Социально-экономические отношения власти и гражданина в системе социальной защиты населения Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:30, диссертация

Описание работы

В первой главе работы проанализированы направления и механизм проведения социальной политики в России, рассмотрен и обобщен опыт по внедрению адресной поддержки малоимущим семьям, дана оценка применения системы потребительских бюджетов в анализе и формировании эффективной социальной политики.
Во второй главе на примере Воронежской области исследована структура подразделения и функционал подведомственных отделов департамента социальной защиты, проанализированы тенденции и основные факторы изменения состояния уровня жизни населения, выявлены специфические особенности организации социальной защиты в Воронежском регионе.
В третьей главе диссертации сформирована система критериев оценки и показателей эффективности социальной защиты, на основе разработанных методологических подходов, обоснованы подходы к построению модели социальной защиты населения Воронежской области, которая может быть адаптирована для субъектов РФ и муниципальных образований в Центральном черноземье.

Файлы: 1 файл

Введение новый.docx

— 41.67 Кб (Скачать файл)

 

Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыления и неэффективного использования.

 

Государство должно устанавливать приоритеты первоочередного принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств. Ниже представлена схема механизма социальных гарантий при предоставлении денежных выплат.

Первостепенное значение в государственном финансировании системы социальной защиты населения на современном этапе приобрела проблема формирования доходной части бюджета, т.е. налогообложение доходов. Большую часть общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законом.

Механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат

I уровень

Дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет централизованных выплат в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

II уровень

Предоставление средств сверх государственного уровня за счет государственных децентрализованных (региональных, коллективных) фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения

III уровень

Социальные гарантии, создаваемые негосударственными, профессиональными системами пенсионного обеспечения и социального страхования, где размер денежных выплат зависит только от страхового вклада граждан, накапливаемого за счет взносов предпринимателя или самих работников


 

При более подробном рассмотрении законодательства о государственной социальной помощи, принятое за последние годы в РФ; государственное законодательство о гарантиях и компенсациях для граждан, проживающих в Воронежской области; законы о социальном обслуживании, адресной социальной защите граждан и ряд других, разработанных и принятых Думой Воронежской области.

 

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из ряда Федеральных законов, основными из которых являются следующие.

 

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ. Он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Этим законом определены цели оказания государственной социальной помощи; полномочия РФ в этой сфере; установлены источники, получатели, порядок назначения, размер, основные виды, периоды оказания государственной социальной помощи; причины отказа; основания для ее прекращения.

 

Постановление Правительства РФ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления государственной социальной помощи» от 22 февраля 2000 г. № 152. Этот документ носит временный характер и действует до принятия соответствующего федерального закона. Постановление определяет состав семьи, учитываемой при расчете среднедушевого дохода, период учета доходов (шесть месяцев), методы расчета среднедушевого дохода.

 

«Рекомендации по оценке уровня нуждаемости при реализации региональных программ адресной социальной помощи», направленные в субъекты РФ письмом Минтруда России от 17 марта 2000 г. №85-СК. Они содержат общие принципы организации региональных программ адресной помощи; определение прожиточного минимума семьи; выявление нуждающихся семей, определение размеров пособия по нуждаемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1991 г. (с изм. От 30.12.2008)
    2. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г. // Основные международные документы. М., 1992.-С. 12-23.
    3. Оразгалиева А.К. Исторические аспекты развития системы социальной защиты населения в социальной политике государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Economics/42991.doc.htm.– Загл. с экрана
    4. И.В. Петухова . Определение понятия «социальная защита населения». 2012. С. 34.
    5.   Терминологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/virt5/slovar.htm. – Загл. с экрана.
    6. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008.
    7. Ромашов О.В. Социология труда/О.В. Ромашов. – М.: Гардарика, 2001. – 328с.

 

 

 

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом – сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда [1]. В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства—члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ [2]. В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения [3].  Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни [4]. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования» [5].

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни [6]. Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

В последнее время российские авторы все чаще рассматривают социальную защиту как защиту различных групп населения от потенциальных социальных рисков. Так:

В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» [7];

по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» [8];

Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [9].

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита» применительно к современным российским реалиям. Именно существование социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная. Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными направлениями, институциональную базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

 

принцип мультисубъектности – в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;

принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;

принцип всеобщности мероприятий в системе социальной защиты, так как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;

принцип непрерывности – социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;

принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций и соблюдение вышеперечисленных принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, несмотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

 

 

 

2 Глава

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

         1.1. Департамент социальной защиты  Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом  государственной власти Воронежской  области, обеспечивающим разработку  и реализацию государственной  политики в сферах социальной  поддержки, оказания бесплатной  юридической помощи отдельным  категориям граждан, социального  обслуживания и социальной защиты  населения на территории Воронежской  области, а также осуществляющим  управление в указанных сферах.

Информация о работе Социально-экономические отношения власти и гражданина в системе социальной защиты населения Воронежской области