Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп.
Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп
1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
1.2 Методы исследования малых неформальных групп
Вывод к главе 1
Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении
2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп
Вывод к главе 2
Глава 3. Особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении
3.1 Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ
3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань
Вывод к главе 3
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.57 Кб (Скачать файл)

пр.

буд.

ж.ц.

от.

м.

дру.

с.

м/ж

пол.ж

ш.у.

п.

т.о.

о.

в.

я.

8

4

11

3

11

9

4

4

4

9

8

4

4

13

4


 

 

Приложение 4

 

Определение приоритетов в деятельности школы по организации свободного времени учащихся

 

- забота о многообразии  содержания, нравственном и физическом  здоровье учащихся, их духовном  развитии;

- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм  работы с учащимися;

- организация совместной  познавательной, общественно-полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности педагогов, учащихся, их родителей;

- обеспечение гуманистических  отношений детей и взрослых, нравственного  микроклимата;

- организация общения  учащихся как особого вида  их деятельности, формирование культуры  общения;

- использование игры как  принципа, метода, средства организации  свободного времени учащихся, специфического  вида деятельности;

- создание необходимых  финансово-материальных условий  для включения каждого учащегося  во внеучебную деятельность с  учетом его интересов, возраста, пола, необходимости оказания педагогической  поддержки.

Педагогический коллектив и организация свободного времени учащихся:

- отношение педагогов  к данной проблеме, осознание  ее педагогической актуальности (конструктивное, нейтральное, негативное, скептическое…);

- включение каждого учителя  в организацию разнообразных  форм работы с учащимися во  внеучебное время;

- особенности деятельности  классного руководителя (организатор, диагност, координатор…);

- вооруженность каждого  учителя знаниями и умениями  организации учебно-воспитательного  процесса на основе единства  учебной и внеучебной работы, организация досуговой деятельности  учащихся.

Ученик (ученический коллектив и различные его объединения) и организация свободного времени:

- позиция ученика (заинтересованная, созидательная, активная, творческая, организаторская, пассивная, нейтральная, отрицательная…);

- включенность каждого  учащегося в разнообразные формы  внеклассной и внешкольной работы;

- учащиеся - организаторы  свободного времени (от выявления  интересов учащихся, создания условий  для их удовлетворения до определения  воспитательной эффективности внеучебной  деятельности);

- наличие органов ученического  самоуправления, их роль в организации  свободного времени учащихся;

- межвозрастное общение  во внеучебной деятельности (разновозрастные  объединения, сотрудничество старших  и младших, поддержка формирования  интереса к различным видам  деятельности…);

Семья и организация свободного времени учащихся:

- формирование у родителей понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей;

- включение родителей  в совместную с детьми досуговую  деятельность;

- создание традиций, ритуалов, обычаев в проведении семейных  праздников, торжеств в совместном  чтении, посещении музеев, театров  и так далее;·культивирование  в семье совместной добротворческой  деятельности (помощь окружающим, забота  о близких, старых, больных людях…).

Взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в организации свободного времени учащихся:

- организация кружков, клубов, творческих объединений для учащихся  разного возраста, пола на базе  школы;

- включение учащихся в  деятельность учреждений дополнительного  образования, особенно по видам  творчества, организация которых  затруднена в школе; - взаимодействие  в организации массовых мероприятий;

- взаимодействие организаторов  работы с детьми и внешкольных  учреждений независимо от ведомственной  принадлежности; - координация деятельности  учреждений, организующих работу  с детьми в целях их всестороннего  развития, предупреждения перегрузки, дублирования, формализма (совместное  планирование, составление единого  расписания, совместный анализ и  оценка…). [17;168]

Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:

1 этап – организационный (сентябрь-октябрь):

выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся;

создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);

определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений;·анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

2 этап - непосредственная  организация внеучебной деятельности  учащихся (ноябрь-апрель).

3 этап- подведение итогов (май):·творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);·соотношение  результатов с поставленными  в начале учебного года целями  и задачами (творческая конференция  всех организаторов свободного  времени учащихся).[5;83]

Таким образом, в ходе изучения опыта работы с «неформалами» других людей (Мудрик, Думов), можно четко обозначить линию поведения и работы с неформальными молодежными объединениями.

В зависимости от вида и характера объединения «неформалов» можно выделить три основных направления социально-педагогической работы:

с одной стороны это агитация молодежи, если движение просоциально;

с другой стороны – это разобщение неформальных групп, хотя этот способ коррекции малоэффективен, что доказано практическим опытом;

третье направление- переориентация в первую очередь лидера антисоциального неформального движения, а затем переориентация остальных подростков- «неформалов».

 


Информация о работе Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся