Социально-педагогическая работа с малыми неформальными группами учащихся
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 19:51, курсовая работа
Описание работы
Цель данного исследования – выявление особенностей социально- педагогической деятельности (СПД) в малых неформальных группах подростков. Задачи исследования: Провести теоретический анализ литературы по проблеме малых неформальных групп. Изучить структуру и причины формирования малых неформальных групп в образовательном учреждении на примере классного коллектива.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические аспект исследования малых неформальных групп 1.1 Понятие, структура, динамика и классификация малых неформальных групп 1.2 Методы исследования малых неформальных групп Вывод к главе 1 Глава 2. Эмпирический анализ малых неформальных групп в образовательном учреждении 2.1 Эмпирическая характеристика малых неформальных групп в образовательном учреждении 2.2 Факторы возникновения малых неформальных групп Вывод к главе 2 Глава 3. Особенности работы социального педагога с малыми неформальными группами учащихся в образовательном учреждении 3.1 Специфика социально-педагогической работы в современных условиях с МНГ 3.2 Социально-педагогическая деятельность с малыми неформальными группами учащихся в средней общеобразовательной школе №1 имени В.П. Екимецкой г. Рязань Вывод к главе 3 Заключение
К диагностируемым качественным
показателям относят:
подготовленность к совместной
деятельности, которая выражается в ее
эффективности и результативности;
характер, цели, мотивы и направленность
деятельности;
уровень организованности,
сплоченности, устойчивости, конфликтности,
групповой приемлемости; внутригрупповую
структуру; типы общения и отношений;
групповые интересы, потребности
и способы их удовлетворения, нормы и ценности;
способы воздействия на группу. Процедура
диагностики в данном случае может осуществляться
психологом по ходатайству социального
педагога.
К числу методов, которые может
использовать социальный педагог, можно
отнести наблюдение, опрос, социометрические
методики, тесты, анализ продуктов деятельности,
метод экспертных оценок и т.п. Выбор методов
диагностики определяется целью обследования
и ограничениями (по времени, ресурсам,
профессиональной компетентности и т.п.),
учет которых необходим для более точного
измерения.
В деятельности социального
педагога используется паспортизация
подростковых и юношеских групп. Паспорт
неформальной подростковой группы заполняется
в результате анализа бесед с членами
подростковых групп, сопоставления информации,
полученной от разных подростков, после
чего проводится как взаимодополнение,
так и исключение ложной информации (см.
приложение). Возможны методы включенного
наблюдения, предполагающие, что исследователь
по возрасту и характеру поведения особо
не выделяется среди членов неформальной
группы. Следуя опыту деятельности ПДН,
систематизация паспортов подростковых
и юношеских групп может проводиться не
только по критерию направленности, но
и по их территориальной принадлежности,
месту проживания (обучения) лидера.
В программу диагностики группы
включается комплекс методик, предназначенных
для изучения личностных особенностей
лидера (лидеров) данной группы. Лидер
зачастую определяет направленность группы,
ее открытость внешним контактам, возможность
переориентации, коррекции установок
и деятельности группы. Самостоятельным
направлением выступает диагностика социального
окружения, в котором живет и действует
та или иная группа. Внимание концентрируется
на уточнении места и роли группы в структуре
того или иного коллектива, общества в
целом. В рамках проведения диагностических
процедур необходимо особо выделить методы
прогнозирования поведения группы. Цель
прогнозирования - выявить возможные позитивные
моменты в работе с той или иной группой.
Логика рассуждения выстраивается по
следующим позициям: как изменяются интересы
и потребности группы, каковы устойчивость
группы и ее будущность.
Самостоятельным направлением
выступает диагностика социального окружения,
в котором живёт и действует та или иная
группа. На теоретическом и прикладном
уровне диагностика решает проблемы о
том, что изучать, какими методами, как
измерять состояние педагогического процесса
и степень подготовки учащихся, как фиксировать
и использовать результаты. Педагогическая
диагностика, направленная на изучение
процесса и результатов обучения и воспитания,
важна не сама по себе, а как обратная связь
в педагогической системе, для более оптимальной
организации педагогического процесса.
Наука выделяет следующие ее функции:
контрольно-корректировочную, прогностическую,
воспитывающую. Первая, как ясно уже из
сказанного ранее, состоит в получении
данных и корректировке процесса воспитания;
вторая означает предвидение, предсказание,
прогнозирование изменений в развитии
учащихся в будущем; третья состоит в том,
что в процессе диагностирования и в связи
с ним учитель имеет возможность оказывать
воспитательные воздействия на учеников.
Итак, педагогическая диагностика имеет
предметом три области: результаты обучения
в виде оценки знаний, академические достижения
учащихся; результаты воспитания и обучения
в виде социальных, эмоциональных, моральных
качеств личности и групп учащихся; результаты
педагогического процесса в виде психологических
качеств и новообразований личности (последнее
сближает ее с психодиагностикой).
Наиболее приемлемые для практического
использования методы диагностики.
Наблюдение более всего доступно
учителю и дает много сведений об учащихся;
в сущности, любые контакты с учениками
дают возможность наблюдать, однако профессиональное
наблюдение должно быть методически грамотно.
Наблюдение состоит в сборе, описании
фактов, случаев, особенностей поведения
учеников. Методика требует, чтобы была
выделена цель и объект наблюдения - какие
именно качества и особенности изучать,
а также длительность и способы записи
результатов. Наблюдение дает возможность
видеть ученика в естественных условиях.
Анкеты и другие опросные методы дают
разные сведения о личностных качествах,
ценностях, отношениях, мотивах деятельности
учеников. По форме анкеты бывают открытые
(свободный ответ формулирует ученик)
и закрытые (нужно выбрать среди предложенных
ответов).
Беседа, более гибкий способ
опроса, может быть стандартизованной
и свободной. В первом случае заранее сформулированные
вопросы задаются в определенной последовательности,
что легче обрабатывать. Свободная беседа
позволяет варьировать вопросы с целью
получения более точных, развернутых сведений,
но требует известного навыка. Беседуя,
надо не только слышать слова и интонации,
но и видеть невербальные знаки: жесты,
мимику, настроение. [30;56]
Для изучения личностных особенностей
используют также анализ документов (библиотечный
формуляр, медицинская карта), творческих
работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию
используют как для выявления межличностных
отношений в группе, так и для обнаружения
личностных качеств. В психологической
диагностике широкое распространение
получил психодиагностический метод,
представленный тремя типами методик
(тестов). Их особенностью является направленность
на измерение качеств личности, которое
возможно благодаря стандартизации инструмента
измерения, в свою очередь основанной
на понятии нормы. Тесты должны также соответствовать
требованиям надежности и валидности.
Итак, тест - стандартизованное испытание,
"прибор", измеряющий или обнаруживающий
заданные свойства личности. В одной группе
тестов диагностика осуществляется на
основе успешности и способа выполнения
деятельности. Здесь есть тесты интеллекта
и личности, тесты специальных способностей
и тесты достижений. В другой группе - диагностика
основывается на самоописании и сведениях,
получаемых из ответов на серии вопросов,
составляющих так называемые опросники.
Третья группа - проективные методики.
Данные получаются на основе анализа взаимодействия
испытуемого с материалом, в котором он
себя проецирует, обнаруживает особенности
своего восприятия, поведения. Тесты первых
двух групп создаются специалистами и
используются как правило психологами.
Некоторые проективные методики (третья
группа) может использовать классный руководитель.
Слово тест в точном смысле не подходит
к третьей группе тестов - проективным
методикам, поскольку они не ориентированы
на норму и не дают количественных данных.
Вывод к главе 1
Итак, неформальная группа,
прежде всего, поддерживает психологический
комфорт и некие групповые ценности, устанавливающие
социально-психологический тип группы,
ее психологические особенности. Основными
причинами возникновения неформальных
молодежных групп, являются: невозможность
самореализации в кругу семьи, в школе,
колледже, институте или формальных общественных
организациях, отсутствие согласованности
или разногласие, расхождение во взглядах
с родителями и преподавателями. По характеру
социальной направленности спонтанные
группы (компании) можно структурировать
на просоциальные (социально положительные),
асоциальные, стоящие особняком от важных
социальных проблем, и антисоциальные
(социально отрицательные).
Деятельность социального педагога
с неформальными молодежными объединениями
должна быть направлена на развитие просоциальных
групп в образовательном учреждении.
Глава 2. Эмпирический
анализ малых неформальных групп в образовательном
учреждении
2.1 Эмпирическая
характеристика малых неформальных
групп в образовательном учреждении
Психологическое исследование
было проведено в школе №1, в 10 классе.
Целью настоящего исследования было выявление
структуры малых неформальных групп в
классе и их межличностных взаимоотношений.
Для выявления структуры межличностных
отношений в классе проводилось наблюдение
и беседа с классным руководителем. Эти
методики позволили определить лидеров
класса, т.е. тех учеников, которые занимают
благоприятное положение в коллективе.
Для достижения этой цели были
определены следующие задачи:
- изучение литературы
отечественных и западных авторов
по проблемам лидерства;
- выявление малых неформальных
групп учащихся посредством методов
наблюдения и проведения социометрии.
- методика диагностики
межличностных и межгрупповых
отношений (“Социометрия”) (Дж. Морено);
- исследование конфликтности
подростков методом незаконченных
предложений (Сакса-Сиднея);
- Методика «Оценка коммуникативных
и организаторских склонностей»
Б.А. Федоришина;
- анкетирование классного
руководителя подростков и их
родителей для выявления социальной
ситуации развития подростков, их
межличностных взаимоотношений
в семье и в школе, воспитательских
стратегий в семье.
Для диагностики межличностных
и межгрупповых отношений нами была использована
методика “Социометрия” Дж. Морено. Методика
проводилась в десятом классе, численностью
тринадцать человек. Ученикам заранее
раздавалось по два листка, зачитывалась
инструкция, и задавались два вопроса:
на первом листке: кого из класса Вы пригласили
бы на день рождения? На втором листке:
кого из класса Вы не хотели бы видеть
на своем дне рождения? Была выявлена симпатия
и антипатия в группе, а также сплочённость
- разобщённость группы.
По результатам исследования
в классе ярко выраженных лидеров не обнаружилось.
Наибольшее число выборов получил один
ученик, пять человек «за». Аутсайдеров,
трое: двое из них получили два голоса
«за» и один не получил ни одного голоса.
Самое большое количество отвержений
у одного подростка - шесть человек «против»,
и у одной девушки - пять человек «против».
Взаимных отвержений в классе нет. Взаимных
пар шесть. Выявлена одна группировка
по типу «круг», в неё входят шесть учеников.
Три группировки по типу «звезда», в них
входят три ученика.
Данные исследования по методике
«Социометрия» находятся в приложении
№ 1 к курсовой работе.
Выявление индивидуальных особенностей
подростков и их межличностных взаимоотношений,
влияющих на формирование малых неформальных
групп, было продолжено с помощью методики
Сакса-Сиднея «Исследование конфликтности
подростков методом незаконченных предложений».
В результате мы определили наиболее значимые
группы конфликтов, которые определяют
взаимодействие подростков с другими
людьми.
Методика включала 60 незаконченных
предложений, которые были разделены на
15 групп, характеризующих отношения подростков
к родителям, друзьям, классному руководителю,
директору школы, к своему прошлому будущему
и т.д. После чего результаты были собраны
и проинтерпретированы следующим образом:
для каждой группы предложений вводится
характеристика «отсутствие конфликта»
(-) и «наличие конфликта» (+). Если предложение
содержит отрицательный смысл. Потом были
подсчитаны общее количество минусов,
если из четырёх предложений три или четыре
высказывания имели отрицательную окраску,
то конфликт на лицо.
Сводные показатели по результатам
диагностики конфликтности отражены в
Таблице 1.
Таблица № 1. Сводная
таблица результатов исследования конфликтности
подростков методом незаконченных предложений
Сакса- Сиднея (N = 13 человек)
Группы конфликтов
Отношение к прошлому
Отношение к будущему
Жизненные цели
Отношения с отцом
Отношения с матерью
Отношение к друзьям
Отношения с семьей
Отношение к муж/жен
Отношение к пол. жизни
Отношение к школе и учителям
Отношение к подчиненным.
Отношение к товарищам, одноклассникам
Страхи и опасения
Сознание вины
Отношение к себе
Наличие конфликтов
8
4
11
3
11
9
4
4
4
9
8
4
4
13
4
Наиболее значимыми конфликтными
ситуациями для подростков являются –
«сознание вины» (13), «жизненные цели»
(11) и «отношение с мамой» (11).
Это может свидетельствовать
о возрастном становлении подростков,
которое сопровождается переосмыслением
прошлых поступков и жизненных приоритетов
с новых позиций. На фоне острых переживаний
осознания вины, прошлого поведения (у
100%) респондентов, только у 4 подростков
обнаруживается внутриличностный конфликт
в отношениях с самим собой. В этой связи
социально- педагогическая работа должна
быть направлена на развитие самосознания
подростков, понимание ими себя, своих
мотивов и ответственности за свое поведение.
Примером такой деятельности могут быть
индивидуальные беседы и социально-психологические
тренинги (коммуникативной компетентности,
личностного роста, навыков конструктивного
поведения в конфликте), к проведению которых
можно привлечь социально-педагогическую
службу школы. А также выстраивание взаимодействия
подростков во внеучебной деятельности,
делегирование им полномочий в школьном
самоуправлении.
Несмотря на то, что у подавляющего
числа респондентов конфликтные отношения
с матерью, отношения с семьей в целом
и с отцом не являются такими острыми.
Таким образом, социально-педагогическая
работа с этой группой должна быть построена
с учетом выявленных особенностей. Приоритетной
должна стать профилактическая консультативная
работа с матерями подростков.
Для выявления коммуникативных
и организаторских склонностей лидеров
была использована анкета Б.А. Федоришина.
Ученикам выдавались заранее приготовленные
листы ответов, и зачитывалась инструкция
честно и быстро ответить на все предложенные
вопросы. В результате обработки результатов
удалось выявить лидеров с коммуникативными
и организаторскими склонностями. Можно
сделать вывод, что испытуемых, получивших
оценку 5, в классе 6 человек. Они обладают
очень высоким уровнем проявления коммуникативных
склонностей. Большинство учащихся не
склонны к организаторской деятельности.
Испытуемые, получившие оценку 1 (4 ученика),
характеризуются низким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2 (3 ученика),
коммуникативные и организаторские склонности,
присущи на уровне ниже среднего. Они не
стремятся к общению, чувствуя себя скованно
в новой компании, коллективе, предпочитают
проводить время наедине с собой, ограничивая
свои знакомства, испытывают трудности
в установлении контактов с людьми и в
выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются
в незнакомой ситуации, не отстаивают
своё мнение, тяжело переживают обиды,
проявление инициативы в общественной
деятельности крайне занижено, во многих
делах они предпочитают избегать принятия
самостоятельных решений. Испытуемые,
получившие оценку 4 (4 ученика), относятся
к группе с высоким проявлением коммуникативных
и организаторских склонностей. Они не
теряются в новой обстановке, быстро находят
друзей, постоянно стремятся расширить
круг своих знакомых, занимаются общественной
деятельностью, помогают близким, друзьям,
проявляют инициативу в общении, с удовольствием
принимают участие в организации общественных
мероприятий, способны принять самостоятельное
решение в трудной ситуации. Всё это они
делают не по принуждению, а согласно внутренним
устремлениям. Испытуемые, получившие
высокую оценку 5 (2 ученика), обладают очень
высоким уровнем проявления коммуникативных
и организаторских склонностей. Они испытывают
потребность в коммуникативной и организаторской
деятельности, активно стремятся к ней,
быстро ориентируются в трудных ситуациях,
непринуждённо ведут себя в новом коллективе,
инициативны, предпочитают в важном деле
или в создавшейся сложной ситуации принимать
самостоятельные решения, отстаивают
своё мнение и добиваются, чтобы оно было
принято товарищами, могут внести оживление
в незнакомую компанию, любят организовывать
всякие игры, мероприятия, настойчивы
в деятельности, которая их привлекает.
Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли
их потребность в коммуникации и организаторской
деятельности.