Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить теоретические основы влияния семейных взаимоотношений на социализацию ребенка в обществе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность, характер семьи как социальной системы;
- Определить роль семьи в социализации ребенка;

Файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 70.99 Кб (Скачать файл)

В основе любых человеческих отношений  лежит любовь. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребенка, подарить ему  физическую жизнь, надо суметь открыть  ему пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, ко всему  тому, что составляет источник духовного  характера и истинного счастья.

Родительская любовь должна строиться  на понимании и уважении личности ребенка, желании понять и оценить  мир его глазами.

Именно в семье зарождаются  основы общения ребенка с окружающими  людьми, формируется характер, закрепляются правила поведения. Современные  исследования показывают, что у работающих родителей на воспитание детей ежедневно  остается в среднем 17 минут. И чаще всего родители тратят их на проверку уроков или чтение нотаций.

Листая страницы истории, убеждаемся, что в народной педагогике никогда  не отводилось специального времени  на воспитание в семье. Во все времена  воспитывали образом жизни, образом  мысли.

Нет таких родителей, которые бы сознательно добивались того, чтобы  их ребенок рос черствым и грубым. Безусловно, они все в силу своих возможностей занимаемся воспитанием, но не всегда получается так, как им хотелось бы. Часто родители слишком торопятся укорять своих воспитанников в неблагодарности, а у них эти слова вызывают лишь агрессию [23, 247].

Семейное воспитание - это не мораль и нотации, а постоянное общение  с ребенком при условии соблюдения общечеловеческой морали. «Величайшая  ошибка, какую только можно сделать  в деле воспитания - чересчур торопиться» - сказал известный педагог прошлого Руссо. Кто не может взять лаской, не сможет взять и строгостью.

Принципиально важно знать родителям  то, что ребенок с самого рождения исключительно эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние  определяется тем, как он видит свой мир: своих родителей, свой дом, самого себя. Если его мир враждебный, отталкивающий, не любящий, то тревожность влияет на его речь, поведение, способность  общаться и учиться. Своим поведением ребенок постоянно спрашивает родителей: « Вы меня любите?». И ответ для  него исключительно важен. Он должен диктоваться не только чувством безусловной  любви, но и поведением родителей, проявляющих  в своих поступках безоговорочную любовь.

Второе принципиально важное для  родителей понятие: каждый ребенок  имеет эмоциональный резервуар. Иначе говоря, у него есть определенные эмоциональные потребности, и то, насколько эти потребности ежедневно удовлетворяются (через любовь, внимание, понимание), определяет многое в поведении ребенка (послушный, капризный, веселый). Естественно, чем полнее эмоциональный резервуар, тем положительнее и лучше поведение. Ответственность за всё это несут родители. На данный момент, существует множество методик для определения влияния супружеских отношений на воспитание ребенка в семье (Приложение А).

Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают. Безоговорочная любовь отражается безоговорочно, а  условная любовь и возвращается условно (например, ребенок только иногда делает то, что от него хотят родители, когда  они выполняют его требования).

Не получая пристального внимания от родителей, дети излишне тревожатся, чувствуют, что все на свете важнее для родителей, чем дети, поэтому  отстают в эмоциональном, психическом  развитии, хуже контактируют со сверстниками и более замкнуты [15, 76].

Иногда взаимоотношения между  родителями и детьми перерастают  в битву противостояния воли и  характера. Прежде чем наказать ребенка, родители должны разобраться, что неправильно  в их взаимоотношениях и чего они  могут ожидать и требовать  от своего ребенка. Надо всегда помнить, что недостаток твердости у родителей  и незнание границ, а вовсе не любовь и нежность вырабатывают у  нас вседозволенность. Для более детального исследования влияния супружеских отношений на развитие ребенка используются следующие методы: беседа, анкетирование, тестирование         (Приложение Б).

Как обычно встречают родители своих  детей из школы. Скорее всего, они  задают вопрос: «Какие оценки принес?»  или « Двоек не нахватал?», а  если задать более нейтральные, не оскорбительные вопросы типа «Как прошел день?», « Что хорошего в школе?». Эти вопросы позволяют самим детям определять, что им рассказать, не прибегая к уловкам и лжи. Кстати сказать, детская ложь, связанная с оценками, объясняется страхом перед наказанием или нежелание огорчать родителей. Представьте, дети лгут, терпят наказание, оберегая родителей.

Бесспорно, нелегко дается воспитание. Но не стоит откладывать на потом  налаживание отношений, и чем  порочнее они станут, тем спокойнее  будет в семейном доме. Каждую минуту общения с ребенком стоит помнить, что решающую роль в воспитании все  же играет личный пример родителей: если в семье царит вера друг в друга, если родители поддерживают друг друга, радуются и огорчаются друг за друга - дети заражаются этим духом и им успешно дается трудная наука  побеждать в жизни.

Говоря с детьми, они говорят  о себе и о своем, о том, что по их мнению хорошо, а что плохо. Причем родители это делают с таким нажимом, что результат бывает прямо противоположным тому, какой они ожидают. А если зайти с другой стороны? Поговорить с детьми на равных, дать понять, что старшие любят и уважают их мнение.

Нужно помнить, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, и родители пример тому». Эту истину знают все, но почему-то предпочитают ее забывать [21, 192].

Родители должны уважать в своем  ребенке личность, стараться прививать  любовь к себе на основе дружбы и  взаимопонимания. В родителях дети должны видеть не диктатора, а нежно  любящего, заботливого друга и  наставника в жизни.

   3.2 Памятка для родителей

Чтобы воспитать человека необходимо:

- Принимать ребенка таким, каков  он есть, чтобы при любых обстоятельствах  он был уверен в неизменности  вашей любви к нему.

- Стремиться понять, о чем он  думает, чего хочет, почему ведет  себя так, а не иначе.

- Внушать ребенку, что он все  может, если только поверит  в себя и будет работать.

- Понимать, что в любых проступках  ребенка следует винить, прежде  всего, себя.

- Не пытаться «лепить» своего  ребенка, а жить с ним общей  жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

- Чаще вспоминать, какими были  вы в возрасте вашего ребенка.

- Помнить, что воспитывают не  ваши слова, а ваш личный  пример.

При воспитании ребенка ни в коем случае нельзя:

- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

- Относиться к ребенку как  к сбербанку, в который родители  выгодно вкладывают свою любовь  и заботу, а потом получают  ее обратно с процентами.

- Ждать от ребенка благодарности  за то, что вы его родили  и выкормили, он вас об этом  не просил.

- Использовать ребенка как средство  для достижения пусть самых  благородных (но своих) целей.

- Рассчитывать на то, что ваш  ребенок унаследует ваши интересы  и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

- Относиться к ребенку как  к неполноценному человеку, которого  родители могут по своему усмотрению  лепить.

- Перекладывать ответственность  за воспитание на учителей, бабушек  и дедушек [31, 261].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение

 

Изучив материалы курсовой работы, можно сделать вывод, что новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья - агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация - процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой  составной частью общества. И жизнь  общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами, как  и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит  из людей, которые являются отцами и  матерями в своих семьях, а также  их детей. В этой связи очень важны  роли отца и матери в семье, а в  частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих  детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и  людям, зависит то, каким будет  общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра  и справедливости

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия - период активного становления  индивида как общественного существа - занимает около трети жизни. Вторая стадия - период развития сложившейся  личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе.

Семейная социализация ребенка  имеет решающее значение для становления  семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание  обзавестись в будущем своей  семьей.

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью интегрального  социального статуса.

Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия в социальной среде, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Список использованных источников информации:

 

  1. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- № 3.- С.65-69.
  2. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. - пед. очерки. // - М., 2002. - 236с.
  3. Беглор Т.В.  В интересах ребёнка. // Школьный психолог 2009.-№40.- С.18-20.
  4. Бодалев А.А. Популярная психология для родителей // – М.:Педагогика, 2006. -256с.
  5. Голод С.И. "Семья и брак" // - С. Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 2006. -272с.
  6. Дубровина  И.В. Практическая психология образования  // Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ "Сфера", 2004. – 528с.
  7. Жук А.И., Казимирская И.И., «Основы педагогики: учебное пособие для вузов» // - Мн.: Аверсэв, 2003. -183с.
  8. Ковалев С. В. Психология современной семьи. // – М.:Педагогика,  2008.- 193с.
  9. Ковалев С.В. "Психология семейных отношений" // М.:Педагогика, 2007.- 160с.
  10. Королев Ю.А. "Супруги, родители, дети" // – М.: Юрид. лит., 2005.- 176с.
  11. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста  // - Иркутск, 2003. - 108 с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология // – М., 2007. – 246с.
  13. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие. // М.: Аспект Пресс,2006. - 461 с.
  14. Осипова А.А. "Общая психокоррекция": Учебное пособие для студентов вузов //. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 512 с.
  15. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя  // - М.: Просвещение, 2003.- 76с.
  16. Павлова Н.В., Зенченко В.А. Социология. Учеб. пособие. // - М.: БГПУ,2002. -319с.
  17. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. // – М., 2005.        - 214с.
  18. Подласый И.П. «Педагогика. Новый кур» Учебник для пед. спец. вузов. В 2 кн. // - М.: ВЛАДОС. – 2007. -281с.
  19. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования  // – М., 2004. – 196с.
  20. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). // - М.:2002.    - 256с.
  21. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // – М., 2002. – 192с.
  22. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений // – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
  23. Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви // - М.: Педагогика, 2006, - 247с.
  24. Сысенко В.А. Супружеские конфликты // - М., 2006. - 162с.
  25. Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия //  – М.-2005 – 95с.
  26. Усманов В.С. Семейная психотерапия сост. Э.Г. Эйдемиллер  // – М., 2003.- 352 с.
  27. Фролов В.Г. Психология подростка // – М., 2007. С. 275-276.
  28. Шевандрин Н.И. "Психодиагностика, коррекция и развитие личности" //   - М.- 2004. - 273 с.
  29. Шнейдер Л.Б. "Основы семейной психологии": учеб. Пособие – 2-е изд., // - М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЕК"; 2005. - 228с.
  30. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей // - ВЛАДОС, 2004. -288с.
  31. Чечет В.В. « Педагогика семейного воспитания». Учебное пособие для вузов. // Мн. «Верасень», 2006. -261с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение А

 

   Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

 

Для выявления влияния супружеских  взаимоотношений на воспитание ребенка  в семье используется множество методик: тестирование, анкетирование беседа и т.д.

Тест "Кинетический рисунок  семьи" (КРС).

Тест позволяет  выявить отношение ребенка к  членам всей семьи, семейные отношения. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом  в 1972 г. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем–то заняты ". Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение Б

 

   Опросник анализа семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера

 

Опросник анализа  семейного воспитания Э. Г. Эйдемиллера позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции  – сколько сил, времени уделяют  родители воспитанию ребенка:  1) гиперпротекция (чрезмерная); 2) гипопротекция (недостаточная)

2. Степень удовлетворения  потребностей – в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных: 1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка); 2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению "потребностей" ребенка).

3. Уровень требовательности  к ребенку в семье. Они выступают  в виде обязанностей, запретов, наказаний: 1)чрезмерность требований-обязанностей  представляет риск психотравматизма; 2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу; 3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации ; 4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера; 5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения; 6) минимальность санкций – упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний.

Информация о работе Социально-педагогический аспект семейных взаимоотношений