Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить теоретические основы влияния семейных взаимоотношений на социализацию ребенка в обществе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность, характер семьи как социальной системы;
- Определить роль семьи в социализации ребенка;

Файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 70.99 Кб (Скачать файл)

   Введение

 

Актуальность темы курсовой работы обусловлена рядом причин. Во-первых, семья, во все времена, являлась одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень  их отзывчивости, наличие эмоциональных  связей и отношений привязанности  оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и  в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений  с другими людьми.

Во-вторых, в последнее время возрастает роль изучения проблем супружеских взаимоотношений в семье и их роль в социализации ребенка не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время проблемам воспитания и социализации ребенка в семье и обществе посвящен ряд работ многих авторов. Это работы В.П. Зацепина, В.А. Сысенко, Т.С. Яценко, С.И. Голода, психология семейных отношений С. В. Ковалева, теории воспитания детей Й. Лангместера и З. Матейчика и других.

Цель  работы – определить теоретические  основы влияния семейных взаимоотношений на социализацию ребенка в обществе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- Раскрыть сущность, характер семьи как социальной системы;

- Определить роль семьи в социализации ребенка;

- Исследовать социально-педагогические подходы к проблеме влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

Объектом исследования курсовой работы выступает семья, как институт социализации ребенка.

Предмет: факторы и условия семейного воспитания, оказывающие влияние на социализацию личности.

В процессе работы применялись общенаучные методы: анализ теоретических подходов к проблеме супружеских взаимоотношений; диагностические методы; тестирование, анкетирование.

 

   1 Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений

    1. Сущность понятия «семья»

 

Семья - это малая группа, основанная на браке или кровном  родстве, члены которой связаны  общностью быта, взаимной помощью  и моральной ответственностью.

Испокон веков семья являлась значимой частью жизни человека, фундаментом  его практической деятельности, основой  эволюции мироздания. Трудно переоценить  социальное значение семьи как первичного института социализации личности, в  неразрывной связи с которым  человек нуждается на протяжении всей своей жизни.

Существует несколько  определений семьи. Во-первых, семья это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [5, 272].

Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

Семья - это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач - поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому [10, 176].

 

 

    1. Современная семья как социальная система

 

Семья является первой и  главной социальной группой, которая  активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются  естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти  связи очень важны, ибо они  определяют особенности психики  и первичную социализацию детей  на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья  оказывает влияние в целом  на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит  в постепенном введении ребенка  в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту  функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями  ребенка.

Воспитание детей в  семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей [2, 236].

Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

В педагогике существуют классификация  семей не только по составу, но и  по характеру взаимоотношений в них.

Под семейным воспитанием  в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной  близости, любви, заботе, уважении и  защищенности ребенка и содействующее  созданию благоприятных условий  для удовлетворения потребностей в  полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается      и    в каждом конкретном случае проявляется по-разному [17, 214].

В качестве основных принципов  семейного воспитания можно выделить следующие:

-гуманность и милосердие к ребенку;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

- открытость и доверительность отношений с детьми;

- оптимистичность взаимоотношений в семье;

- последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;

- оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

- социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

 

 

    1. Проблемы современной семьи

 

Проблемы современной  семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что, во-первых, семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи все больше употребляются такие термины как «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это нормальное развитие событий, и тревожится по этому поводу, нет никаких оснований.

И все же оснований для  тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно  находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать  в широком плане являются общие  глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые  ведут за собой расшатывание «семейных  устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального  института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской  власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.

В годы реформ произошло  резкое снижение этого статуса. Оказались  подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного  образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой  независимости. За последние полтора-два  десятилетия произошло серьезное  сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте [8, 193].

Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Для простого замещения поколения родителей их детьми необходимо, чтобы этот коэффициент составлял 2,15 -2,17. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численности населения сохранится. Как свидетельствуют исследования, на репродуктивный выбор супругов влияют, прежде всего, такие факторы как внутрисемейные отношения, материальные возможности, жилищные условия, национальные традиции, здоровье супругов. Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе [24, 162].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2 Роль семьи в социализации ребенка

 

   2.1 Семья как социальная ячейка общества

 

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье  растет ребенок, и с первых лет  своей жизни он усваивает нормы  общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей  семье все то, что было в семье  его родителей.

В семье регулируются отношения  ребенка к окружающему, в семье  он получает опыт нравственности, моральных  норм поведения.

Семья рассматривается как  самая малая ячейка общества, как  социальная ячейка. От состояния семьи  зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны  духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и  уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние  семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как  ребенок приучен к труду и  как подросток выберет профессию  и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку»  общества немало зависит экономическое  состояние общества [30, 288].

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости  от ее культурного, социального и  духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи - все зависит от социальной политики государства.

Социализация в семье  зависит от состава семьи. Сегодня  нет больших семей, в которых  живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в  семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние  семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых  крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.

Классическая формула  - семья как социальный институт - определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

При заключении брака составляется брачный договор, который регламентирует имущественные отношения супругов в рамках законодательства. Для вступления в брак необходимо обоюдное согласие.

Информация о работе Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений