Социально-этнические общности отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 07:29, лекция

Описание работы

С момента своего возникновения предметная область этно-социологии была достаточно широкой. Этно-социология изучала социальную структуру народов, особенность социальных изменений в их среде, межэтнические отношения, соотношение модернизированной и традиционной культуры, этническое самосознание и т.д.

Файлы: 1 файл

Lektsia_6 социология.docx

— 22.21 Кб (Скачать файл)

10.10.12

Лекция № 6

Социально-этнические общности отношений 

С момента своего возникновения  предметная область этно-социологии была достаточно широкой. Этно-социология изучала социальную структуру народов, особенность социальных изменений  в их среде, межэтнические отношения, соотношение модернизированной  и традиционной культуры, этническое самосознание и т.д.

Этно-социология формировалась  как теория среднего уровня с большим  объемом эмпирических исследований. Предметом этно-социологии является: изучение социальных аспектов, развитие и функционирование этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерности их коллективного  поведения, а также взаимосвязи  личности, включенные в эти группы и социальной среды.  Методология  этно-социологии комплексная: учитываются  социально-экономические условия  страны, этнокультурная специфика взаимодействующих групп, различия во взаимодействии, в личных и производственных отношениях.

В современной этно-социологии существует 2 основных понятия к  определению этническая общность.

  1. Нация – согражданства. Данный подход  отождествляет понятие нации и государственную общность. Аргументируется этот подход следующим: в условиях современной глобализации и активного смешения этнических групп, этнические общности утрачивают свои национально-культурные особенности и имеет смысл говорить о государственных общностях.
  2. Этно-нация. В рамках национального подхода выделяют 3 направления.
    • Примардиалистское . Социобиологическое направление: этническая общность это изначальная характеристика человека. Этнические признаки – это резвившиеся, расширенные формы родственных связей. Индивиды, принадлежащие к определенной этнической общности, характеризуются глубокой аффективной привязанностью. Эволюционно-историческое: этнические общности – э то группы, имеющие социально-исторические причины возникновения. Это реальные группы, имеющие определенные объективные признаки (язык, культура, традиции). Этническая группа трактуется как общность формирующаяся в определенных территориальных, экономических и правовых условиях.
    • Инструменталистское. Этническая группа трактуется как общность, объединяемая общими интересами. Этничность выступает как средство, достижение групповых интересов, мобилизации к политической борьбе и связано со стремлениями преодолеть отчуждение характерное для массового общества, связанного с культурой потребления и прагматизмом.
    • Конструктивистский. Этнические признаки реально не существуют. Чувство этнической сопричастности, возникающей на основе дифференциации культур формируется интеллектуальными идеями писателей и политиков. Через средства массой информации эти идеи доносятся для масс и используются в политических и социальных целях.

Этническое  самосознание – это отнесение  индивидом себя к определенной национальности, представления о собственном  народе, его характерных чертах, культуре, языке и т.д. этническое самосознание выражается в познавательной и эмоциональной форме. Познавательная сторона включает осознание этнической принадлежности, социального положения  и социальных норм. Эмоциональная  сторона включает чувство национальной гордости и  этнической сопричастности.

Выделяют  следующие виды этнических обществ. Практически любая современная  этническая группа проходила в своем  развитии определенные стадии.

    1. Род – группа кровных родственников, обособленно проживающих на определенной территории
    2. Племя – группа индивидов, проживающих на определенной территории, имеющих общие  обычаи и традиции и ведущие совместное хозяйство
    3. Народности – это группа индивидов, имеющих общий язык, культуру и традиции, локально изолированная, занимающая определенную территорию
    4. Нация – это одна из социальных форм, имеющая общий язык, одежду, традицию, культуру, религию и образованная  в рамках определенного гос-ва.

При характеристике этнических обществ следует отмечать такие  понятия как раса.

Расой принято считать  совокупность индивидов, имеющих определенные внешне наследственные черты. Вместе с  тем, очевидно, что мировое разделение  на расы существенно упрощает картину. Этническая принадлежность связывается  обычно с наличием определенных преимущественно  социальных признаков: язык, культура, система социальных ценностей. Вместе с тем следует отметить, что  существую варианты, когда определенные объективные признаки оказываются  утрачены.  В процессе взаимодействия этнических обществ в отдельных  странах современного мира сложилась  система социально-этнической стратификации. Она формируется историческими  причинами:  аннексия ( захват определенной территории, в результате которого коренное население, проживающее на ней включалось ь в состав государства  этнического меньшинства). Завоевание и покорение народов. Насильственная миграция. Добровольная миграция. Религиозные  и социально-экономические причины.

