Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:26, реферат
Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.
Культурная деятельность - это деятельность, направленная на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Рассматривая технологию социально-культурной деятельности, нельзя не остановиться на основных методах, формах и средствах, которые используются в практике работы учреждений культуры и досуга. Попытка проанализировать сущность терминов, так или иначе связанных с технологией социально-культурной деятельности, позволила сформулировать обозначаемые этими терминами понятия.
средства социально-культурной деятельности
Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.
В арсенале работников социально-культурных институтов имеются разнообразные средства и способы воздействия на человека. Как специалист широкого профиля организатор досуга должен, во-первых, удовлетворять социально-культурные интересы и потребности людей различных профессий и возрастов, а, во-вторых, разрабатывать инновационные технологии, которые будут способствовать более содержательному и развивающему досугу населения. «Принципиальная особенность такого специалиста в том, что знание психологии, педагогики, культурологии, социологии, экономики, политологии, права, теории управления и ряда других общественно-значимых и весьма престижных сегодня наук выступает не как самоцель, а как существенное средство реализации ведущей метафизики социально-культурной деятельности - приобщение человека к достижениям мировой и отечественной культуры, всемирное развитие его творческого потенциала».
К числу основных средств социально-культурной деятельности относятся: живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность.
Следует отметить что все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).
Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:
• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;
• количество и характер выбранных
средств воздействия должны соответствовать
художественно-постановочным
• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;
• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы СКД делятся на массовую, групповую и индивидуальную.
И рассказывать дальше о массовых мероприятиях и требованиях к их подготовке и проведению:
-аудитория от 100 чел и до неск тысяч
- актуальность и значимость тем массовых мероприятий ( праздников, зрелищ, концертов, театрализованных представлений и т.д.)
-сложность их подготовки
- сценарно – режиссёрская
- меры безопасности при
Групповая форма работы
Количество ауд от 5 7 чел и до 50
Особенности: камерность, возможность обратной связи, личностного общения
Групповые формы6 вечера отдыха, посиделки, гостиные, обряды, экскурсии. беседы и т.д.
Индивидуальная форма работы.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы инд раб: беседа, консультация, индивид. Занятие
Условие успеха: интерес и желание помочь, любовь к людям
Можете привести пример из своей практики, что вам больше всего удаётся из форм работы, кажется наиболее интересным.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».
Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».
Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении мас- совых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);
б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
г) методы стимулирования общественного
поведения и культурно-
Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.
Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение.
Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.
Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам.
1.Современная технология
2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.
3. Технологические инновации
5. ТЕХНОЛОГИИ
ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в социально – культурной сфере
1.. Цели и задачи информационно-просветительской работы.
2.. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.
3. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.
4. Современные информационно-просветительские технологии.
Задачи и основные
направления информационно-
В современном обществе все больше внимания уделяется информационным процессам и технологиям. Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие понятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика. Можно сказать, что сформировалась наука «информология» — наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации( в конце 50-х годов XX века.)
В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:
• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;
• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация - расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напряжения; снятие стресса);
• увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;
• широкое использование информационных технологий.
Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы.
Основные направления информационно-просветительной деятельности.
Содержание социально-
Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства.
Основными задачами историко-кулыпурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.
Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.
Ведущую роль в работе многих учреждений
культурно-досуговой
Социальная информация и ее свойства
Культура выступает как гуманиз
Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.
Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс.
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».
Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура.