Социальные функции массовой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания . Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек.

Содержание работы

Введение стр. 3
Массовая культура и ее уровни стр. 6
Характеристики массовой культуры стр. 7
Роль массовой культуры в жизни общества стр. 9
Виды субкультур и их функции стр. 10
Основные направления массовой культуры стр. 21
Заключение стр. 27
Литература стр. 29

Файлы: 1 файл

1.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Челябинский государственный  педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

в г. Миассе

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа по социологии

Социальные функции  массовой культуры

Выполнил: студент 3 курса, гр. 305/5 специальность:

«Социальная работа»

Миасс

2009 г.

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                                стр. 3

Массовая культура и ее уровни                                                                                           стр. 6

Характеристики массовой культуры                                                                                  стр. 7

Роль  массовой культуры в жизни общества                                                                     стр. 9

Виды субкультур и их функции                                                                                         стр. 10

Основные направления  массовой культуры                                                                     стр. 21

Заключение                                                                                                                          стр. 27

Литература                                                                                                                           стр. 29

 

 

 

Введение

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и  на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций  «массовой культуры». Авторы большинства  из них склонны рассматривать  ее как особый социальный феномен, имеющий  свой генезис, специфику и тенденции  развития.

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных  точек зрения по поводу времени возникновения  массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е. П. Смольская  полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории  массовой культуры не существует .Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои  римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной  массовой культуры следует считать  формы культуры, которые появились  во время становления капитализма  в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались  для рынка и имели явную  коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е. П. Смольская  и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Вероятно, точкой отсчета  в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать  конец XIX – начало XX века. Мы полагаем, что явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной  культуры», но существенное изменение  культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение  стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

К одной из ранних форм массовой культуры исследователи относят  детективный жанр, который появился еще в начале 30-х годов XIX века и сразу же завоевал огромную популярность. В конце XIX века еженедельные СМИ  начали публикацию произведений, которые  спустя время получили название «сердечная пресса» или «индустрия грез». В  самом конце XIX века в Соединенных  Штатах Америки появляется такая  форма массовой культуры как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но затем стал неотъемлемой частью и взрослой жизни. Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.

Как и в случае с традиционной культурой универсального определения  массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет  свое рациональное объяснение. Дело в  том, что как научно-философская  категория, «массовая культура»  включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как  степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим теперь как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры.

Некоторые исследователи  полагают, что массовая культура –  это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто  происходит разрыв формы и содержания. В частности, А. Б. Гофман отмечает, что  массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный  период общества, когда развивается  процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного  содержания, и, в частности, традиционной морали.

В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном  обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и  потому, что она массово ежедневно  производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории  средствами массовой коммуникации.

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного  общества достигают взаимопонимания . Она выступает как связующее  звено между постиндустриальным обществом высокой специализации  и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым  и является массовая культура.

Сейчас массовая культура проникает практически во все  сферы жизни общества и формирует  свое единое семиотическое пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая культура и ее уровни

Массовая культура, поп-культура, масскультура — «народная» культура, популярная и преобладающая среди  широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в  себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными  происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими  жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима).

Очевидно, массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и  уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

-кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);

-мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

-арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики массовой культуры

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:

-ориентированность на гомогенную аудиторию;

-опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

-эскейпизм;

-быстродоступность;

-быстрозабываемость;

-традиционность и консерватизм;

-оперирование средней языковой семиотической нормой;

-занимательность.

Как самостоятельное явление  массовая культура оценивается противоречиво.

В целом существующие точки  зрения можно разделить на две  группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция  аргументируется тем, что в произведениях  массовой культуры предлагаются готовые  ответы на то, что происходит в социокультурном  пространстве вокруг индивида. Кроме  того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности  становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят  также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном  на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную  сферу человеческой психики.

К этой группе можно отнести  и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме  Живой Этики, массовая культура по своей  сути является псевдо-культурой, так  как в отличие от истинной (т. е. высокой культуры) в большинстве  своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу  и духовной эволюции человека. Призвание  и назначение истинной культуры –  облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

 

 

 

 

Роль  массовой культуры в жизни общества

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

-она притягивает к  себе массы, не умеющие продуктивно  использовать свое свободное  время ;

-создает своего рода  семиотическое пространство, которое  способствует более тесному взаимодействию  между членами высоко технологичного  общества ;

-дает возможность широкой  аудитории познакомиться с произведениями  традиционной (высокой) культуры .

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно  негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему  «белое – черное». В этом заключается  одна из главных проблем анализа  массовой культуры.

И несколько слов о возможных социальных перспективах массовой культуры. По всей видимости, она прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм.

 

 

 

 

Виды субкультур

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных  развитых сообществ, остается сравнительно мало осмысленным феноменом с  точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания  исследования социальных функций массовой культуры были разработаны в последние  годы Э. Орловой . В соответствии с  ее концепцией в морфологическом  строении культуры можно выделить две  области: обыденной культуры, осваиваемой  человеком в процессе его общей  социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует  специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между  этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов  от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. Настоящая статья преследует цель углубленного размышления о  социально-функциональных характеристиках  массовой культуры в русле этой концепции  и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур.

Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в  человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных  с их образом жизни, материальными  средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии  и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей  культуры того или иного исторического  сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может  быть соотнесено с числом имеющихся  в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют  столь мелкого структурирования культуры. Нам достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в  производстве средств физического  и социального существования  человека, в поддержании или нарушении  социальной организации и регуляции  жизни общества (порядка).

Прежде всего речь идет о субкультуре сельских производителей, называемой народной (в социально-демографическом плане), или этнографической (в плане наибольшей концентрации соответствующих специфических черт). Функционально эта культура производит главным образом средства поддержания физического (виталь-ного) существования людей - в первую очередь продукты питания. С точки зрения интересующих нас характеристик этой субкультуре свойствен низкий уровень специализации по отдельным профессиям ("классический" крестьянин, как правило, работник-универсал: и земледелец, и скотовод, и рыбак, и плотник одновременно, если только особые условия ландшафта не специализируют его более узко); низкий уровень индивидуальных социальных притязаний людей; незначительный разрыв между обыденной культурой крестьянского бытия и специализированными знаниями и умениями сельскохозяйственного труда. Соответственно и способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межпоколенной трансляции местной традиции природопользования и связанных с ней картины мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений, обрядов и т.п., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания детей в семье и не требует какого-либо специального образования.

Несколько иные функции имеет социальная субкультура городских производителей, которая на заре цивилизации формировалась как ремесленно-торговая, а позднее стала называться буржуазной (бюргерской), промышленной, пролетарской, постбуржуазной (социалистической) и т.п., хотя функционально оставалась той же самой. Эта культура производит средства не столько витального, сколько социального существования людей - орудия труда, оружие, предметы обихода, энергию, транспорт, связь, городскую среду обитания, знания о мире (науку) и о человеке (медицину), средства обмена (деньги) и механизмы их функционирования, торговлю, эстетические ценности и пр. Причем все это, как правило, производится в товарных объемах.

Информация о работе Социальные функции массовой культуры