Социально-этническая стратификация  – это система социально-структурированного неравенства, при котором социально-этнические признаки определяют положение человека в системе социальной иерархии и  устанавливают уровень доступа  к различным социальным благам. В  системе социальной стратификации  выделяют следующие социальные элементы: доминирующий этнос (титульная нация) и этнические меньшинства.

Доминирующая - это социальная группа имеющая привилегированное  положение в обществе  и обладающее большим доступом к различным  социальным лаврам

Этническое меньшинство-это  группа численно меньшая доминирующего  этноса. Сущ. 2 подхода к пониманию  этнических меньшинств:

  1. Количественный
  2. Социологический – меньшинство подвергается дискриминации, сегрегации или угнетению со стороны доминирующего этноса. Наличие меньшинств явл. источником привилегий доминирующего этноса.

Меньшинство характеризуется  физическими или культурными  чертами, отличающего его от доминирующей группы. Дистанция  и социокультурные  отличия определяют положение этнического  меньшинства в системе стратификации.

Меньшинство – это  группа, осознающая собственную социальную целостность: ощущение социальной и  психологической близости. Членство в группе меньшинства не является добровольным .Этот статус является предписанным.

Этническое меньшинство  по выбору или по необходимости придерживается эндогамии.

Выделяют следующие  виды этнических меньшинств:

    1. Плюралистские - они сохраняют свою этнокультурную уникальность и  активно взаимодействуют с членами доминирующего этноса.
    2. Ассимиляционистские – они утратили свои этнические особенности и растворившиеся в «массе доминирующего этноса»
    3. Сецессионистские -  они подчеркивают свою этническую уникальность и самобытность. И стремятся обрести политическую независимость.

Выделяют  следующие возможные варианты взаимодействия этнических общностей:

    1. Плюрализм
    2. Дискриминация

Одним из источников возникновения дискриминации является система предубеждений этнических стереотипов и предрассудков .

 Этнический  стереотип – упрощенное примитивное  представление об определенной  этнической общности, когда все  многообразие ее характеристик  сводится к одному реальному  или вымышленному признаку.

Этнический  предрассудок-это стереотип,  который  имеет негативную окраску.

Этнические  предрассудки и стереотипы формируют  систему предубеждений. Предубеждение-это  неприязненное враждебное отношение  к членам определенной группы, в отношении которой индивид или группа сформировали систему предрассудков.

Выделяют 2 теории, объясняющие возникновение  предубеждений:

      1. Теория фрустрации-агрессии: индивид не способен удовлетворить свои потребности он испытывает состояние фрустрации, он угнетен и становится агрессивен. Стремясь выйти из подобного состояния, он проявляет агрессию в отношении представителей этнических меньшинств, возлагая на них ответственность за то, что не смог достичь определенных целей и удовлетворить собственные потребности.
      2. Теория авторитарной личности: авторитарная личность-это личность мыслящая шаблонно и стереотипно. Выделяют следующие типы авторитарной личности:
      3. Убежденная авторитарная личность - личность мыслящая предрассудками, действует уверенно и не колеблясь (убежденный расист)
      4. Склонная действовать активно авторитарная личность ( расист в душе): личность сомневающаяся, но склонная к агрессии в отношении этнических меньшинств.
      5. Сомневающаяся либеральная личность - индивид без предубеждений, склонный мыслить предрассудками только под общественным давлением.
      6. Уверенная либеральная личность (убежденный либерал) – индивид без предубеждений, не склонный к агрессии и дискриминации.

В процессе взаимодействовия обществ выделяют следующие варианты:

        1. Плюрализм-это ситуация, когда группы существуют совместно, сохраняя языковые и культурные особенности и при этом приспосабливаться к индивидуальным характеристикам друг друга.
        2. Ассимиляция – доминирующая группа стремится подавить этническое меньшинство и смешать ее членов с доминирующим этносом.

Выделяют 2 способа ассимиляции:

        1. Традиция «плавильного котла»
        2. Политика доминирующей группы
        3. Перемещение населения - это перемещение большой группы этнического меньшинства для уменьшения численности и минимизации межгрупповых конфликтов.
        4. Постоянное угнетение – апатрид и сегрегация (внутренний колониалист) – общество создает правовые и территориальные ограничения для отдельных категорий населения по расовым или национальным признакам.
        5. Геноцид – это направленное и систематическое  уничтожение определенной расовой или национальной группы.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-этнические общности отношений