Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить теоретические основы влияния семейных взаимоотношений на социализацию ребенка в обществе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность, характер семьи как социальной системы;
- Определить роль семьи в социализации ребенка;

Файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 70.99 Кб (Скачать файл)

В чем особенность существующего  брака в нашей стране.

-Единобрачие, каждый гражданин  может состоять в одном браке.

-Существующая свобода  развода находится под контролем  государства.

-Обязанность воспитания  детей.

-Материальная и моральная  поддержка членов семьи.

-Охрана государством  материнства и детства [25, 95].

Семья - это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:

-вступление в брак;

-рождение первого ребенка,

-окончание деторождения (последний ребенок);

-«пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

-прекращение семьи со  смертью одного из супругов.

Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал, и в которой он живет сейчас.

Семья - это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.

Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.

Одним из условий существования  семьи являются взаимоотношения  в семье. Как рождаются и воспитываются  дети, как ведется хозяйство, как  удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.

Взаимоотношения в семье  зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников [13, 461].

Развитие семьи проходит несколько стадий.

Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия - рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия - когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Забота о престарелых или больных родителях - главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.

Шестая стадия - заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений. Социальный работник чаще всего сталкивается с конфликтом поколений в этой семье, когда родители противопоставляются детям, дети - родителям, безработные - работающим, работающие - пенсионерам. Задача социального работника - обращать внимание на отношения в семье, помочь найти взаимопонимание, сотрудничество поколений [9, 160].

Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который  зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность  каждого члена семьи и семьи  в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи - труд всех взрослых.

Создание такой семьи - это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.

На отношения внутри семьи  влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни.

 

 

   2.2 Процесс социализации личности ребенка

 

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются  основы нравственности человека, формируются  нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду  жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:

Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).

Социально-культурный - образовательный  уровень родителей, их участие в  жизни общества.

Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.

Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Понятие «социализация» характеризует  в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы  знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие  культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяют  функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Существуют разные точки зрения на социализацию. В соответствии с одной из них, процесс социализации означает включение природно-биологического индивида в нормальную социальную среду, в результате чего происходит очеловечивание животноподобного человеческого существа. В традиционной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате, которого вырабатывается активная жизненная позиция личности.

Важно иметь в виду, что  социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия в социальной среде, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия - период активного становления  индивида как общественного существа - занимает около трети жизни. Вторая стадия - период развития сложившейся  личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе [16, 319].

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

   2.3 Социализирующие функции семьи

 

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности  на том или ином возрастном этапе  играет семья. Поэтому ограничимся  несколькими аспектами.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и  подростковом возрастах ее влияние  остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции  уменьшается.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это  влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс  половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие  образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.

В-третьих, семья играет ведущую  роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.

В-четвертых, семья имеет  важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.

В-пятых, в семье формируются  фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а  также определяющих его стиль  жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и  способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую  роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что  ее одобрение, поддержка, безразличие  или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему  или мешают искать выходы в сложных  ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять  в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и  способы того и другого [29, 228].

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит  то, каким содержанием наполняется  в них социализация, каковы ее результаты. Так, социализация в большой группе семей имеете явно антисоциальные характер и результаты. По некоторым данным, до 25% семей в нашей стране вообще не в состоянии позитивно социализировать  детей, а до 15% - формируют правонарушителей.

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая  проявляется не только в психических  заболеваниях или дебильности, но и  в полной эмоциональной выхолощенности, приводящей к социальной дезадаптации. И наконец, сегодня, распространилось стремление сбывать детей с рук. В редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве.

Итак, в любой семье  человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Семья является ячейкой первичной  социализации, в процессе которой  новое поколение, пришедшее на смену  старому, способно научиться выполнять  определенные социальные роли.

   3 Социально-педагогическая помощь в формировании супружеских взаимоотношений в семейном воспитании ребенка

 

   3.1 Социально-педагогические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

 

В жизни каждого человека семья  является первой устойчивой группой  родных и близких людей, играющих главенствующую роль, первой ступенькой становления его самосознания. Здесь  ребенок приобретает умения и  навыки в общении, здесь закладывается  нравственный облик и профессиональное самоопределение.

Информация о работе Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений