Социально-экономических причин бедности и методов социальной защиты в рыночной системе хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проблема бедности, а для решения этой проблемы необходимо знать сущность бедности, причины и пытаться их искоренить.
Курсовая работа состоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм сущность бедности;
- Аналитическое исследование, в котором изложены статистические данные, анализируются причины и последствия бедности;
- Рекомендательная часть, в которой приводятся пути решения проблем бедности, а также решение вопросов социальной стабильности и смягчения социальной напряженности;
- Заключение, содержащие общие выводы и предложения в целом по работе;
- Библиографический список состоит из 12 наименований использованных источников. В качестве исходной информационной базы были взяты теоретические материалы исследования

Файлы: 1 файл

Моя работа.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблема бедности, как  сама по себе, так и в сочетании  с проблемой противоположного социально-экономического явления богатства всегда отличается повышенной актуальностью, как с  точки зрения экономической теории, так и социально-экономической  практики.

Тема «Социально-экономических  причин бедности и методов социальной защиты в рыночной системе хозяйства» интересна, потому что в настоящее  время, это наиболее важная и актуальная проблема для нашей страны.

Объектом курсовой работы являются социально-экономические причины бедности и методы социальной защиты, то есть причины нехватки жизненных средств, не позволяющих удовлетворить жизненно важные потребности индивида или семьи, а также решение вопросов социальной стабильности и смягчения социальной напряженности.

Целью работы является проблема бедности, а для решения этой проблемы необходимо знать сущность бедности, причины и пытаться их искоренить. Проблема бедности в социально-экономическом плане далеко не сводится к методам ее измерения, поиску денежных средств, необходимых для смягчения ее остроты, распределению социальной помощи бедствующим слоям населения. Следует нацелиться на выход за рамки такого узкого подхода к бедности в качестве социально-экономического явления. Проблемам бедности в сочетании с проблемой богатства, в каждой стране и в любой период ее развития уделяется самое пристальное внимание и не смотря на это, проблема бедности в экономическом плане (как, впрочем, и других планах - социальном, правовом, политическом, психологическом и т.д.) далека от своего разрешения.  Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан.

Бедность возникает, разрастается или наоборот, преодолевается и идет на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему  избрала страна.

Цели и задачи курсовой работы определили её структуру.

Курсовая работа состоит  из следующих частей:

- Введение, в котором  определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция  курсовой работы;

- Теоретическая часть,  в которой излагается понятийный  механизм сущность бедности;

- Аналитическое исследование, в котором изложены статистические данные, анализируются причины и последствия бедности;

- Рекомендательная часть,  в которой приводятся пути решения проблем бедности, а также решение вопросов социальной стабильности и смягчения социальной напряженности;

- Заключение, содержащие общие выводы и предложения в целом по работе;

- Библиографический список  состоит из 12 наименований использованных источников. В качестве исходной информационной базы были взяты теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бедность как экономическая  проблема

Сущность бедности

 

Проблемам бедности в  сочетании с проблемой богатства, в каждой стране и в любой период ее развития уделяется самое пристальное  внимание и не смотря на это, проблема бедности в экономическом плане (как, впрочем, и других планах - социальном, правовом, политическом, психологическом и т.д.) далека от своего разрешения.  Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан.

К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть ниже прожиточного минимума, соответствующего стоимости минимальной "потребительской корзины".

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров)

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

В странах с развитой рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы социальной помощи, в том числе различного рода денежных пособий, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны), дома для престарелых и др.

Одной из главных причин бедности является дифференциация доходов  населения. Например, за не значительный социально – экономический период (10 лет) произошло снижение реальных располагаемых денежных доходов населения РФ (в 1,8 раза), по сравнению со снижением реальной среднемесячной начисленной заработной платой, снижением реального размера назначенных месячных пенсий (в 2,7 раза). Абсолютного минимума реальные располагаемые денежные доходы населения достигли во втором квартале 1998г. – 78% от уровня 2007 г. (диаграмма 1).

Как показали исследования, семьи, душевой доход которых  не превышает прожиточного минимума, голодают не в смысле невозможности  питаться на уровне рекомендаций продовольственной корзины прожиточного минимума, которая включает достаточно разнообразный социально приемлемый набор продуктов, сбалансированный по энергетической ценности, белкам, жирам, углеводам, микроэлементам и витаминам, а в самом прямом смысле этого слова, т.е. семьи не могут позволить себе не только потребление большинства товарных групп продуктов питания (мясопродукты, фрукты, кондитерские изделия), но и полностью утолить голод за счёт потребления хлеба, картофеля и крупяных изделий. И это не удивительно – весь душевный денежный доход в среднем по таким семьям не превышает 60% продовольственной корзины ПМ. И эта ситуация по уровню жизни не является исключительным случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой все уже привыкли и воспринимают как должное.

Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ и подписанный Президентом РФ 25 ноября 2006г. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически (за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в соответствии со своим региональным законодательством) не оказывается, что имеет своим следствием существование почти 3%-го слоя голодающего населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины бедности

 

Не раз проводились  социологические опросы, которые  выявили мнение населения и о  причинах бедности в России, среди  них отмечаются: правительство, коррупция, лень, национальный менталитет, пьянство, мафия, монополизм.

Около 50% опрошенных отметили коррупцию самой главной причиной бедности в России. И это неудивительно, ведь коррупция - страшное явление, разлагающее  общество, затрагивающее все его  слои и практически не поддающееся  истреблению в нашей стране. А между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных и даже ужасающих последствий:

-Коррупция расширяет  теневую экономику, что сокращает  поступления в бюджет и лишает  государство рычагов управления.

- Коррупция разрушает  конкуренцию, так как взятка  обеспечивает предоставление преимуществ.

- Коррупция лишает  государство возможности обеспечивать  соблюдение честных правил рыночной  игры, что дискредитирует и саму  идею рынка, и авторитет государства  как арбитра и судьи.

- Влияние коррупции  на проведение приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские масштабы) затрудняет появление эффективных собственников.

- Управленческий потенциал  общества переориентируется коррупцией  с интересов развития страны  на интересы ее разворовывания.

- Широкомасштабная коррупция, поощряя недобросовестную конкуренцию, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и российских инвестиций, что в принципе лишает Россию возможностей развития.

- Коррупция снижает  зависимость государства от населения,  а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.

- Делая бесправных  бедных еще беднее, а влиятельных  богатых еще богаче, коррупция  поддерживает высокую социальную  дифференциацию, а с ней - и  высокую социальную напряженность.

- Охватывая жизненно  важные сферы (например, образование и здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные средства от целей общественного развития и усиливает деградацию общества.

- Распространяясь и  пронизывая все уровни общественной  жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие коррупции как единственно возможной в России формы эффективных отношений между обществом и государством.

Еще  одна из  причин бедности россиян, чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные.

Традиционно уязвимыми  группами населения на рынке труда  являются: родители-одиночки (главным  образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей; молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения; безработные (особенно лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени); работники старших возрастов; инвалиды; мигранты. Дополнительными факторами, связанными с риском бедности, являются низкий уровень образования, недостаточный опыт работы, семейный статус. К группам с высоким риском бедности относятся неполные семьи, возглавляемые, как правило, женщинами, и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, среди которых также преобладают женщины.

Отличительной особенностью нынешнего этапа развития нашей  страны является то, что на фоне социальной бедности (многодетные и неполные семьи с детьми, семьи с иждивенцами, одинокие пенсионеры, инвалиды) усиливается экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой.

При этом факторы, генерирующие экономическую бедность, таковы, что само по себе получение работы трудоактивным населением не может служить источником благосостояния:

отсутствие рынка труда в депрессивных регионах (особенно в малых городах  и поселках), где экономика определяется узким кругом предприятий;

установленные рамки оплаты труда  таковы, что не позволяют работникам официально получать достойное вознаграждение в зависимости от эффективности и качества труда.

Принимая во внимание, что заработная плата является основным источником доходов большинства  россиян и составляет две трети  структуры доходов всего населения, вполне естественно, что ситуация, сложившаяся  на рынке труда, оказала доминирующее влияние на масштабы распространения бедности.

В целом необходимо констатировать, что сложившаяся в стране модель бедности - прежде всего результат  низкого уровня доходов от занятости. В таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование и культура, более 65% работников получают зарплату ниже прожиточного минимума. Хронические очаги бедности сформировались в бюджетной сфере и в ряде отраслей промышленности. Низкий уровень оплаты труда работников этих секторов экономики стал главной причиной бедности работающего населения.

Таким образом, основными  причинами бедности в России являются не менталитет и пьянство, а коррупция, бесправие, недостаточное кол-во рабочих мест, низкая з\п или задержки с ее выплатой, неразвитость с\х и других малоприбыльных секторов экономики, невысокие конкурентные позиции отечественного производства.

 

 

Система социальной защиты и ее развитие

 

Социальная  защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Информация о работе Социально-экономических причин бедности и методов социальной защиты в рыночной системе хозяйства