Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:49, реферат
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление -- так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение
Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги
3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужский области
3.2 Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги
Заключение
Список используемой литературы
Проанализировав опыт работы «Детского дома №3 г.Калуги» можно сделать выводы, что значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с воспитанниками, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома, принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе, участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях, посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии, трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но этого не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовывалась социальная адаптация детей-сирот.
В ходе проделанной работы цель, поставленная во введении была достигнута. Для этого были решены задачи: исследование проблемы социального сиротства; изучение государственная система устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; анализ особенностей организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; рассмотрение нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявлены пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях; исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3 г. Калуги».
Изученная теоретическая база и проведенные исследования дают почву для размышления о необходимости совершенствования законодательной базы. Проблема сиротства остается наиболее актуальной для современной России, т. к. это явление в современных социально-экономических условиях приобрело широкие масштабы и новые качественные характеристики. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей относятся к одной из тех групп населения, которая требует наибольшего внимания со стороны государства и общественности.
Список используемой литературы:
1.Алексеева Л. С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. - М., 2001 г. 176 с.
2.Антонов А., Агильдиева Е. Демографические процессы России и проблемы семьи. - М ., 1997.
3.Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России. - М., СОЦИС. - 2002. - № 10. - 16 с.
4.Балцевич В.А. Семья и молодежь: Профилактика отклоняющегося поведения. Минск: Университет. 1989. - 142 с.
5.Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. - 2007 г. - 176 с.
6.Бобылева И. А. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье. - М.: СЛОВО. - 2002 г. - 274 с.
7.Васильев Б. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б. Н Васильев // Социальное обеспечение. 2001. № 3. - с. 8.
8.Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика; - М., 1999г.
9.Владимирова Н. В., Спаньярд Х. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. - М., 2007 г.
10.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (ООН, 1990). Положение детей в мире. -- М., 1991.
11.Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М., 2001 г.
12.Галагузова М. А. Социальная педагогика; курс лекций. - М., 2000г.
13.Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот.- М., 2003 г.- 263с
14.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 2000 г.
15.Зарецкий В., Дубровская М., Ослон В., Холмогорова А. Пути решения проблемы сиротства в России. М. - 2002 г.
16.Иванова Н.П. Критерии готовности выпускников к профессиональному самоопределению. - М., - 2006 г.
17.Клемантович И.П. Социальная защита детей в России. -- М., 1988
18.Кодекс РФ об административных правонарушениях. По сост.на 20.03.08г. - М.: Проспект, 2008. - 336с.
19.Колпакова О. П. Использование инновационных социальных технологий реабилитации детей в летний период. - Социальное обеспечение. 2002. - № 10. - с. 5.
20.Конвенция ООН о правах ребенка.
21.Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003 г.
22.Михайловская И.Б., Вершинина Т.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., Просвещение,1990, - 143 с.
23.Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96.
24.О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2009 г. - М., Минтруда России - 2009 г.
25.О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования РФ. 19.08.99.
26.Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М.: Генезис - 2006 г. - 368 с.
27.Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности - М.:Дашков и Ко - 2005. - 236с.
28.Положений детей в Российской Федерации. Государственный доклад 1995 г. - М., 1996.
29.Положение детей в Калужской области - Калуга - 2008 г.
30.Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. № 829 "О приемной семье"
31.Права ребенка: Сборник документов и. статей. -- М., 1990.
32.Президентская программа "Дети России".
33.Российская газета № 22 февраль 2007;
34.Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях. - М., 2003 г.
35.Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. -- М., 1997
36.Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2003 г.
37.Семейный Кодекс Российской Федерации. - М., 2000 г.
38.Семенова Г. В. Дети-сироты в России. - М., 2002 г.
39.Состояние проблемы выявления и устройства детей, оставщихся без попечения родителей, в 2003 году. - Вестник образования России. - 2004. - Август.
40.Специальный выпуск Вестника Университета РАО с материалами международной конференции по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации / Под ред. Г.В. Семья. М., 2004. № 4
41.Теория и методика социальной работы/Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1995. - 309с.
42.Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (№159-ФЗ от 21.12.96г.)
43.Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (№124-ФЗ)
44.Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (№ 44-ФЗ от 16.04.2001 г.)
45.Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
46.Холостова Е. И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
47.Шохина Е.А., Кириллина В.Н. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России // Современные проблемы социальной политики, М., 2006. - 324 с.и детям, оставшимся без попечения родителей" width="552" height="127" />