Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 18:30, диссертация
В первой главе работы проанализированы направления и механизм проведения социальной политики в России, рассмотрен и обобщен опыт по внедрению адресной поддержки малоимущим семьям, дана оценка применения системы потребительских бюджетов в анализе и формировании эффективной социальной политики.
Во второй главе на примере Воронежской области исследована структура подразделения и функционал подведомственных отделов департамента социальной защиты, проанализированы тенденции и основные факторы изменения состояния уровня жизни населения, выявлены специфические особенности организации социальной защиты в Воронежском регионе.
В третьей главе диссертации сформирована система критериев оценки и показателей эффективности социальной защиты, на основе разработанных методологических подходов, обоснованы подходы к построению модели социальной защиты населения Воронежской области, которая может быть адаптирована для субъектов РФ и муниципальных образований в Центральном черноземье.
Социальная защита — политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [5. c.1].
В последние годы российские авторы рассматривают социальную защиту как защиту граждан от потенциальных социальных рисков. Т.К. Миронова в своих трудах определяет социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [6].
В.В. Антропов полагает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» [7];
А.Н. Аверин считает, что социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» [8];
О.В. Ромашев в своих публикациях определяет систему социальной защиты в широком смысле, как систему правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:
- трудоспособным гражданам
- за счет личного трудового
вклада, экономической
- социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В узком смысле социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни [7, с. 203].
Обобщая мнения различных авторов, можно определить социальную защиту как интегрированную деятельность государственных органов и негосударственных организаций всех форм собственности по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, направленных на реализацию конституционных, трудовых, семейных и гражданских прав, позволяющую диверсифицировать и персонально ориентировать предоставление совокупности жизненно важных
услуг.
Социальная защита населения занимает важное место в социальной политике. Государство осуществляет контроль и надзор за соблюдением как федерального законодательства о труде, так и международных трудовых норм, зафиксированных в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией.
В самом общем виде социальная сфера призвана:
- обеспечить воспроизводство поколений, включая содержание детей, престарелых, полностью нетрудоспособных и др.;
- дать гарантии трудоспособному населению на случай болезни, увечья, травмы и других рисков.
Механизм реализации основных направлений социальной сферы осуществляется посредством функций социального страхования, социального обеспечения, социальной помощи и социальной поддержки.
Социальное страхование - система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и т.д., обеспечивает гарантии социальных и профессиональных рисков различного типа. Основной компонент - пенсии по возрасту, а также пособия по безработице и временной нетрудоспособности. Важнейшим источником социального страхования является обязательное удержание страховых взносов из заработной платы, дополняемое взносами работодателей.
Социальное обеспечение - система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, всестороннему обеспечению детства, материнства и отцовства. Включает так называемые социальные пенсии (по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.); пособия (по беременности и родам, семьям, имеющим детей и др.); компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам,
осуществляющим уход за трудоспособными гражданами и др.), стипендии и т.д.
Социальная защита - защита социальных прав как неотъемлемой части прав человека. Примером являются социальные гарантии по оплате, условиям труда (в частности, минимальный размер оплаты труда) и занятости. Предусматривает социальные меры юридического и практического характера для защиты интересов тех, кто не может самостоятельно реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых, лиц с ограниченными возможностями), а также политические меры по повышению общественного статуса групп, испытывающих дискриминацию (лиц с ограниченными возможностями, женщин, пожилых, представителей этнических меньшинств и т.п.). Термин «социальная защита» подчеркивает универсальный характер социальных прав. В нашей стране этот термин также используют в узком смысле, когда речь идет о защите наиболее уязвимых (нетрудоспособных) групп населения.
Социальная поддержка - временные меры адресной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия). Помощь может осуществляться в разных формах: пособия в денежной форме; помощь в натуральной форме; льготы - выгоды (скидки) при получении услуг; субсидии - целевое предоставление средств для оплаты услуг; компенсации - возмещение расходов на получение услуг или других благ.
Профессиональная социальная работа направлена на организацию индивидуализированных услуг, учитывающих права и ответственность клиента системы социальной защиты, стимулирующих его активность и активность окружающей социальной микросреды по выходу из кризисной ситуации.
Основные гарантии социальной защиты населения страны закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в проводимой социальной политике. Они определены в статье 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому россиянину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение граждан осуществляется на практике с помощью организационно-экономического механизма, представляющего собой комплекс взаимосвязанных организационных, экономических и законодательных мер.
Основными видами социального обеспечения и социального страхования являются:
- пенсии по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лег, социальные;
- пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
- содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях;
- профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-санитарная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения.
Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из федерального и местного бюджетов. Фонды социального обеспечения и источники их формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Следует подчеркнуть, что действующая система социальных выплат и льгот не учитывает в полной мере изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в области финансов, и осуществляется практически безадресно. Только один вид социальных льгот - жилищные субсидии - предоставляются при проверке нуждаемости. В результате бюджетные средства зачастую перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается.
Для решения этих и других подобных проблем был принят ряд законодательных актов, и финансирование необходимых мероприятий осуществляется за счет Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, федерального бюджета, других источников. Переход на обязательное социальное страхование можно также рассматривать как одну из форм социальной защиты граждан в ряду социальных гарантий государства.
Государство как основной субъект социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики.
Финансирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства.
Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников:
I. Государственный бюджет, в том числе:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов РФ;
II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:
- пенсионный фонд;
- фонд социального страхования;
- фонд обязательного медицинского страхования;
- фонды социальной поддержки населения.
П1. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.)
Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется региональными (областными, краевыми, республиканскими) и местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетных уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.
Существует определенное разграничение полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти в социальной сфере.
Федеральные органы власти:
- устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
- формируют внебюджетные государственные фонды: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социальной поддержки населения;
- финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;
- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
В полномочия региональных и местных органов власти входят:
- разработка и реализация с учетом местных условий региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
- определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
- обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.
Следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов, доля которого в расходах федерального бюджета составляет 9%. Этот фонд формируется за счет всех налоговых поступлений в бюджет, исключая вводимые таможенные пошлины.
Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
- в виде трансфертов (денежной
помощи, оказываемой из федерального
бюджета), определяемых по единым
принципам. Их назначение - оказание
текущей финансовой помощи, покрытие
путем дотаций минимально
- в виде субвенций, направляемых на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня экономического развития территорий.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта РФ, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению.
Проводимая государством бюджетная политика не привела к выравниванию реального положения субъектов РФ в бюджетной системе страны. Так 10 регионов-доноров «содержат» все остальные регионы страны.
Существует два основных способа финансирования социальных программ:
- прямое финансирование, когда денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование (уменьшение изъятия денежных средств), осуществляемое тремя способами:
1) льготное налогообложение;
2) льготное кредитование;
3) льготное ценообразование на социально значимые виды товаров и услуг.