Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:26, реферат
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Следует отметить, что существуют технологии, применяемые в сфере образования, культуры, промышленного производства и т.д.
В зависимости от того, на каком уровне разрабатываются и внедряются технологии, можно говорить о:
• крупномасштабных технологиях на уровне страны, республики, региона;
• макротехнологиях в отдельных городах, трудовых объединениях, социальных и общественных институтах и т.д.;
• микротехнологиях, которые направлены на определенные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.
В настоящее время появилось большое разнообразие исследований, в которых рассматриваются педагогические технологии. Среди них можно назвать работы В.П. Беспалько, П.Р. Атутова, М.В. Кларина, В.М. Монахова, В.Ю. Питюкова, Г.К. Селевко, В. В. Юдина и ряд других.
Рассматривая современные образовательные технологии, Г.К. Селевко дает им следующую классификацию:
1) по уровню применения;
2) по философской основе;
3) по ведущему фактору психического развития;
4) по ориентации на личностные структуры;
5) по характеру содержания и структуры;
6) по типу организации и управления познавательной деятельностью Безусловно, может быть и другой подход к выделению основных педагогических технологий. Возможна классификация технологий по основным видам деятельности людей, сферам общественной жизни и многие другие, но, как справедливо отмечает А.Д. Жарков, главное, чтобы «педагогическая технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала педагогики, а ее четкая прикладная направленность привлекала к ней внимание педагогов во всем мире».
Если говорить о «педагогической технологии», то она может существовать в трех уровнях:
1) научном, когда
2) процессуально-описательном,
где происходит описание целей,
3) процессуально-действенном - в основу которого положено осуществление технологического процесса с применением различных методов и средств обучения.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в . сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга, можно разделить на основные группы: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову):
1) общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы, происходящие в культурно-досуговой деятельности (например: процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга);
2) функциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга (примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности, технология самодеятельного творчества и ряд других);
3) дифференцированные технологии представляют собой методики, направленные на работу с отдельными категориями населения и различными возрастными группами.
Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:
• концептуапьность, т.е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;
• системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;
• управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;
эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;
• и еще важный элемент технологии - это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами.
Таким образом, технологии могут существовать в сферах общественной жизни людей, но в их основе лежит содержательная техника реализации теории в практику,
.
Глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.
Но, тем не менее, процессы демократизации
и духовно-нравственного
Сегодня основное внимание в учреждениях культуры и досуга уделяется оптимизации социально-педагогической и психологической помощи различным группам населения и созданию условий для их общения по интересам, а это требует внедрения новых технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим рассмотрим основные группы социально-культурных технологий и дадим краткую характеристику современных технологий, которые создаются и активно внедряются на базе образовательных учреждений и социально-культурных институтов
Можно говорить об обучающих и воспитательных технологиях, которые существуют как в сфере образования, так и в сфере культурно-досуговой деятельности.
Как отмечают Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, «формируются или проектируются технологии, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда факторов, в частности наличия и состава существующих центров просвещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, характера общественных, досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических «этнических и других ситуаций в регионе» и далее «...известен, например, сложный процесс разработки и внедрения социальной технологии использования хозрасчетных механизмов в культурно-досуговых центрах. Конкретным результатом реализации этой технологии стало создание разнообразных предпринимательских, коммерческих структур, территориальных фондов культуры и искусства на уровне республик, области, края, района, города».
Примером внедрения
Целевые ориентации этой технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности ребенка в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.
К таким технологиям можно
Функциональные технологии подразделяются на:
• технологию информационно-познавательной и просветительной деятельности;
• технологию организации самодеятельного творчества и любительских объединений;
• технологию организации отдыха и развлечения.
1. Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любительской направленности.
Рассматривая вопрос о развитии самодеятельного творчества, нельзя не говорить о возрождении общей культуры народа, сохранении и восстановлении утерянных традиций, которые обеспечивают каждому краю свою самобытность и неповторимость.
2. Самодеятельное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.
Исследования самодеятельного творчества и любительских объединений, проводимые в последнее время в различных регионах России, показали необходимость осуществления организационной перестройки системы руководства в развитии самодеятельных масс - главный момент возрождения художественно-бытовых традиций. Важным при этом является перенесение акцентов с организационных и сугубо контролируемых функций на функции содействия и сотрудничества с любительским объединением и клубом по интересам, а также выявления «неорганизованных любителей». Другим существенным элементом перестройки организации самодеятельного досуга может явиться активное и комплексное использование всех типов любительских объединений за счет различных средств организации.
3. Технология рекреативно-оздоровительной деятельности ориентирована на оздоровление образа жизни людей и организацию игровой, развлекательной и физкультурно-оздоровительной деятельности.
В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:
восстановлению эмоционального равновесия людей;
• возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
Дифференцированные технологии
К числу дифференцированных технологий можно отнести:
1) методику организации досуга детей и подростков;
2) методику молодежного досуга;
3) методику семейного досуга;
4) методику организации досуга лиц среднего и пожилого возраста
5)методику организации СКД с женщинами;
6) методику работы с мигрантами, беженцами
7)СКД с военнослужащими,
социально не защищёнными
До настоящего времени в вузах культуры не ведётся подготовка специалистов по дифференцированным технологиям, которые могли бы повысить эффективность работы специалистов в сфере СКД. Как правило, только с годами приходит опыт и практика подсказывает, как строить работу с детьми дошкольного возраста, а как работать с коллективом, где самому молодому участнику 60 лет.
Каждая такая категория требует хорошего знания её психологических особенностей, социального статуса, потребностей и интересов.
Поэтому предполагается предварительная подготовка и изучение их досуговых интересов и ожиданий в социально – культурной сфере, прежде чем вести речь о серьёзной работе с каждой из вышеупомянутых категорий.
В последние годы в учреждениях культуры появились специалисты нового направления, способные квалифицированно вести работу с каждой категорией. Во МГУКИ открылась специализация «социальный педагог», ведутся узкие специализации для подготовки руководителей творческих коллективов в реабилитационных центрах, колониях для несовершеннолетних преступников и другие. Жизнь заставляет расширять спектр дифференцированных технологий в СКД.
В дифференцированных технологиях основное внимание уделяется учёту возрастных особенностей, психологии данной возрастной категории, специфике их интересов и увлечений.
Принимается во внимание также вид деятельности, профессия человека, пол, национальность, религия, политические убеждения.
Учитывая тот факт, что происходит дифференциация населения по уровню жизни, социальному статусу, уровню образования, можно предположить, что процесс образования новых типов учреждений культуры будет набирать силу и ускорит формирование новых подходов в совершенствовании данного вида технологий.