Социальные функции массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания . Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек.

Содержание работы

Введение стр. 3
Массовая культура и ее уровни стр. 6
Характеристики массовой культуры стр. 7
Роль массовой культуры в жизни общества стр. 9
Виды субкультур и их функции стр. 10
Основные направления массовой культуры стр. 21
Заключение стр. 27
Литература стр. 29

Файлы: 1 файл

1.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

Формирование национальной культуры не отменяет ее делению на описанные выше социальные субкультуры. Национальная культура дополняет систему  социальных субкультур, выстраивается  как объединяющая надстройка над  ними, задавая определенные универсальные  эталоны некоторых социокультурных  черт нации. Разумеется, и до сложения наций имели место такого же рода объединяющие разные сословия черты  этнической культуры: прежде всего  язык, религия, фольклор, некоторые  бытовые обряды, элементы одежды, предметы обихода и т.п. Вместе с тем, как  представляется, этнографические культурные черты уступают национальной культуре прежде всего по уровню универсальности (в силу своей преимущественной неинституционализированности). Формы этнической культуры весьма пластичны  и вариативны в практике различных  сословий. Нередко даже язык и религия  у аристократии и плебса одного и  того же этноса бывали далеко не тождественны. Национальная же культура задает принципиально  единообразные эталоны и стандарты, внедряемые общедоступными специализированными  культурными институтами: всеобщим образованием, прессой, политическими  организациями, массовыми формами  художественной культуры и литературы и пр. Одна из наиболее существенных характеристик национальной культуры заключается в том, что в отличие  от этнической культуры, являющейся по преимуществу мемориальной, воспроизводящей  историческую традицию коллективных форм жизни народа, национальная культура является прежде всего прогностической, артикулирующей, скорее, цели, нежели результаты развития, вырабатывающей знания, нормы, содержания и смыслы модернизационной направленности, проникнутые пафосом  интенсификации всех сторон социальной жизни.

Однако главной сложностью в распространении национальной культуры является то, что современные  знания, нормы, культурные образцы и  смыслы вырабатываются почти исключительно  в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они  более или менее успешно понимаются и усваиваются соответствующими специалистами; для основной же массы  населения языки современной  специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступны для понимания. Обществу требуется система средств по смысловой адаптации, "перевода" транслируемой информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, по "растолковыванию" этой информации ее массовому потребителю, определенной "ин-фантилизации" ее образных воплощений, а также "управлению" сознанием массового потребителя в интересах производителя этой информации, предлагаемого товара, услуг и т.п.

Такого рода адаптация  всегда требовалась для детей, когда  в процессах воспитания и общего образования "взрослые" смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных  историй, упрощенных примеров и пр., более доступных для детского сознания. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для  человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень  образованным, остается узким специалистом только в какой-то одной области, и уровень его специализированности (по крайней мере в элитарной и  буржуазной субкультурах) из века в  век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов  и иного рода "гидов", ведущих  его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.п. Нельзя сказать, чтобы современный человек стал глупее или инфантильней, чем его  предки. Просто его психика, видимо, не может обработать такое количество информации, провести столь многофакторный анализ такого числа одновременно возникающих  проблем, с должной оперативностью использовать свой социальный опыт и  т.п. Не будем забывать, что скорость обработки информации в компьютерах  во много раз превышает соответствующие  возможности человеческого мозга.

Эта ситуация требует появления  новых методов интеллектуального  поиска, сканирования, селекции и систематизации информации, "прессовки" ее в более  крупные блоки, разработки новых  технологий прогнозирования и принятия решений, а также психической  подготовленности людей к работе с такими объемными информационными  потоками. Я полагаю, что после  нынешней "информационной революции", т.е. повышения эффективности передачи и обработки информации, а также  принятия управленческих решений человечество ожидает "прогностическая революция" - скачкообразный рост эффективности  прогнозирования, вероятностного расчета, факторного анализа и т.п.

Пока же людям требуется  некое средство, снимающее избыточное психическое напряжение от обрушивающихся на них информационных потоков, редуцирующее сложные интеллектуальные проблемы к примитивным дуальным оппозициям, дающее индивиду возможность "отдохнуть" от социальной ответственности, личностного  выбора. растворить его в толпе  зрителей "мыльных опер" или  механических потребителей рекламируемых  товаров, идей, лозунгов и т.п. Реализатором такого рода потребностей и стала  массовая культура. Нельзя сказать, что  массовая культура вообще осво бождает  человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура  бытия (по крайней мере той его  части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более  или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже  все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы  и всегда побеждают, и пр.

Напрашивается вопрос: а  разве в прежние времена не возникало проблем с трансляцией  смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века и какие культурные феномены выполняли  эту функцию раньше? По-видимому, дело в том, что до научно-технического переворота последних веков действительно  не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием (как его  до сих пор почти нет в крестьянской субкультуре). Единственным очевидным  исключением из этого правила  была религия. Мы хорошо знаем, сколь  велик был интеллектуальный разрыв между "профессиональным" богословием  и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим "перевод" с одного языка на другой (причем нередко в буквальном смысле: с латыни, церковнославянского, арабского, древнееврейского и др. на национальные языки верующих). Эта  задача и в лингвистическом, и  в содержательном планах решалась проповедью (как с амвона, так и миссионерской). Именно проповедь, в отличие от богослужения, произносилась на абсолютно понятном пастве языке и являлась в большей  или меньшей мере редукцией религиозной  догматики к общедоступным образам, понятиям, притчам и т.п. Очевидно, церковную проповедь мы и можем  считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

Разумеется, какие-то элементы специализированных знаний и образцов из элитарной культуры всегда попадали в народное сознание и, как правило, претерпевали в нем специфическую трансформацию, приобретая порой фантастические или лубочные формы. Но это трансформации стихийные, "по ошибке", "по непониманию". Феномены же массовой культуры обычно создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву "для необразованных" или в лучшем случае для детей. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация столь уж проста по исполнению; хорошо известно, что создание художественных произведений, рассчитанных на детскую аудиторию, во многих отношениях сложнее творчества "для взрослых", а техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей "художественной .классики". Тем не менее целенаправленность такого рода семантических редукций является одним из основных феноменологических признаков массовой культуры.

 

 

Основные направления массовой культуры

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

- индустрия "субкультуры  детства" (художественные произведения  для детей, игрушки и промышленно  производимые игры, товары специфически  детского потребления, детские  клубы и лагеря, военизированные  и иные организации, технологии  коллективного воспитания детей  и т.п.), преследующая цели явной  или закамуфлированной стандартизации  содержания и форм воспитания  детей, внедрения в их сознание  унифицированных форм и навыков  социальной и личной культуры, идеологически ориентированных  миропредставлений, закладывающих  основы базовых ценностных установок,  официально пропагандируемых в  данном обществе;

- массовая общеобразовательная  школа, тесно коррелирующая с  установками "субкультуры детства", приобщающая учащихся к основам  научных знаний, философских и  религиозных представлений об  окружающем мире, к историческому  социокультурному опыту коллективной  жизнедеятельности людей, к принятым  в сообществе ценностным ориентациям.  При этом она стандартизирует  перечисленные знания и представления  на основании типовых программ  и редуцирует транслируемые знания  к упрощенным формам детского  сознания и понимания; 

- средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие  широким слоям населения текущую  актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих  событий, суждений и поступков  деятелей из различных специализированных  сфер общественной практики и  интерпретирующие эту информацию  в "нужном" для ангажирующего  данное СМИ заказчика ракурсе,  т.е. фактически манипулирующие  сознанием людей и формирующие  общественное мнение по тем  или иным проблемам в интересах  своего заказчика: 

- система национальной (государственной)  идеологии и пропаганды, "патриотического"  воспитания и пр., контролирующая  и формирующая политико-идеологические  ориентации населения и его  отдельных групп (например, политико-воспитательная  работа с военнослужащими), манипулирующая  сознанием людей в интересах  правящих элит, обеспечивающая политическую  благонадежность и желательное  электоральное поведение граждан, "мобилизационную готовность" общества к возможным военным  угрозам и политическим потрясениям  и т.п.;

- массовые политические  движения (партийные и молодежные  организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные  кампании и др.), инициируемые  правящими или оппозиционными  элитами с целью вовлечения  в политические акции широких  слоев населения, в большинстве  своем весьма далеких от политических  интересов элит, мало понимающих  смысл предлагаемых им политических  программ, на поддержку которых  их мобилизуют методом нагнетания  политического, националистического,  религиозного или иного психоза; 

- массовая социальная  мифология (национал-шовинизм и  исторический "патриотизм", социальная  демагогия, популизм, квазирелигиозные  и паранаучные учения и движения, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", провокативные  "утечки информации" и т.п.), упрощающая сложную систему ценностных  ориентации человека и многообразие  оттенков миропонимания до элементарных  дуальных оппозиций ("наши - не  наши"), замещающая анализ сложных  многофакторных причинно-следственных  связей между явлениями и событиями  апелляцией к простым и, как  правило, фантастическим объяснениям  (мировой заговор, происки иностранных  разведок, "барабашки", инопланетяне  и пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и  случайное, игнорируя при этом  типичное, статистически преобладающее)  и т.п. Это в конечном счете  освобождает людей, не склонных  к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному  объяснению волнующих их проблем,  дает выход эмоциям в их  наиболее инфантильном проявлении;

- индустрия развлекательного  досуга, включающая в себя массовую  художественную культуру (практически  по всем видам литературы и  искусства, может быть, за исключением  архитектуры), массовые постановочно-зрелищные  представления (от спортивно-цирковых  до эротических), профессиональный  спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного  развлекательного досуга (соответствующие  типы клубов, дискотеки, танцплощадки  и пр.) и иные виды шоу. Здесь  потребитель, как правило, выступает  не только в качестве пассивного  зрителя (слушателя), но и постоянно  провоцируется на активное включение  или экстатическую эмоциональную  реакцию на происходящее (порой  не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях  эквивалентом "субкультуры детства", только оптимизированным под  вкусы и интересы взрослого  или подросткового потребителя.  При этом используются технические  приемы и исполнительское мастерство "высокого" искусства для передачи  упрощенного, инфантилизированного  смыслового и художественного  содержания, адаптированного к невзыскательным  вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п.;

- индустрия оздоровительного  досуга, физической реабилитации  человека и исправления его  телесного имиджа (курортная индустрия,  масссовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный  туризм, а также система медицинских,  фармацевтических, парфюмерных и  косметических услуг для исправления  внешности), что, помимо объективно  необходимой физической рекреации  человеческого организма, дает  индивиду возможность "подправить" свою внешность в соответствии  с актуальной модой на тип  имиджа, со спросом на типажи  сексуальных партнеров, укрепляет  человека не только физически,  но и психологически (поднимает  его уверенность в своей физической  выносливости, гендерной конкурентоспособности)  и т.п.;

- индустрия интеллектуального  досуга ("культурный" туризм, художественная  самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически  развивающие кружки по интересам,  разнообразные общества собирателей,  любителей и поклонников чего  бы то ни было, научно-просветительские  учреждения и объединения, а  также все, что попадает под  определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины,  кроссворды и т.п.), приобщающая  людей к научно-популярным знаниям,  научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную  эрудицию" у населения, актуализирующая  взгляды на тождество просвещенности  и гуманности, на "исправление  нравов" посредством эстетического  воздействия на человека и  т.п., что вполне соответствует  еще сохраняющемуся в культуре  западного типа "просвещенческому" пафосу "прогресса через знание";

Информация о работе Социальные функции массовой культуры