Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:49, реферат
Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление -- так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Введение
Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги
3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужский области
3.2 Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги
Заключение
Список используемой литературы
ГОУ «Детский дом №3 г. Калуги» - образовательное учреждение семейного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое осуществляет их подготовку к самостоятельной жизни.
Детям созданы все условия, как в детском доме, так и вне стен, при которых они максимально могут выразить себя:
1. Условия жизнедеятельности в детском доме приближены к семейным: каждая группа-семья имеет свой отдельный жилой блок по типу семейной квартиры, оборудованный всеми необходимыми для автономного проживания. В каждой группе имеется стиральная машина-автомат, душевая кабина, набор разнообразной электробытовой техники. При этом 80% затраченных средств на оснащение и проведение ремонтно-строительных работ, оплату услуг - привлеченные денежные средства или основные средства и нематериальные активы в виде благотворительной помощи.
В детском доме создана единая образовательная среда на основе взаимодействия основного и дополнительного образования: дети обучаются в 7 школах г. Калуги по разноуровневым программам, для развития способностей и удовлетворения интересов используются как возможности самого детского дома, так и внешкольных учреждений города, все выпускники получают профессиональное образование в училищах и лицеях, техникумах и ВУЗах г. Калуги и Москвы. Творческие коллективы детского дома (танцевальный коллектив Ви-За-Ви, фольклорная группа «Ладушки», струнная группа народных инструментов, вокалисты) на протяжении последних 5-ти лет являются победителями и лауреатами многих всероссийских, областных и городских конкурсов. 26 воспитанников за 2 года - победители и призеры областных выставок детского творчества, в т. ч. в 2008 г.- победители всероссийской выставки на ВВЦ(г. Москва) в номинации «Овощеводство».
Важным направлением в работе по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни является широкое включение их в реальную жизнь и быт людей, преодоление потребительского отношения к себе во время пребывания в детском доме. Именно поэтому дети максимально самостоятельно обслуживают свои семейные блоки, устраивают их по своему усмотрению, участвуют в ремонте, проводят весь комплекс сезонных работ на приусадебном участке, заготавливают овощи и фрукты на зиму. Организована интеграция детей через различные формы взаимодействия с семейными детьми (совместные экскурсии и праздники, отдых в семьях родственников и замещающих семьях в период каникул, в выходные и праздничные дни).
Одним из важных и сложных направлений работы коллектива является социальная адаптация воспитанников и постинтернатное сопровождение воспитанников-выпускников. Для этого в феврале 2006 г. в пределах имеющегося штатного расписания был создан, как структурное подразделение, Центр социальной адаптации воспитанников и постинтернатное сопровождение выпускников с Блоком учебно-практической социальной адаптации (БУПСА), в котором воспитанники, достигшие 14-летнего возраста, имеют возможность закрепить на практике навыки и умения самостоятельной социально-бытовой деятельности. Жизнь в течение девяти или одиннадцати лет на государственном обеспечении развивает в детях дух иждивенчества. Все готово: и покушать по времени и белье чистенькое. Необходимо было так продумать организацию блока, чтоб дух иждивенчества поубавился, а получаемые теоретические знания, пригодились бы уже сейчас. На базе детского дома 12 декабря 2007 г.был проведен семинар-совещание руководителей интернатных учреждений с повесткой дня «Социальная адаптация воспитанников и постинтернатное сопровождение выпускников».
Соблюдение прав и гарантий воспитанников.
Право на полное государственное обеспечение
Бесплатное питание:
- При норме 144,88 руб. (1 ч/д) с учетом возрастов фактическая стоимость в 2009 г. составила 145,35 руб. (Превышение объясняется спонсорской помощью (ежемесячно - 150 кг.) мяса птицы, разовых видов благотворительной помощи, собственных материальных запасов за счет садово-огородного хозяйства).
Бесплатный комплект одежды и обуви, мягкого инвентаря:
- При нормативе 13 620 руб. (1 чел.) с учетом возрастов фактические расходы в 2009 г. составили 14 120 руб., из них 58% - бюджетные расходы, 42% - благотворительная помощь итальянских семей, принимающих детей на отдых в летний период).
Бесплатное медицинское обслуживание, оздоровление и отдых детей:
- Детская заболеваемость по детскому дому в 2008 г. в 8,6 раза ниже по сравнению с детской заболеваемостью по г.Калуге. В 2008 г. в 5,2 раза ниже, чем по городу. (Поступили 12 новых детей: младшие школьники и дошкольники, 4-м детям проведены операции с пребыванием в больницах и центрах от 10 до 46 дней).
- 100% детей с 1993 г. имеют возможность проходить оздоровление и отдых в течение 70 дней на море (Италия), в оздоровительных лагерях Калужской области. При этом итальянская сторона берет на себя 50% расходов за авиаперелет и 100% на питание детей во время пребывания в семьях, а также оказывается значительная помощь в обеспечении детей одеждой и обувью. Оздоровление в лагерях - за счет областного бюджета.
- Детским дом с июня по декабрь 2007 г. было инициировано проведение операций на сердце в кардиоцентре им. Бакулева трем воспитанницам: Ширман А., Рулевой И., Молодцовой Т. за счет квоты, а также 20 октября в областной больнице была бесплатно проведена операция Стежкиной А. в связи с нарушением опорнодвигательного аппарата.
- Ежегодно в феврале-апреле месяцах исходя из своих возможностей и с помощью итальянской стороны проводится витаминизация детей.
- Проведена реконструкция и оборудован многофункциональный медицинский блок (кабинет доврачебного осмотра и помощи, физио и процедурный кабинеты, изолятор). При этом, за счет внебюджетных поступлений, приобретено медицинское оборудование на сумму свыше 68 т. руб.
Бесплатное общежитие:
- Всем детям в соответствии с нормами санэпиднадзора предоставлены условия проживания, близкие к домашним. В 2008 году на благотворительной основе произведена замена 32 кроватей, 12 пластиковых окон из ПВХ, проведен ремонт и оборудованы психологический и спортивно-танцевальный залы.
Право на образование
Из 42 воспитанников на 01.01.2010 г:
- 16 человек обучаются в МУ г. Калуги (Гимназия №19, школы №2, 14, 17, 21);
- 14 человек обучаются в школе-интернате №1;
- 4 человека обучаются в школе № 40;
- 3 человека обучаются в ОУ начального профессионального образования;
- 5 дошкольников, которым в детском доме организовано по отдельной программе обучение и воспитание (Приложение 4)
Дополнительное образование:
- 100% воспитанников занимаются в кружках, объединениях, секциях образовательных учреждений дополнительного образования г. Калуги и на базе детского дома.
(Приложение 2)
Право на имущество и жилое помещение
Из 42 воспитанников на 01.01.2010 г:
- Имеют закрепленное жильё, пригодное для проживания - 27 человек;
- Поставлены на очередь для получения субсидии на приобретение жилья - 14;
- Поставлены в банк данных для получения субсидии на приобретение жилья - 4 человека;
- Состоят в очереди на получение жилья в МО городов и районов области - 3 человека;
- По итогам фронтальной проверки (сентябрь-ноябрь 2006 г.) состояния жилищных условий у 6 воспитанников закрепленное жилье совместно с администрацией МО признано непригодным для проживания. Все поставлены на очередь или внесены в банк данных для получения субсидии;
- Двум воспитанникам в сентябре 2007 г. защищено их право на жилье (процесс длился 2,5 года);
Одна квартира сдается в поднаем с заключением договора по согласованию с органами опеки и попечительства, что позволило наполнить воспитаннице лицевой счет в СБ в сумме 56 300 руб. и не иметь задолженности за коммунальные платежи.
В детском доме ведется два вида арматурных карточек, в которых отражается:
- имущество (одежда, обувь, мягкий инвентарь), выделенное за счет бюджетных средств;
- имущество (одежда, обувь, мягкий инвентарь, бытовая техника, украшения, игрушки и др.) на правах личной собственности, полученное ребенком как подарки или благотворительная помощь.
Право на получение воспитанниками-выпускниками всех видов помощи (постационароное сопровождение)
С 2000 г. в детском доме введено постационароное сопровождение (в соответствии с Уставом до 23 лет). За 7 лет сопровождение получили 45 выпускников (100%), в т.ч.:
- защищены в суде права на жилую площадь двух воспитанников (процесс длился 3,5 года);
- Оказана помощь с постановке на очередь для получения субсидии и получено жильё - 4 человека;
- Поставлены на очередь для получения субсидии - 13 человек;
- Защищены права выпускников на внеочередное получение жилья в МО городов и районов области - 8 человек, в т.ч. 6 человек - по г. Калуга без снятия с очереди.
- Оказана помощь в ремонте закрепленного и полученного жилья - 19 воспитанникам-выпускникам.
- 100% выпускников в различных видах образовательных учреждений получили или получают начальное, среднее- специальное, высшее профессиональное образование. На 01.01.2009 получили высшее образование - 2 человека, обучаются в ВУЗах - 6 человек.
- На 01.01.2009 г. находятся под патронатным сопровождением - 6 человек;
- На 01.01.2009 г. находятся под постинтернатным сопровождением - 12 человек.
В детском доме работают 24 педагогических работника, имеющих высокий профессиональный и образовательный уровень: Леонова А. И., заместитель директора по социально-педагогической работе - Заслуженный учитель РФ, 6 педагогов имеют звание «Почетный работник общего образования РФ», 11 - высшую и первую квалификационные категории.
Главным критерием успешной работы коллектива является конечный результат - за 8 лет из стен детского дома вышли 51 выпускник. У 82% из них хороший или достаточный уровень жизненного становления. Все они получают или получили профессию, создают семьи, постоянно посещают детский дом. (Приложение 2.)
Большое значение в обеспечении успешной жизнедеятельности детского дома имеет состояние материально-технической базы. Так, в 2009 году, с учетом бюджетных ассигнований и средств, привлеченных в виде спонсорской и благотворительной помощи (более 3 млн. руб.), удалось осуществить капитальный ремонт детского дома, установить новую пожарную сигнализацию и систему видеонаблюдения, создать и оборудовать медицинский блок, швейную мастерскую, спортивно-игровую площадку.
В 2008 году ГОУ «Детский дом № 3» награжден Почетной Грамотой Губернатора Калужской области Артамонова А. Д. за профессионализм в деле воспитания подрастающего поколения.
Заключение.
Интернатное учреждение является в настоящее время наиболее распространенной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и попечительству. Общество и государство не готовы отказаться от данной формы заботы о сиротах. Поэтому проблема социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей еще долго будет сохранять актуальность.
Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о необходимости создания новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.
Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.
К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.
Наиболее сложной в решении является проблемная зона "отношение населения к социальному сиротству". Основная часть населения уверенна в том, что передача ребенка из под опеки родителей под опеку государства является не только реальной, но и необходимой мерой в борьбе с "неблагополучными" семьями. Удивительно, но население не видит ничего страшного в том, что ребенка воспитывают в "казенных учреждениях".
Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).