Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Цель данного исследования – выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков. Задачи исследования: Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп. Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп 1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп 1.2 Методы исследования малых неформальных групп Вывод к главе 1 Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении 2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении 2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп Вывод к главе 2 Глава 3. Особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении 3.1 Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ 3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань Вывод к главе 3 Заключение
Дальнейшее развитие готической
музыки - развитие гот рока, т.к. тот же
дэт- рок остался более консервативен.
В конце 90-ых, на пике популярности готики,
стали появлятся музыкальные коллективы,
которые пытались подделываться под гот
музыку. Начиная от пост индустриальщиков,
которые становились боле попсовыми, мелодичными
и романтичными, и до металистов, которые
так же уделяли больше мелодике. Данная
музыка стала чем-то новым, что, естесвенно,
привлекало к ней меломанов, однако к готик-
музыке и субкульутре это уже не имело
никакого отношения. Ежегодно около 25000
следователей субкультуры съезжаются
в Лейпциг на самый большой готический
фестиваль Wave Gotik Treffen - WGT.
Хакеры и юзера - молодые люди,
очень хорошо разбирающиеся в компьютерах.
Живут в ирреальном мире компьютеров,
считая их верхом совершенства. Как правило,
учатся на математических факультетах.
К гуманитариям относятся с презрением,
считая, что от них нет пользы. Музыку и
искусство отодвигают на задний план.
Но ничего человеческое им не чуждо. [16]
Существует достаточно много
типологий (классификаций) направленности
деятельности групп. Остановимся на двух
из них.
Одна из наиболее распространенных
типологий предполагает деление существующего
многообразия групп на: просоциальные
группы, направленность которых согласуется
с поощряемыми обществом ценностями и
установками. Позитивные групповые нормы
привносятся из социальной среды, формируются
и укрепляются в процессе социально значимой
учебной, трудовой и общественной совместной
деятельности; асоциальные группы, направленность
которых не согласуется с устоявшимися
в обществе ценностями и нормами. Члены
этих групп ведут совместный асоциально-криминальный
образ жизни и совершают различные правонарушения.
Совместная асоциально-криминальная деятельность
характеризуется в этих группах социальным
отчуждением, обособлением, противостоянием;
при соответствующем уровне развития
и организованности асоциально-криминальной
деятельности асоциальные группы могут
совершать преступления, и тогда они превращаются
в криминогенные, или преступные, группы,
которые характеризуются большей замкнутостью,
круговой порукой, преступной деятельностью,
выраженным противопоставлением себя
другим группам. Межличностные отношения
в таких группах опосредуются асоциальными
или антиобщественными ценностями и ведут
к деперсонализации личности.
Согласно классификации, предложенной
И. Ю. Сундиевым можно выделить: Группы
агрессивной самодеятельности. Спортивные
«фанаты», цель объединения которых —
эмоциональная разрядка в процессе «боления»
на матчах и после матчевых шествий, стремление
выделиться из окружающей микросреды,
продемонстрировать с помощью стилизованной
одежды свою принадлежность к любимой
команде. Спорт и спортивные мероприятия
- лишь повод к совместным действиям. Основной
контингент этих групп - подростки 12 - 17
лет.
Экстремистские неонацистские
группы правого и левого толка. Правые,
как правило, малочисленные группы (20-30
человек). Их основное время тратится на
копирование внешней атрибутики, создание
тайных документов, присвоение друг другу
званий и т.п. Группы имеют сложную систему
посвящения, куда могут входить уголовное
«братание кровью», противоправные действия,
пытки с элементами садизма. Проповедуются
идеи антигуманизма, насилия. Практикуется
употребление алкоголя, курение. Своих
взглядов не скрывают, активно вступают
в дискуссии. Левые («ремонтники», «люберы»,
«консерваторы», «контролеры», «законники»,
«чистильщики», «чистые», «комиссары»
и т.п.) объединяются для борьбы с другими
неформальными объединениями, в первую
очередь неофашистскими. Действуют только
против тех групп, которые активно критикуются
средствами массовой информации. Если
неформальной группе дается положительная
оценка или же она где-нибудь регистрируется,
выступления против нее прекращаются.
В группах «левых» наибольшей популярностью
пользуются физически развитые агрессивные
подростки («качки»). Члены групп демонстрируют
крайнюю нетерпимость к любым проявлениям
западной идеологии и внешним признакам
западной культуры. На словах поддерживая
государство и общечеловеческие ценности,
на практике демонстрируют поведение,
сходное с поведением тех групп, с которыми
борются. Численность групп 30-40 человек.
Диапазон форм деятельности - от демагогических
рассуждений о пользе социально-экономических
реформ до систематического насилия на
грани садизма.
Группы эпатажной самодеятельности.
Целью объединения подростков в такие
группы служит как подтверждение принадлежности
к элитарной группе, так и претензия на
образование «новой элиты». Наиболее характерные
представители - панки. Одежда, манера
поведения, словарный запас, сленг вычурно
грубы и унизительны. Демонстрируется
крайнее уважение к девушкам. Открыто
пропагандируется секс, употребление
наркотических и токсических веществ.
Общение примитивно: в основном обсуждение
эпатажных акций. Демонстративный эпатаж
достаточно часто оборачивается противоправными
поступками: драками, надругательствами
над личностью, памятниками, могилами,
грабежами, скорее, с целью унижения личного
достоинства, нежели для удовлетворения
материальных потребностей. К этому типу
относятся также мажоры (в их группах принято
носить вещи какой-либо одной западной
страны - «псевдоамериканцы», «псевдонемцы»
и т.п.; проповедуется активный, деловой,
сильный человек), рокеры (их отличительная
черта - страсть к мотогонкам, возможны
угоны мототехники; наркомания и токсикомания
в данных группах не развиты, но распространены
случайные сексуальные контакты), поперы
(причисляют себя к «элите» общества; проповедуют
наслаждение теми условиями, которые есть,
равнодушие к негативному в жизни; подчеркнуто
пренебрежительны к окружающим, стремятся
к вызывающей респектабельности; активно
бойкотируют любую общественную деятельность).
Группы культурной самодеятельности.
Они направлены не столько на создание
новых художественных ценностей, сколько
на создание «культуры для себя», культуры,
отвечающей насущным потребностям конкретной
личности, группы. Наибольшее распространение
получили рокеры, среди которых выделяются
бит-ломаны, ньювейвщики (поклонники «Новой
волны»), рокабили и мракобили (поклонники
рок-н-ролла), хардрокеры (поклонники тяжелого
рока), металлисты (поклонники одного из
направлений «тяжелого металла»), лохи
(ненастоящие металлисты, поверхностно
разбирающиеся в музыкальном течении,
но отличающиеся повышенной агрессивностью,
хулиганскими выходками в защиту «истинного
металла»), брейкеры (поклонники брейк-данса).
Наиболее оригинальными представителями
неформальных групп культурной самодеятельности
являются хиппи. Одной из принципиально
неформальных групп можно считать группы
«компьютерной самодеятельности», где
основным инструментом творчества является
компьютер.
Группы экономической самодеятельности.
Деятельность таких групп направлена
на создание и реализацию материальных
благ для себя, своей группы или других
групп. В последние годы данное направление
активно развивается, преобладают группы
кооперативно-предпринимательской направленности.
Группы социальной самодеятельности.
Деятельность этих групп направлена на
решение конкретных социальных проблем.
В настоящее время наиболее известны экологисты
(защита окружающей среды, восстановление
природных ценностей), экокультурные группы
(защита культурной среды), этнокультурные
группы (возрождение или сохранение культурно-исторического
наследия риз личных этнических общностей;
в числе подобных групп возможны и экстремистски
настроенные, например «Память» и др.),
группы интернационалистов (акции героико-патриотического
интернационального характера), группы
взаимной поддержки (образуются лицами,
испытавшими сходные адаптационные сложности),
группы «Милосердия» (добровольная помощь
людям, м ней нуждающимся) и т.п.
Группы политической самодеятельности.
Деятельность такт групп направлена на
изменение политической ситуации и политических
условий в стране в соответствии с их идеями.
Выделяю группы в защиту и поддержку социально-экономических
реформ, альтернативные политические
движения, правозащитное движение, движение
политического самообразования.
Знание этих и подобных типологий,
основных признаков принадлежности к
той или иной группе, ведущих направлений
само реализации и возможных проявлений
асоциального и криминального поведения
дает возможность социальному педагогу
в ситуациях диагностики конкретной группы
максимально точно провести идентификацию,
спрогнозировать возможные следствия
членства в данной группе для несовершеннолетнего.
Существует, по крайней мере, два способа
возникновения асоциальных групп: они
складываются на основе объединения несовершеннолетних,
социализация и личностное развитие которых
нарушены рядом объективных и субъективных
причин, или в недрах социально полезных
групп в результате накопившихся де формаций
в социальных отношениях и общении.
Зарождение асоциальных групп
происходит по следующей схеме:
деформации в семейных отношениях,
недостатки в учебно-воспитательной работе
учреждений, предприятий, организаций;
нарушение нормального взаимодействия
подростков с социальной средой, появление
первичных форм дезадаптации и девиации,
отсутствие у подростков твердых нравственных
взглядов и убеждений;
перенос общественно-организаторской
и коммуникативной активности подростков
в сферу свободного общения, которое носит
поисковый характер, и в связи с этим увеличение
у них неформальной, стихийно возникающей,
неорганизованной асоциальной деятельности
и отношений; постепенное отчуждение подростков
от первичных социально полезных групп
(семьи, класса, учебной группы, производственного
коллектива);
появление в рамках социально
полезных групп первых признаков асоциальной
группы, которые выражаются в аморальных
и взглядах, нормах и ценностях, вступающих
в противоречие с установками официальной
организации; наличие за пределами социально
полезных групп асоциальных отчужденных
лиц, склонных к антиобщественному поведению,
и групп асоциальной направленности. Очень
часто, не видя поддержки и понимания дома,
у близких людей, подростки бегут в неформалы.
Это своего рода протест против взрослых:
«Я не хочу жить так, как вы!». Отсюда бунтарство.
Именно поэтому нам нужно знать о молодежных
неформальных группировках. Знать, чтобы
определить «группу риска» и сразу же
начать работать с такими учащимися.
Как правило, в условиях школы
параллельно существует несколько типов
дружеских сообществ учеников: достаточно
большие (от 4 и более человек) устойчивые
группы школьников, которые формируются
вокруг своеобразного центра (один популярный
в классе ученик или сплоченная диада
из 2 популярных учеников), Особенность
такой компании - ее члены предпочитают
свою связь с центром, в то же время связи
между собой носят не дружеский, а приятельский
характер; группы, в которых привлекательно
не общение с лидером, а общение между
собой, то есть с группой в целом;· новички,
аутсайдеры и ученики, друзья которых
переменили место учебы. Это либо устойчивые
диады, либо “осколочные” группы, которые
образуются только потому, что с другими
одноклассниками дружба не завязывается.
В любой ситуации определенная
часть учащихся оказывается как бы оттесненной
на периферию группы. Эти школьники, обладающие
в классе низким социальным статусом,
не могут ни влиять на своих соучеников,
ни полноценно участвовать в жизни класса.
Такой подросток начинает поиск других
сообществ, членство в которых позволило
бы ему компенсировать свои личностные
неудачи в ученической группе, при этом
значимость класса для него падает. Одновременно
резко снижается для такого подростка
интерес к общению с еще недавно значимыми
взрослыми, причем этот процесс происходит
очень быстро. Исследования показывают,
что благополучные школьники-подростки
в 3 раза чаще, чем низкостатусные члены
класса, используют мнение взрослых (в
первую очередь родителей и учителей)
в качестве определенного ориентира при
оценки морально-этической стороны своих
поступков. Это означает, что нормы и ценности
новой референтной группы не просто не
совпадают с общепринятыми нормами и ценностями,
но и напрямую противоречат им. Возникает
так называемый подростковый “кодекс
чести”, опирающийся на представление
о главенстве групповых норм над общечеловеческими
и о второстепенности моральных принципов
по сравнению с принципами приятельства.
В раннем юношеском возрасте начинается
подчеркнутое внимание к личности другого
(в отличие от групп подросткового возраста,
когда оценка соучеников дается по минимальной,
порой поверхностной информации, по первому
впечатлению, которое дальше додумывается
до цельного образа - эффект ореола). Вторым
фактором изменения внутригрупповой ситуации
в старших классах является естественное
перекомплектование на рубеже 9 и 10 годов
обучения. [29;32]
Существует мнение, что оптимальна
ситуация, когда сохраняется костяк класса,
а вновь формируемые классы имеют плохой
прогноз по учебной успешности. В то же
время исследования показывают, что в
действительности это не так, а в учебном
плане может возникнуть и обратная ситуация.
Кроме того, сохранение состава класса
на рубеже 9 - 10 года обучения может привести
к задержке, как личностного развития
отдельных членов класса, так и класса
как группы в целом. Сохранять имеет смысл
только тот класс, который достиг уровня
коллектива; в подавляющем большинстве
общеобразовательных средних школ это
не так. Самая плохая ситуация - когда в
классе происходит обновление не более
чем на 25% при сохранении старого классного
руководителя. В этом случае старожилы
самоутверждаются за счет низкостатусных
новичков. В то же время, если изменено
не менее 75% класса, в течение всего 10 класса
интенсивно идут группообразовательные
процессы; прежние лидеры вынуждены доказывать
свои позиции, в то же время новички, даже
низкостатусные в прежнем классе, имеют
возможность проявить себя в полной мере
и даже занять лидирующее положение. Отметим,
что такая ситуация, конечно, трудна для
педагога, но полезна для учеников.
Еще одна особенность неформальной
структуры в старших классах это переход
от однополых к разнополым компаниям и
диадам, появление объединений по профессиональным
намерениям или актуальным интересам.
В подростковом возрасте именно межличностные
отношения во многом определяют выбор
будущей профессии. В старших классах
наблюдается обратная ситуация, причем
неформальные объединения учащихся по
профессиональным интересам, как было
экспериментально показано, по уровню
социально-психологического развития
превосходят класс в целом.[3;61]
1.2 Методы исследования
малых неформальных групп
Наиболее полно методики изучения
малых неформальных групп описал М.В. Кроз.
Для изучения структуры и границ
малых групп используют со-циометрию,
обычный социометрических опрос. Главное
в данном случае состоит в обработке данных.
Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно
положительных выборов и расположить
их вдоль социометрации. В результате
«проявится» состав одной группы, потом
второй, третьей и т.д. Границей группы
является обрыв цепочки взаимных выборов.
К числу методов, которые может
использовать социальный педагог, можно
отнести наблюдение, опрос, социометрические
методики, тесты, анализ продуктов деятельности,
метод экспертных оценок и т.д.
Диагностика подростковых и
юношеских групп имеет целью определение
направленности группы, ее состава, структуры
взаимоотношений и подчинения, уточнение
комплекса установок и ориентации.
К диагностируемым количественным
показателям относят: возрастной и численный
состав группы; социальный и половой состав;
длительность ее существования, частоту
и продолжительность встреч членов; места
встреч; криминогенную зараженность членов;
уровень группового развития на основе
самодиагностики; ответственность за
групповую деятельность.