Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 14:49, реферат

Описание работы

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление -- так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы

1.1 Проблемы социального сиротства

1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.2 Социально-правовая защита как условие постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 3. Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги

3.1 Современное состояние форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калужский области

3.2 Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социальная защита.doc

— 439.34 Кб (Скачать файл)

 

Особенно сложен для сирот период взросления, начала самостоятельной жизни, так как они не могут рассчитывать на помощь и поддержку родных. Выпускник интернатного учреждения попадает в новую социальную среду, к которой вынужден приспосабливаться [5 с. 97], [6 с. 213].

 

Мир, в который должен войти выпускник интернатного учреждения, изменчив. Смоделировать все жизненные ситуации в его условиях сложно. Очевидно, что пока существует такая форма жизнеустройства социальных сирот, как учреждения, будет необходимость в оказании помощи их воспитанникам в ресоциализации, т.е. включении в общество, и предоставлении им возможности овладеть направленными ролями.

 

В калужской области сохраняется структура устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Стабильной остается доля детей (от числа выявленных), устроенных на семейные формы воспитания. В 2008 году из 550 выявленных детей 352 (64%) устроены на воспитание в семьи, 173 ребенка (31,5%) устроены в учреждения различной ведомственной принадлежности, 25 (4,5%) возвращены родителям. Всего в 2008 году на воспитание в семьи было передано 489 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 82 - на усыновление; под опеку (попечительство) - 283; в приемные семьи - 124.

 

Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается усыновление. 29 детей (8,2%), из 352 выявленных и устроенных на семейные формы воспитания в 2008 г., нашли новых родителей в лице усыновителей. Всего в 2008 г. в Калужской области усыновлены 82 ребенка (16,8% от числа (489) устроенных на семейные формы воспитания в 2008 г.), из которых 64 ребенка усыновлены гражданами Российской Федерации.

 

Основной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. оставалась опека (попечительство). В 2008 году 255 детей, из числа выявленных, переданы под опеку. Всего на 01.01.2009 г. в 1646 семьях опекунов (попечителей) воспитываются 1935 детей, из которых 488 имеют статус сирот.

 

Продолжается развиваться и такая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. 68 детей (12,4%), из 550 выявленных в 2008 году, устроены в приемные семьи. Всего на 01.01.2009 года в 588 приемных семьях Калужской области воспитываются 1000 приемных детей.

 

В 2008 году были переданы на воспитание в семьи граждан 16 детей-инвалидов, лишенных попечения родителей, из которых 8 устроены под опеку (попечительство), 6 - в приемные семьи и 2 - в семьи усыновителей. Удельный вес детей-инвалидов, переданных на воспитание в семьи за прошедший год, составляет 3,3%.

 

В Калужской области активно развивается практика перехода одной формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, в другую, более приоритетную для ребенка. Так, за 2008 год, 16 детей усыновлены приемными родителями и опекунами.

 

О развитии семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, говорят не только сравнительные цифры их выявления и передача на воспитание в семьи граждан, но и снижение числа возвратов в учреждения из приемных семей и семей опекунов. 2008 год в этом отношении является показательным. Из приемных семей в 2008 году возвращены в учреждения 9 детей (в 2007 - 18) [28 с. 36], [29 с. 41].

 

О вопросе социальной защиты воспитанников детских домов в последнее время говорится очень многое, хотя сводятся эти вопросы к следующей системе:

 

получение полного государственного обеспечения на время проживания в детском доме;

 

гарантированное получение образования с различными ступенями обучения, вплоть до получения высшего образования на бесплатной основе;

 

трудоустройство детей по окончании срока пребывания в детском доме;

 

решение вопросов обеспечения жильем.

 

Это глобальные задачи для коллектива детского дома с момента попадания ребенка в детский дом и до его выпуска. Казалось бы, это те задачи, которые государство гарантирует, но так трудно решаемые в процессе жизни, так как за ними стоит устройство будущей жизни ребенка, и никто не гарантирует устойчивый социальный статус взрослому выпускнику. Получение полного государственного обеспечения детей в учреждении связано, прежде всего, с устройством его быта.

