10.10.12
Лекция №
6
Социально-этнические
общности отношений
С момента своего возникновения
предметная область этно-социологии
была достаточно широкой. Этно-социология
изучала социальную структуру народов,
особенность социальных изменений
в их среде, межэтнические отношения,
соотношение модернизированной
и традиционной культуры, этническое
самосознание и т.д.
Этно-социология формировалась
как теория среднего уровня с большим
объемом эмпирических исследований.
Предметом этно-социологии является:
изучение социальных аспектов, развитие
и функционирование этнических групп,
их идентичности, интересов и форм
самоорганизации, закономерности их коллективного
поведения, а также взаимосвязи
личности, включенные в эти группы
и социальной среды. Методология
этно-социологии комплексная: учитываются
социально-экономические условия
страны, этнокультурная специфика взаимодействующих
групп, различия во взаимодействии, в личных
и производственных отношениях.
В современной этно-социологии
существует 2 основных понятия к
определению этническая общность.
- Нация
– согражданства. Данный подход отождествляет
понятие нации и государственную общность.
Аргументируется этот подход следующим:
в условиях современной глобализации
и активного смешения этнических групп,
этнические общности утрачивают свои
национально-культурные особенности и
имеет смысл говорить о государственных
общностях.
- Этно-нация.
В рамках национального подхода выделяют
3 направления.
- Примардиалистское
. Социобиологическое направление: этническая
общность это изначальная характеристика
человека. Этнические признаки – это резвившиеся,
расширенные формы родственных связей.
Индивиды, принадлежащие к определенной
этнической общности, характеризуются
глубокой аффективной привязанностью.
Эволюционно-историческое: этнические
общности – э то группы, имеющие социально-исторические
причины возникновения. Это реальные группы,
имеющие определенные объективные признаки
(язык, культура, традиции). Этническая
группа трактуется как общность формирующаяся
в определенных территориальных, экономических
и правовых условиях.
- Инструменталистское.
Этническая группа трактуется как общность,
объединяемая общими интересами. Этничность
выступает как средство, достижение групповых
интересов, мобилизации к политической
борьбе и связано со стремлениями преодолеть
отчуждение характерное для массового
общества, связанного с культурой потребления
и прагматизмом.
- Конструктивистский.
Этнические признаки реально не существуют.
Чувство этнической сопричастности, возникающей
на основе дифференциации культур формируется
интеллектуальными идеями писателей и
политиков. Через средства массой информации
эти идеи доносятся для масс и используются
в политических и социальных целях.
Этническое
самосознание – это отнесение
индивидом себя к определенной национальности,
представления о собственном
народе, его характерных чертах,
культуре, языке и т.д. этническое
самосознание выражается в познавательной
и эмоциональной форме. Познавательная
сторона включает осознание этнической
принадлежности, социального положения
и социальных норм. Эмоциональная
сторона включает чувство национальной
гордости и этнической сопричастности.
Выделяют
следующие виды этнических обществ.
Практически любая современная
этническая группа проходила в своем
развитии определенные стадии.
- Род
– группа кровных родственников, обособленно
проживающих на определенной территории
- Племя
– группа индивидов, проживающих на определенной
территории, имеющих общие обычаи и
традиции и ведущие совместное хозяйство
- Народности
– это группа индивидов, имеющих общий
язык, культуру и традиции, локально изолированная,
занимающая определенную территорию
- Нация
– это одна из социальных форм, имеющая
общий язык, одежду, традицию, культуру,
религию и образованная в рамках определенного
гос-ва.
При характеристике этнических
обществ следует отмечать такие
понятия как раса.
Расой принято считать
совокупность индивидов, имеющих определенные
внешне наследственные черты. Вместе с
тем, очевидно, что мировое разделение
на расы существенно упрощает картину.
Этническая принадлежность связывается
обычно с наличием определенных преимущественно
социальных признаков: язык, культура,
система социальных ценностей. Вместе
с тем следует отметить, что
существую варианты, когда определенные
объективные признаки оказываются
утрачены. В процессе взаимодействия
этнических обществ в отдельных
странах современного мира сложилась
система социально-этнической стратификации.
Она формируется историческими
причинами: аннексия ( захват определенной
территории, в результате которого
коренное население, проживающее на
ней включалось ь в состав государства
этнического меньшинства). Завоевание
и покорение народов. Насильственная
миграция. Добровольная миграция. Религиозные
и социально-экономические причины.
Социально-этническая стратификация
– это система социально-структурированного
неравенства, при котором социально-этнические
признаки определяют положение человека
в системе социальной иерархии и
устанавливают уровень доступа
к различным социальным благам. В
системе социальной стратификации
выделяют следующие социальные элементы:
доминирующий этнос (титульная нация)
и этнические меньшинства.
Доминирующая - это социальная
группа имеющая привилегированное
положение в обществе и обладающее
большим доступом к различным
социальным лаврам
Этническое меньшинство-это
группа численно меньшая доминирующего
этноса. Сущ. 2 подхода к пониманию
этнических меньшинств:
- Количественный
- Социологический
– меньшинство подвергается дискриминации,
сегрегации или угнетению со стороны доминирующего
этноса. Наличие меньшинств явл. источником
привилегий доминирующего этноса.
Меньшинство характеризуется
физическими или культурными
чертами, отличающего его от доминирующей
группы. Дистанция и социокультурные
отличия определяют положение этнического
меньшинства в системе стратификации.
Меньшинство – это
группа, осознающая собственную социальную
целостность: ощущение социальной и
психологической близости. Членство
в группе меньшинства не является добровольным
.Этот статус является предписанным.
Этническое меньшинство
по выбору или по необходимости придерживается
эндогамии.
Выделяют следующие
виды этнических меньшинств:
- Плюралистские
- они сохраняют свою этнокультурную уникальность
и активно взаимодействуют с членами
доминирующего этноса.
- Ассимиляционистские
– они утратили свои этнические особенности
и растворившиеся в «массе доминирующего
этноса»
- Сецессионистские
- они подчеркивают свою этническую
уникальность и самобытность. И стремятся
обрести политическую независимость.
Выделяют
следующие возможные варианты взаимодействия
этнических общностей:
Одним
из источников возникновения дискриминации
является система предубеждений этнических
стереотипов и предрассудков .
Этнический
стереотип – упрощенное примитивное
представление об определенной
этнической общности, когда все
многообразие ее характеристик
сводится к одному реальному
или вымышленному признаку.
Этнический
предрассудок-это стереотип, который
имеет негативную окраску.
Этнические
предрассудки и стереотипы формируют
систему предубеждений. Предубеждение-это
неприязненное враждебное отношение
к членам определенной группы, в отношении
которой индивид или группа сформировали
систему предрассудков.
Выделяют
2 теории, объясняющие возникновение
предубеждений:
- Теория
фрустрации-агрессии: индивид не способен
удовлетворить свои потребности он испытывает
состояние фрустрации, он угнетен и становится
агрессивен. Стремясь выйти из подобного
состояния, он проявляет агрессию в отношении
представителей этнических меньшинств,
возлагая на них ответственность за то,
что не смог достичь определенных целей
и удовлетворить собственные потребности.
- Теория
авторитарной личности: авторитарная
личность-это личность мыслящая шаблонно
и стереотипно. Выделяют следующие типы
авторитарной личности:
- Убежденная
авторитарная личность - личность мыслящая
предрассудками, действует уверенно и
не колеблясь (убежденный расист)
-
Склонная действовать активно авторитарная
личность ( расист в душе): личность сомневающаяся,
но склонная к агрессии в отношении этнических
меньшинств.
-
Сомневающаяся либеральная личность -
индивид без предубеждений, склонный мыслить
предрассудками только под общественным
давлением.
- Уверенная
либеральная личность (убежденный либерал)
– индивид без предубеждений, не склонный
к агрессии и дискриминации.
В процессе
взаимодействовия обществ выделяют следующие
варианты:
- Плюрализм-это
ситуация, когда группы существуют совместно,
сохраняя языковые и культурные особенности
и при этом приспосабливаться к индивидуальным
характеристикам друг друга.
- Ассимиляция
– доминирующая группа стремится подавить
этническое меньшинство и смешать ее членов
с доминирующим этносом.
Выделяют
2 способа ассимиляции:
- Традиция
«плавильного котла»
- Политика
доминирующей группы
- Перемещение
населения - это перемещение большой группы
этнического меньшинства для уменьшения
численности и минимизации межгрупповых
конфликтов.
- Постоянное
угнетение – апатрид и сегрегация
(внутренний колониалист) – общество создает
правовые и территориальные ограничения
для отдельных категорий населения по
расовым или национальным признакам.
- Геноцид
– это направленное и систематическое
уничтожение определенной расовой или
национальной группы.