Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп.
Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп
1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп
1.2 Методы исследования малых неформальных групп
Вывод к главе 1
Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении
2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении
2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп
Вывод к главе 2
Глава 3. Особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении
3.1 Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ
3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань
Вывод к главе 3
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.57 Кб (Скачать файл)

Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей.- М.: АПН СССР,1982. - 164с

Карпенко Л.А., Петровский А. В.Краткий психологический словарь.- М.: Просвещение, 1981. - 195с.

Кишкель Е.Н., В.Г.Шипунов. Основы управленческой деятельности: Учеб. для средних спец. учебных заведений.

Кон И.С.. Социология личности. М., 1967, с. 23.

Кофырин Н.В.. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. 1991. № 1. С. 82-86.

Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.

Лапин Н.И. Проблема неформальной группы в "индустриальной социологии" // Социальные исследования. Вып. 2. М., 1968;

Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.

Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х книгах. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1978.- 117с.

Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов педагогических Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982.– 179с.

Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань, 1996.

Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование, 2001. – 456с.

Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшее образование, 2001. – 137с.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988.– 114с.

Фрадкин Ф.А., богомолов Л.И. Неформальные группы. Юношеская субкультура // Введение в педагогическую специальность. Лекции-диалоги. М., 1996

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272с.

Шестаков Д.А.. Влияние социальных ролей на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя //Правоведение.-1976. - № 3. - С. 132 – 136

Эльконина Д.В., Драгуновой Т.В.. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967, с. 304.

Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966, с. 137.

 

Приложение 1

Протокол «социоматрица» к методике Дж. Морено «Социометрия»

 

Кто выбирает

Ф.И. испытуемого

Кого выбирают

Сделанные выборы

всего

 

1

2

3

4

5

6

7

8

+

-

 

Иван А.

 

-

+

-

+

+

 

-

3

3

6

Анастасия Б.

               

0

0

0

Николай Г.

+

-

 

-

+

 

+

-

3

3

6

Исмаил Г.

 

+

   

+

 

+

-

3

1

4

Илья Д.

+

-

+

+

     

-

3

2

5

Иван К.

+

-

 

-

+

 

+

-

3

3

6

Виктор К

 

-

+

 

+

   

-

2

2

4

Сергей Р

               

0

0

0

Полученные выборы

3

1

3

1

5

1

3

0

 

+3

 

0

5

0

3

0

0

0

6

 

-1


 

 

Приложение 2

 

Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина (КОС)

 

1. Много ли у вас  друзей, с которыми вы постоянно  общаетесь?

2. Часто ли вам удаётся  склонить большинство своих товарищей  к принятию им вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит  чувство обиды?

4. Всегда ли вам трудно  ориентироваться в критической  ситуации?

5. Есть ли у вас стремление  к установлению новых знакомств  с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься  общественной работой?

7. Верно ли, что вам  приятнее и проще проводить  время с книгами ли какими-либо  другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо  помехи в осуществлении ваших  намерений, то легко ли вы отступаете  от них?

9. Легко ли вы устанавливаете  контакты с людьми?

10. Любите ли вы организовывать  со своими товарищами различные  игры и развлечения?

11. Трудно ли вы включаетесь  в новую компанию?

12. Часто ли вы откладываете  дела, которые можно сделать сегодня, на другие дни?

13. Легко ли вам устанавливать  контакты с другими людьми?

14. Стремитесь ли вы  добиваться того, чтобы ваши товарищи  действовали в соответствии с  вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь  в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас  не бывает конфликтов с товарищами  из-за невыполнения ими своих  обязанностей?

17. Стремитесь ли вы  при удобном случае познакомиться  с новым человеком?

18. Часто ли в решении  важных дел вы принимаете инициативу  на себя?

19. Раздражают ли вас  окружающие люди и хочется  ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы  обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно  находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас  раздражение, если вам не удаётся  закончить новое дело?

23. Испытываете ли вы  чувство затруднения, чтобы познакомиться  с новым человеком?

24. Правда ли, что вы  утомляетесь от частого общения  с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать  в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете  инициативу при решении вопросов  затрагивающих интересы ваших  товарищей?

27. Правда ли, что вы  чувствуете себя неуверенно среди  незнакомых вам людей?

28. Верно ли, вы редко  стремитесь к доказательству  своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что  вам не доставляет особого  труда внести оживление в малознакомую  вам компанию?

30. Принимаете ли вы  участие в общественной работе  в школе?

31. Стремитесь ли вы  ограничить круг своих знакомых  небольшим количеством людей?

32. верно ли, что вы не  стремитесь отстаивать своё мнение  или решение, если оно не было  сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы  себя непринужденно, попав в незнакомую  компанию?

34. Охотно ли вы приступаете  к организации мероприятий для  своих товарищей?