 

Большое значение для этой категории детей имеют дополнительные гарантии права на жилье (ст. 8 закона № 159-ФЗ). Дети, имевшие закрепленное за ними помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания их в воспитательных образовательных учреждениях всех видов, службы в Вооруженных Силах, а также отбывания наказания в виде лишения свободы в соответствующих учреждениях [42 с. 29].

 

Контроль и методическое сопровождение организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложены на управление по опеке и попечительству министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.

 

Особое внимание в работе министерства уделяется обеспечению и совершенствованию социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Выплаты на детей-сирот, воспитывающихся в семьях, в соответствии с законодательством Калужский области, индексируются ежеквартально. Размер пособия на 1 ребенка в 1 кв. 2009 г. составляет 5348 руб. Оплата труда приемным родителям индексируется ежегодно, ее базовый размер составляет с 1 января т.г. 6339 руб. за воспитание 1-го ребенка, за ребенка до 3-х лет - 7607 руб., а за ребенка-инвалида - 12677 руб.

 

В соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» в Калужской области разработан закон, устанавливающий меры социальной поддержки не только приемным родителям, но и опекунам или попечителям в виде выплаты им вознаграждения за труд. Вознаграждение в размере 4000 рублей ежемесячно установлено опекунам и попечителям, воспитывающим несовершеннолетних, имеющих инвалидность, а также опекунам, воспитывающим подопечных, не являющихся их близкими родственниками. В целях защиты прав и законных интересов выпускников детских домов и школ-интернатов, получающих образование в учреждениях профессионального образования, выплата вознаграждения может назначаться попечителю по месту нахождения учебного учреждения.

 

В марте 2008 года принят Закон Калужской области «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий лиц и усыновителей». Данным законом введены единовременные денежные выплаты усыновителям в размере 30 тыс. рублей. «Выпускникам» замещающих семей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уволившимся с военной службы, впервые вступившим в брак или родившим ребенка с 1 января т.г. будет выплачиваться 10 тысяч рублей Студентам старше 23-х лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в государственных образовательных учреждениях на территории Калужской области, установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 6 тыс. рублей до окончания учебы и единовременная денежная выплата в размере 60 тыс. рублей при их выпуске.

 

Одним из важнейших вопросов защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является обеспечение их жильем. Дети-сироты, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в детских домах, в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период прохождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 

Выпускники из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ. В 2008 году в муниципальных районах детям сиротам было предоставлено 11 жилых помещений по договорам социального найма.

 

С 1 января 2009 года вступил в силу новый областной Закон № 465 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг». Законом предусмотрено предоставление средств из областного бюджета на приобретение или строительство жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из их числа.

 

Всего в очереди на получение средств из областного бюджета на приобретение или строительство жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа стоят 611 человек. На 2009 год из областного бюджета выделено 114,5 млн. рублей на приобретение и строительство жилых помещений для данной категории лиц.

 

За последние годы изменился контингент воспитанников. Резко сократилось количество дошкольников, увеличилось количество подростков в возрасте от 13 лет и старше.

 

В детских домах созданы условия для полноценной жизни детей, имеется соответствующая материальная база для воспитанников и развития социальной реабилитации, адаптации и интеграции воспитанников в общество. Дети живут в разновозрастных группах, созданных по принципу сохранения родственных связей. Условия для проживания воспитанников приближены к домашним. Это помогает частично компенсировать ребенку утраты семьи [29 с. 42]

 

 

3.2 Анализ основных направлений деятельности защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в «Детском доме №3» г.Калуги.

 

 

В ГОУ «Детском доме №3 г. Калуги» каждодневно решается ряд вопросов связанных с социально-правовой помощью детям, так как дом, в котором живут дети, должен, прежде всего, служить прототипом будущего устройства его дома после выпуска, это канва, по которой строится будущая его жизнь. Каждый из нас переносит во взрослую жизнь каноны своей семьи, и эти каноны детскийдом должен дать своим выпускникам. «Детский дом №3 г. Калуги» построен по семейному типу, обеспечивая условия проживания, приближенные к домашним. Дети живут в квартирных блоках по две-три биологических семьи, разного возраста не разделяя братьев и сестер, давая возможность проявлять родственные чувства. Старшие воспитанники, ухаживая за младшими, чувствуют особую ответственность за их будущее. Устройство быта - это не только мебель и одежда, прежде всего это воспитание и привитие навыков проживания в семье -- процесс сложный и кропотливый, так как до попадания в детский дом у детей представление о семье - клубок негатива, который преодолеть очень трудно. Детские впечатления очень устойчивы. В детском доме разработаны целые системы, казалось бы, прописных истин. Участвует весь коллектив, так как коллектив - та же семья, только для членов коллектива это работа, а для воспитанников - жизнь. Коллектив, прежде всего, ответственный за правильное и гармоничное создание обстановки в этой большой семье. Вот почему социальный проект «Блок учебно-практической и социальной адаптации (БУПСА)», который применяется в течение четырех лет, актуален и постоянно дополняется и совершенствуется. Ведь написанные гарантии социальной защиты в различных указах, приказах на самых высоких уровнях останутся написанными, а их исполнение -- это труд для целого коллектива. В коллективе каждый должен быть заинтересован донести до каждого ребенка в доступной форме не только, что должны им, но и как данным распорядиться самому.

Самая важная проблема - набившая оскомину фраза «социализация личности», а это научить ребенка жить. И от того, как это реализуется и будет зависит, каким он будет в жизни.

 

Можно научиться только, требовать этой защиты и потребительски относиться к жизни, а хотелось в наших детях выработать достойные жизненные позиции.

 

За устройством быта в детском доме, то, что на виду у детей, идет другая, скрываемая от них, дабы не ранить психику ребенка, работа по обеспечению его будущего, подбор учебного заведения, где ребенок сможет продолжить свое обучение. Для этого в детском доме создана медико-психолого-педагогическая комиссия, которая обсуждает вопросы:

 

разработки режимов жизни ребенка;

 

типа учебного заведения с выбором обучающих программ;

 

3) медико-психологических рекомендаций по организации жизни;

 

системы питания;

 

профориентационных программ;

 

выбор учебного заведения после окончания средней школы.

 

Каждый воспитанник детского дома получает профессию, а часто и не одну, так как после окончания ПТУ не всегда можно трудоустроиться с достойной оплатой труда. (Приложение ) В этой ситуации начинает работать программа «Постинтернатная адаптация», где выпускникам предлагается пройти курс обучения через центр занятости или для мальчиков получить право обучения на водителя через военкомат.

 

В законах о социальной защите в нашем государстве разработано и Положение о порядке предоставления жилья для детей, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть детей имеет закрепленное жилье, откуда они попали в детский дом, но там проживают другие члены семьи, от которых и спасали этих детей. Это очень сложный и болезненный вопрос, как для детей, так и для коллектива. Это «выбивание» жилья, суды и т.д. Есть дети, у которых вообще не было жилья, эти дети гарантированно получают жилье, а в последнее время это однокомнатные благоустроенные квартиры. Ни один ребенок не покидает детский дом, не получив жилье, а впоследствии до 23 лет мы отслеживается их жизнь. Социальные гарантии -- это то, что написано, а задача данного учреждения -- помочь добиться этих гарантий. Задача коллектива детского дома -- исполнять в полном объеме все те гарантии, которые дает наше государство нашим воспитанникам.

 

Самое главное - научить детей не повторять ошибки своих родителей, позитивно смотреть в свое будущее.

 

Для решения поставленных задач администрация детского дома привлекает к работе широкий круг лиц, различные организации. Это главы администраций районов города, суды и прокуратуры (для решения жилищных вопросов), детская музыкальная школа и областная библиотека, Калужский центр профориентации, а также руководители государственных и частных предприятий, ГИБДД.

 

ГОУ «Детский дом №3 г. Калуги» образован 1 октября 1918 года. За 90 лет государственную поддержку получили около 10 тысяч детей. В настоящее время образовательное учреждение смешанного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором воспитываются 42 человека в возрасте от трех до восемнадцати лет.

 

С 2007 г. успешно реализуется комплексная программа «Мы вместе», которая включает в себя локальную программу «Воспитание семьянина», проект-конкурс «Ты и Я - одна семья», социальный проект «Блок учебно-практической и социальной адаптации (БУПСА)» и проект «Помощь молодой семье». Программа носит цикличный характер (5 взрослых групп). Внедрение и отслеживание результатов реализации программы осуществляется поэтапно, определены критерии близкой и дальней перспектив, в случае необходимости вносятся дополнения и изменения.

Информация о работе Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей