Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление -- так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы

1.1 Проблемы социального сиротства

1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.2 Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги

3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужский области

3.2 Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социальная защита.doc

— 439.34 Кб (Скачать файл)

 

3. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

 

4. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

 

5. Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

 

6. Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

 

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

 

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

 

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

 

1. Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

 

2. Нормативные правовые акты Федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законом порядке.

 

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных законов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ [28 с. 41], [29 с. 32]

 

 

2.2 Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации и последствия содержания детей в сиротских учреждениях.

 

 

Существенной государственной поддержкой для детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа в возрасте до 23 лет является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования. Этим законом установлены льготы, обеспечивающие реализацию таких важных прав, как право на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, а также права на труд [42 с. 26].

 

Так, согласно ст. 6 упомянутого закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на бесплатное обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

 

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

 

бесплатное получение первого и второго начального профессионального образования;

 

полное государственное обеспечение до окончания ими государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования всех типов.

 

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

 

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

 

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении [29 с. 35]

 

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана или перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сбербанка Российской Федерации денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения указанного имущества.

 

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

 

В целях социальной защиты воспитанников детских домов в Типовом положении об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1995 г.), администрации учреждения предоставляется право разрешить воспитаннику проживание в нем сроком до 1 года. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в среднем специальном учебном заведении, содержатся там на полном государственном обеспечении по нормам детского дома до окончания учебы. Выпускник, направленный на работу, в течение шестимесячного производственного обучения может оставаться в детском доме, а имеющие хронические недостатки и хронические заболевания выпускники могут проживать в нем дольше, но не более года. Предусматривается также возможность для учащихся высших и средних учебных заведений -- бывших воспитанников -- приезжать в свой детский дом, где их зачисляют на питание на срок не более 2 недель [28 с. 45].

 

Ст. 7 Федерального закона № 159-ФЗ устанавливает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении; на бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, на оплату проезда к месту лечения и обратно.

 

Большое значение для этой категории детей имеют дополнительные гарантии права на жилье (ст. 8 закона № 159-ФЗ). Дети, имевшие закрепленное за ними помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания их в воспитательных образовательных учреждениях всех видов, службы в Вооруженных Силах, а также отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующих учреждениях [42 с. 28].

 

Дети, не имеющие закрепленной за ними жилплощади, по возвращении из всех указанных выше учреждений должныбыть обеспечены вне очереди равноценной ранее занимаемой ими жилплощадью не ниже установленных норм.

Трудоустройство выпускника интернатного учреждения -- один из сложнейших вопросов, которые приходится решать государственным службам.

 

Согласно Закону Российской Федерации «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. №1032-1, органы службы занятости обязаны оказать выпускнику содействие в устройстве на работу и при этом не только проинформировать об имеющихся вакансиях, но и дать необходимые консультации, помочь сориентироваться, а если он не может найти подходящую работу, бесплатно направить его для профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Выпускник должен быть признан безработным не позднее чем через 11 дней с момента подачи документов.

 

Согласно ст. 9 Федерального закона № 159 указано, что при обращении детей-сирот в возрасте от 14 до 16 лет в органы государственной службы занятости населения им должны быть обеспечены профессиональная ориентация, диагностика их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья, профессиональная подготовка и трудоустройство в течение б мес.

 

Если ребенок-сирота (а также лицо в возрасте до 23 лет, ставшее сиротой или оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет) впервые ищет работу и регистрируется в государственной службе занятости в качестве безработного, пособие по безработице ему выплачивается в течение б месяцев в размере среднего уровня заработной платы, сложившегося в данной области, крае.

 

При ликвидации организаций, сокращении штатов работодатели обязаны высвобождаемым работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

 

Министерством труда Российской Федерации принято постановление от 6 февраля 1995 г. № 9 «Об утверждении рекомендаций по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», которое предусматривает первоочередное устройство детей-сирот, освобожденных из колоний и закончивших учебно-воспитательные учреждения. Несовершеннолетних (до 18 лет) трудоустраивает учебное заведение (детский дом, школа-интернат) или специалист по охране детства.

 

Выпускники интернатных учреждений при трудоустройстве имеют льготы. За счет средств предприятия, учреждения, организации любой формы собственности они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием, а также единовременным денежным пособием в сумме двух минимальных размеров оплаты труда. Однако взамен одежды, обуви и оборудования по желанию выпускников им может выдаваться или перечисляться на их счет в Сбербанке России денежная компенсация. При трудоустройстве после окончания ПУ, техникума, вуза за счет средств учебного заведения ребенок-сирота получает единовременное пособие в размере не менее пяти минимальных размеров оплаты труда.

 

Проведенные исследования показывают, что многие выпускники интернатных учреждений не имеют сведений о правах, в том числе и о льготах, которые им предоставляет государство [9 с. 117].

 

Продолжающееся содержание тысяч детей в учреждениях России из года в год отражает неизменность той точки зрения, что эта форма является хорошим способом воспитания детей и обеспечивает их полноценное развитие. Однако последствия такого воспитания явно неудовлетворительны.

 

Жизненный путь ребенка в интернатном учреждении в значительной мере предопределен и стабилен на всем протяжении от поступления до выпуска. Негативное влияние воспитания в этих учреждениях на психическое развитие детей признается многими. Жизнь в условиях материнский депривации формирует особый тип личности. Эти дети не хуже и не лучше воспитывающихся в семье, это просто другие дети. Ученые говорят о своеобразном, нетипичном пути развития «интернатных» детей, «особой личности направленности, которая будучи последовательно реализованной до конца, может на последующих возрастных этапах привести к формированию специфичной «закрытой» личности»[5 с. 67]

 

Процесс социальной адаптации сирот-выпускников можно скорее охарактеризовать как дезадаптивную. Выпускники интернатных учреждений чаще своих сверстников, проживающих в семьях, оказываются участниками или жертвами преступлений, испытывают трудности в создании семьи, поисках работы (и легче ее теряют), более склонны к делинквентному поведению, чаще становятся жертвами суицида. Изменение социально-экономических условий в стране привело к еще большему обострению проблемы постинтернатной адаптации выпускников.

 

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в развитии и в большинстве случаев покидают учреждения плохо подготовленными к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений. Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и выбывших из них, показал, что 85% таких детей планируют получить рабочие профессии и лишь 10% думают о получении среднего или высшего образования. В качестве иллюстрации негативного воздействия содержания в детских учреждениях на способности детей можно привести тот факт, что примерно 63 тыс. (или 35%) из 180 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей, содержались в специальных учреждениях для детей-инвалидов [41 с. 253].

Информация о работе Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей