы адресной социальной поддержки населения внутри нашего региона, куда мигрируют беженцы.

Цель исследования - оценка экономических возможностей и обоснование конкретных мер по совершенствованию экономических и организационных механизмов повышения эффективности социальной защиты населения регионе (на примере Воронежской области). Для достижения поставленных целей нужно решить задачи:

■        определение места социальной защиты населения в системе социальной политики, на основе анализа ее нормативно-законодательной базы в России;

■ исследование влияния природно-климатических, географических и социально-экономических факторов на формирование и реализацию социальной политики в Воронежской области;

■ разработка методических приёмов к оценке эффективности действующей системы социальной защиты населения в Воронежской области и мер по оптимизации и совершенствованию ее механизма;

■ определение динамики потребительских бюджетов для населения Воронежской области в качестве инструмента оценки формирования адресной социальной поддержки и дифференциации уровня жизни населения.

Объектом исследования является система социальной защиты населения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Предмет исследования - социально-экономические отношения власти и гражданина в системе социальной защиты населения Воронежской области.

 

Теоретико-методологическую основу диссертации составили работы российских и зарубежных исследователей по проблемам формирования и реализации структуры и содержания социальной политики, ее специфики в отдельных регионах, в том числе по отношению к отдельным группам населения. Эти направления исследований нашли отражение в трудах В.Н. Бобкова, Э.Б. Гилинской, Е.Ш. Гонтмахера, В.Г. Зинина, Н.А. Волгина, Е.Д. Катульского, М.Д. Красильниковой, В.А. Литвинова, В.Ф. Майера, П.С. Масловского-Мстиславского, О.И. Меньшиковой, Л.С. Миграновой, Л.Н. Овчаровой, А.А. Разумова, Л .С. Ржанициной, Н.М. Римашевской, М.А. Смирнова, С.Н. Смирнова, Т.Н. Степановой и ряда других авторов.

В работе над диссертацией применялись общенаучные методы анализа и обобщения, системный подход, экономико-статистический анализ, а также логический анализ процессов социального развития, метод теоретической оценки эмпирических данных о формировании и реализации федеральной и региональной социальной политики и другие.

Эмпирическая база исследования представлена федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми и методическими документами и материалами профильных министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, данными Госкомстата России и отчетности предприятий, результатами научных исследований российских и зарубежных ученых.

 

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

 

Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке концепции социальной защиты населения в Воронежском регионе. 
Выводы и результаты диссертации, могут быть направлены на совершенствование системы социальной защиты в Воронежской области, повышения качества и уровня социальной защищенности жителей нашего региона. Также результаты работы могут быть использованы для других регионов Российской Федерации. Результаты, полученные лично автором в ходе диссертационного исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

•           уточнены принципы формирования региональной социальной политики, совершенствование отношений между органами государственной власти и местного самоуправления;

• выявлены причинно-следственные связи между изменениями в дифференциации уровня жизни населения и направлениями и приоритетами в организации социальной защиты в Воронежском регионе;

• предложены методические подходы к повышению доступности информации о системе социальной защиты для пожилого населения в Воронежской области;

 

• предложена модель организации системы социальной защиты населения, включающая комплекс программных мероприятий, направленных на повышение эффективности адресной поддержки социально незащищенных категорий населения.

 

Практическая значимость результатов диссертационного исследования. Разработанный комплекс программных мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты населения в Воронежском регионе и результаты анализа, могут быть использованы специалистами органов государственной власти и местного самоуправления для принятия более обоснованных управленческих решений в области социальной политики в Воронежской области.

В первой главе работы проанализированы направления и механизм проведения социальной политики в России, рассмотрен и обобщен опыт по внедрению адресной поддержки малоимущим семьям, дана оценка применения системы потребительских бюджетов в анализе и формировании эффективной социальной политики.

 

Во второй главе на примере Воронежской области исследована структура подразделения и функционал подведомственных отделов департамента социальной защиты, проанализированы тенденции и основные факторы изменения состояния уровня жизни населения, выявлены специфические особенности организации социальной защиты в Воронежском регионе.

В третьей главе диссертации сформирована система критериев оценки и показателей эффективности социальной защиты, на основе разработанных методологических подходов, обоснованы подходы к построению модели социальной защиты населения Воронежской области, которая может быть адаптирована для субъектов РФ и муниципальных образований в Центральном черноземье.

В заключении содержатся основные выводы, сделанные на основе

проведенного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социальная защита как составная часть социальной политики государства

 

1.1. Определение социальной защиты и её организация. в Российской Федерации

 

В статье 7 Конституции РФ записано, что Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, c.16]. Из этого следует, что в России, как в любом цивилизованном государстве, экономика по определению должна быть нацелена на удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей индивида.

 

Основными критериями социально ориентированной экономики являются экономическая стабильность государства, повышение жизненного уровня населения, гарантированная социальная защищенность граждан.

Социальная политика государства - это одно из направлений деятельности по регулированию социально-экономических условий жизнедеятельности общества. Она тесно связана с общей экономической ситуацией в стране, играя при этом двоякую роль. С одной стороны, в социальной политике концентрируются прямо и опосредованно цели экономического развития, поскольку экономическая деятельность осуществляется ради создания благоприятных условий для всех слоев общества. С другой стороны, социальная политика является фактором экономического роста. В том случае, когда экономическое развитие не сопровождается ростом народного благосостояния, утрачиваются стимулы к производственной деятельности, падает качество рабочей силы, усиливается социальная напряженность в обществе.

При формировании социальной политики в разных странах используют разные подходы. Рассмотрим два основных:

- Социальный подход - подразумевает, что общество должно гарантировать каждому его члену доходы, не позволяющие опуститься ему ниже черты бедности. При таком подходе реализуется принцип социальной справедливости;

- Рыночный подход – подход при котором, государство обязано только создать условия каждому члену общества для проявления экономической активности, что обеспечит его доходами.

 

Показателями результативности социальной политики являются характеристики уровня жизни населения. С учетом международной классификации к основным составляющим уровня жизни относятся следующие:

- уровень занятости, условия труда;

- развитие социального обеспечения и социального страхования;

- доля фонда потребления в валовом национальном продукте, национальном доходе, их величины в расчете на душу населения;

- фактические потребительские стандарты по продуктам питания и промышленным товарам;

- рождаемость, смертность и продолжительность жизни населения;

- состояние здравоохранения и образования;

- обеспечение граждан жильем и коммунальными услугами;

- развитие коммуникаций (транспорта, связи, информатизации);

- состояние экологической среды обитания и др. [2, c.12-23]

Понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в 1935 г. тексте принятого закона. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.

Данный термин органически вписался в аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем понятие социальной защиты более конкретизировалось и значительно расширились. Этому значительно способствовала разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате [3. c. 1]

В Российской научной литературе термин «социальная защита» стал употребляться с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

Информация о работе Социально-экономические отношения власти и гражданина в системе социальной защиты населения Воронежской области