Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Цель данного исследования – выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков. Задачи исследования: Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп. Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп 1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп 1.2 Методы исследования малых неформальных групп Вывод к главе 1 Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении 2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении 2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп Вывод к главе 2 Глава 3. Особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении 3.1 Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ 3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань Вывод к главе 3 Заключение
Определение приоритетов
в деятельности школы по организации свободного
времени учащихся
- забота о многообразии
содержания, нравственном и физическом
здоровье учащихся, их духовном
развитии;
- сочетание индивидуальных,
групповых и массовых форм
работы с учащимися;
- организация совместной
познавательной, общественно-полезной,
художественно-творческой, спортивно-оздоровительной,
досуговой деятельности педагогов,
учащихся, их родителей;
- обеспечение гуманистических
отношений детей и взрослых, нравственного
микроклимата;
- организация общения
учащихся как особого вида
их деятельности, формирование культуры
общения;
- использование игры как
принципа, метода, средства организации
свободного времени учащихся, специфического
вида деятельности;
- создание необходимых
финансово-материальных условий
для включения каждого учащегося
во внеучебную деятельность с
учетом его интересов, возраста,
пола, необходимости оказания педагогической
поддержки.
Педагогический коллектив
и организация свободного времени учащихся:
- отношение педагогов
к данной проблеме, осознание
ее педагогической актуальности
(конструктивное, нейтральное, негативное,
скептическое…);
- включение каждого учителя
в организацию разнообразных
форм работы с учащимися во
внеучебное время;
- особенности деятельности
классного руководителя (организатор,
диагност, координатор…);
- вооруженность каждого
учителя знаниями и умениями
организации учебно-воспитательного
процесса на основе единства
учебной и внеучебной работы,
организация досуговой деятельности
учащихся.
Ученик (ученический
коллектив и различные его объединения)
и организация свободного времени:
- включенность каждого
учащегося в разнообразные формы
внеклассной и внешкольной работы;
- учащиеся - организаторы
свободного времени (от выявления
интересов учащихся, создания условий
для их удовлетворения до определения
воспитательной эффективности внеучебной
деятельности);
- наличие органов ученического
самоуправления, их роль в организации
свободного времени учащихся;
- межвозрастное общение
во внеучебной деятельности (разновозрастные
объединения, сотрудничество старших
и младших, поддержка формирования
интереса к различным видам
деятельности…);
Семья и организация
свободного времени учащихся:
- формирование у родителей понимания
педагогической значимости разумной организации
свободного времени их детей;
- включение родителей
в совместную с детьми досуговую
деятельность;
- создание традиций, ритуалов,
обычаев в проведении семейных
праздников, торжеств в совместном
чтении, посещении музеев, театров
и так далее;·культивирование
в семье совместной добротворческой
деятельности (помощь окружающим, забота
о близких, старых, больных людях…).
Взаимодействие школы
и учреждений дополнительного образования
в организации свободного времени учащихся:
- организация кружков, клубов,
творческих объединений для учащихся
разного возраста, пола на базе
школы;
- включение учащихся в
деятельность учреждений дополнительного
образования, особенно по видам
творчества, организация которых
затруднена в школе; - взаимодействие
в организации массовых мероприятий;
- взаимодействие организаторов
работы с детьми и внешкольных
учреждений независимо от ведомственной
принадлежности; - координация деятельности
учреждений, организующих работу
с детьми в целях их всестороннего
развития, предупреждения перегрузки,
дублирования, формализма (совместное
планирование, составление единого
расписания, совместный анализ и
оценка…). [17;168]
Организация свободного
времени учащихся содержит три основных
этапа:
создание условий для организации
многообразной по содержанию и формам
работы (подбор кадров организаторов творческих
объединений из числа педагогов школы,
учреждений дополнительного образования,
родителей, общественности, самих учащихся),
определение места работы (кабинеты, библиотека,
спортивные и актовые залы, учреждения
дополнительного образования, использование
возможностей семьи и окружающей среды);
определение содержания, форм
и методов организации, режима свободного
времени, разработка программ кружков,
клубов, других творческих объединений;·анализ
организационного периода и оценка готовности
(педсовет, совещание при директоре, совет
школы с участием учащихся, родителей,
представителей учреждений дополнительного
образования, руководителей творческих
объединений).
2 этап - непосредственная
организация внеучебной деятельности
учащихся (ноябрь-апрель).
3 этап- подведение итогов
(май):·творческие отчеты коллективов,
объединений, отдельных учащихся (концерты,
выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);·соотношение
результатов с поставленными
в начале учебного года целями
и задачами (творческая конференция
всех организаторов свободного
времени учащихся).[5;83]
Таким образом, в ходе изучения
опыта работы с «неформалами» других людей
(Мудрик, Думов), можно четко обозначить
линию поведения и работы с неформальными
молодежными объединениями.
В зависимости от вида и характера
объединения «неформалов» можно выделить
три основных направления социально-педагогической
работы:
с одной стороны это агитация
молодежи, если движение просоциально;
с другой стороны – это разобщение
неформальных групп, хотя этот способ
коррекции малоэффективен, что доказано
практическим опытом;
третье направление- переориентация
в первую очередь лидера антисоциального
неформального движения, а затем переориентация
остальных подростков- «неформалов».