35. Правда ли, вы не чувствуете  себя достаточно уверенным и  спокойным, когда приходится говорить  что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете  на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас  много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь  в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении  с малознакомыми вам людьми?

40. Правда ли, что вы  не очень уверенно чувствуете  себя к окружении большой группы  своих товарищей?

 

Протокол к методике «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»

№ вопроса

Ф.И. Опрашиваемого

 

Владислав П.

Юрий П.

Екатерина Ш

Дарья Б

Ирина И

Александр Ш

Дарья К

Анастасия И

Евгения П

Ярослав Л

 

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

 

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

 

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

 

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

 

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

 

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

 

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

 

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

 

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

 

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

 

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

 

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

 

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Да

 

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

 

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

 

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

 

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

 

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Да

 

Да

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

 

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

 

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

 

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

 

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

 

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

 

Да

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

 

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

 

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

 

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

ДА

 

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

 

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

 

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Да

 

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

 

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

 

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

 

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

 

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Да

 

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да

Да

 

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

 

Да

Да

Нет

Да

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

 

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да

Нет

Да


 

 

Приложение 3

 

Методика «Исследование конфликтности подростков методом незаконченных предложений» (Сакса-Сиднея)

 

Тест

Отношение к прошлому

Когда я был(а) ребенком...

Когда-то я...

Если бы снова стать ребенком...

Моим самым живым воспоминанием детства является...

Отношение к будущему

Будущее кажется мне...

Надеюсь на...

Наступит тот день, когда...

Когда я буду старым (ой)...

Жизненные цели

Я всегда хотел(а)...

Я мог(ла) бы стать счастливым(ой), если бы...

Моим скрытым стремлениям в жизни...

Больше всего я хотел(а) бы в жизни...

Исследование конфликтности подростков

Отношение к отцу

Думаю, что мой отец редко...

Если бы мой отец только захотел...

Я хотел(а) бы, чтобы мой отец...

Думаю, что мой отец...

Отношение к матери

Моя мать...

Моя мать и я...

Считаю, что большинство матерей...

Я люблю свою мать, но...

Отношение к друзьям и знакомым

Думаю, что настоящий друг...

Не люблю людей, которые...

Больше всего люблю людей, которые...

Когда меня нет, мои друзья...

Отношение к семье

По сравнению с большинством других семей моя семья...

Моя семья обращается со мной...

Большинство известных мне семей...

Когда я был(а) ребенком, моя семья...

Отношение к мужчинам (женщинам)

Идеалом женщины (мужчины) для меня является...

Считаю, что большинство девушек (юношей)...

Считаю, что большинство женщин (мужчин)...

Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)...

Отношение к половой жизни

Когда я вижу женщину вместе с мужчиной...

Супружеская жизнь мне кажется...

Если бы у меня была нормальная половая жизнь...

Моя половая жизнь...

Отношение к школе и учителям

Наш директор школы...

В школе мои учителя...

Когда ко мне приближается мой классный руководитель...

Люди, превосходство которых над собой я признаю...

Отношение к подчиненным

Если бы я занимал (а) руководящий пост...

Если кто-нибудь работает над моим руководством...

Мои одноклассники...

Когда я даю другим поручение...

Отношение к товарищам и одноклассникам

Лучше всего мне работается...

Люди, с которыми я учусь...

Люблю работать с людьми, которые...

Люди, которые учатся или работают со мной...

Страхи и опасения

Знаю, что глупо, но боюсь...

Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь...

Хотелось перестать бояться...

Мои опасения не раз заставляли меня...

Сознание вины

Сделал(а) бы все, чтобы забыть...

Моей самой большой ошибкой было...

Когда я был(а) моложе, то чувствовал(а) себя виноватым(ой), если...

Самое худшее, что мне пришлось совершить, это...

Отношение к себе

Если все против меня, то...

Думаю, что я достаточно способен(на), чтобы...

Моя небольшая слабость заключается в том...

Когда мне начинает не везти, я...

 

Протокол к методике Сакса-Сиднея

Ф.И.

Опрашиваемого

Характеристика отношений подростков


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Владислав П.

+

-

+

-

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

Юрий П.

-

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

+

Екатерина Ш.

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

ДарьяБ.

+

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

-

+

+

-

Ирина И.

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

-

+

-

+

-

ДмитрийК.

-

-

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

+

+

ДарьяК.

+

-

+

-

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

АнастасияИ.

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

-

+

-

+

-

Евгения П.

-

+

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

-

+

+

ЯрославЛ.

+

-

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

+

-

АртемК.

+

-

+

+

+

+

-

-

-

+

+

-

-

+

-

АннаЩ.

+

-

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

+

+

+

АлександрШ.

-

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

-

-

+

-

Информация о работе Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся