Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:16, лекция
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования — от длящихся минут и часов (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций. По плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (например, болельщики какой-либо футбольной команды) и т. д.
ЛЕКЦИЯ № 6. Социальные общности
1. Виды социальных общностей и их характерные черты
Социальная общность является одной из важных составляющих социума.
Социальные общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития.
Именно поэтому их изучение
является важным направлением социологической
науки. Социальная общность – это
реально существующая, эмпирически
фиксируемая совокупность индивидов,
отличающаяся относительной целостностью
и выступающая самостоятельным
субъектом общественно-
Социальные общности являются относительно устойчивыми совокупностями людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Таким образом, в качестве основных черт социальных общностей можно выделить следующие:
1) реальность – социальные
общности не являются
2) целостность – социальные
общности не являются простой
совокупностью индивидов,
3) выступление в качестве
объекта социального
Социальные общности отличаются
огромным разнообразием конкретно-
Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных международных, экономических и политических движений.
По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы до живущих столетия и тысячелетия этносов, народностей, наций.
По плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований.
Разнообразные виды общностей образуются на различной объективной основе.
В качестве таких оснований можно выделить следующие характеристики:
1) характер общественного
производства (производственный коллектив,
социально-профессиональная
2) этническая принадлежность
(народности, нации), которые отличаются
спецификой экономической
3) естественные социально-
4) культурные особенности
(различные культурные
5) политические ориентации
(политические партии и
Все социальные общности можно разделить на массовые и групповые.
Массовые общности – это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.
Массовые общности характеризуются следующими признаками:
1) представляют собой структурно
нерасчлененные аморфные
2) для них характерен
ситуационный способ
3) им присуща разнородность
состава, межгрупповая природа,
4) вследствие своего аморфного
образования они не способны
выступать в качестве
Групповые общности – это совокупности людей, которые отличаются устойчивым характером взаимодействия, высокой степенью сплоченности, однородностью; они чаще всего входят в более крупные социальные общества в качестве структурных элементов.
Любая общность формируется на основе одинаковых условий жизни людей, из которых она образуется. Однако совокупность людей становится общностью только тогда, когда они могут осознать эту одинаковость, проявить свое отношение к ней. В связи с этим у них вырабатывается отчетливое понимание того, кто является «своим», а кто «чужим».
Соответственно возникает
понимание единства своих интересов
по сравнению с другими
Осознание данного единства присуще любой социальной общности. При этом существует прямая зависимость между характером основы общества и осознанием единства; чем больше общих условий лежит в основе их формирования, тем больше единство данной общности. Поэтому наиболее присуще осознание единства для этнических общностей: наций, народов, народностей.
2. Социальная группа как
объект социологического
П. Сорокин отмечал, что «…вне группы история нам не дает человека. Абсолютно изолированного человека, живущего вне общения с другими людьми, мы не знаем. Нам всегда даны группы…». Общество представляет собой совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных.
Социальная группа – это
совокупность людей, имеющих общие
социальные признаки, выполняющих общественно
необходимую функцию в общей
структуре общественного
Такими признаками могут быть пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и т. д.
Первые попытки создания социальной теории групп были предприняты в XIX – начале XX вв. Э. Дюркгеймом, Г. Тардом, Г. Зиммелем, Л. Гумпловичем, Ч. Кули, Ф. Теннисом.
В обыденной жизни понятию «социальная группа» даются самые различные толкования.
В одном случае этот термин применяется для обозначения сообщества индивидов, физически и пространственно находящихся в одном месте.
Примером такого сообщества могут быть индивиды, находящиеся в определенный момент на определенной площади или проживающие на одной территории. Такое сообщество называют агрегацией.
Агрегация – это некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательного взаимодействия.
Значимость социальной группы для индивида заключается прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. В соответствии с местом в системе общественных отношений социологи выделяют большие и малые социальные группы.
Большая группа – это группа с большим числом ее членов, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов. Большие социальные группы, в свою очередь, также можно разделить на несколько видов.
Номинальные группы – совокупность людей, выделяемая для целей анализа по какому-нибудь признаку, не имеющему социального значения. К ним относятся группы условные и статические – некоторые конструкции, используемые для удобства анализа.
Если признак, по которому выделяются группы, выбран условно (например, высокие или низкие), то такая группа является чисто условной, если признак существенный (профессия, пол, возраст) – она приближается к реальным.
Реальные группы – это такие общности людей, которые способны к самодеятельности, т. е. могут действовать как единое целое, объединены общими целями, осознают их, стремятся к их удовлетворению совместными организованными действиями. Это группы типа класса, этноса и другие сообщества, которые образуются на основе совокупности существенных признаков.
Большие социальные группы редко выступают в качестве объекта социологических исследований, что обуславливается их масштабом.
Гораздо чаще в качестве элементарной частицы общества, сосредотачивающей в себе все виды социальных связей, выступает малая социальная группа.
Малая социальная группа – это небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют. Г. М. Андреева определяет этот феномен как группу, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Таким образом, главным группообразующим фактором в данном случае выступает непосредственный личный контакт. Малая группа имеет ряд отличительных признаков:
1) ограниченное число членов, как правило от 2 до 7 человек, но не более 20;
2) члены малой группы находятся в непосредственном контакте, взаимодействуя в течение определенного времени;
3) каждый из членов группы
взаимодействует со всеми
4) принадлежность к группе
побуждается надеждой найти в
ней удовлетворение личных
5) члены группы имеют
общие цели, как правило, они
вырабатывают общие правила,
Существует две исходных формы малой группы: диада и триада.
Диада – это группа, состоящая из двух человек, характеризующаяся более интимными отношениями, например, пара влюб-ленных. Триада – активное взаимодействие трех человек, для которых менее характерны эмоциональность и интимность, но в большей степени развито разделение труда.
Существуют различные подходы к классификации малых групп. В рамках одной из них принято выделять первичные и вторичные группы.
Первичная группа – разновидность
малой группы, отличающаяся высокой
степенью солидарности, близостью ее
членов, единством целей и
Изучение первичных групп важно в силу их огромного влияния на нравственное и духовное воспитание человека. Стереотипы, вырабатываемые в таких группах, становятся частью культуры, моральными постулатами и ролевыми установками для огромного количества людей.
Вторичная группа – это
социальная группа, социальные контакты
и отношения между членами
которой носят безличный
Эмоциональные характеристики в такой группе отходят на второй план, а на первый выходит способность осуществлять определенные функции и достигать общей цели. Вторичной группой можно назвать социальные общности, связанные между собой внешней связью, которая, однако, оказывает существенное влияние на их поведение.
В классификации малых групп выделяют также референтные группы. Референтная группа – это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, цели, ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Разработка этого социального явления были проведены американским социологом Г. Хайменом. В ходе исследований он выяснил, что каждый человек включает себя сразу в несколько референтных групп, хотя и не принадлежит им формально.
При рассмотрении малых социальных
групп принято выделять также
группы членства – группы, к которым
индивид реально принадлежит. В
обыденной жизни нередки
Прежде всего это связано с развитием информационных технологий. Официальная мораль, если она не поддерживается в средствах массовой информации, отвергается в процессе социализации.
3. Социальные квазигруппы.
Социальный феномен толпы.
Помимо указанных типов
социальных групп в социологии выделяются
группы, которые появляются непреднамеренно
и носят случайный характер. Такие
спонтанные неустойчивые группы называются
квазигруппами. Квазигруппа – это
спонтанное (неустойчивое) образование
с кратковременным
Одним из самых ярких примеров квазигруппы является толпа. Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве общностью интересов.
Социальная структура толпы, как правило, проста – лидеры и все остальные участники.
Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях, когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта.
В зависимости от характера поведения и формирования толпы можно разделить на несколько видов.
Случайная толпа обладает
наиболее неопределенной структурой.
Например, собрание людей на улице
возле произошедшего дорожно-
Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако при определенном изменении условий такая толпа может быстро сплотиться и приобрести общую структурированность.
Обусловленная толпа –
собрание людей, заранее планирующееся
и относительно структурированное.
Например, толпа, собравшаяся на стадионе
для просмотра футбольного