Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:22, курсовая работа
Работа содержит изучение пособия и компенсации, выплату пенсий и льгот гражданам пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф
Краткая характеристика современной ситуации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению 3
Проблемные вопросы населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы 5
Уровень жизни населения, экономическое положение сельскохозяйственных предприятий.5 1.2. Жилищные проблемы переселенцев и эвакуированных 7
Проблемы населения радиоактивно загрязненных территорий, связанные с медицинскими последствиями аварии на ЧАЭС 8
Вопросы информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 10
Задачи государственных и муниципальных органов, учреждений по работе с гражданами, пострадавшими в результате чернобыльской катастрофы 12
Повышение уровня жизни населения и содействия экономическому развитию
пострадавших районов 12
Обеспечение жильем граждан, переселившихся и эвакуированных из радиоактивно загрязненных районов 13
Повышение уровня информированности граждан по проблемам проживания на
территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 14
Организационные механизмы и структуры обеспечения эффективной работы с населением пострадавших территорий 14
Организация деятельности региональных информационно-аналитических центров 14
Организация деятельности Центров социально-психологической реабилитации населения 16
Меры государственной поддержки в проведении работы с гражданами, пострадавшими в результате радиационных аварий 17
Нормативная правовая база на современном этапе 17
Меры, предусмотренные федеральными целевыми и межгосударственными программами в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, ориентированные на повышение эффективности информационной работы с населением 19
Методическое обеспечение работы с населением пострадавших территорий 22
Справочные материалы 22
Методики 23
Другие материалы 23
Литература 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Краткая характеристика современной ситуации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению 3
пострадавших районов 12
территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 14
Литература 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. было загрязнено бо- лее 56 тыс. кв. км территории Российской Федерации, в том числе около 2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий и около 1 млн. гектаров земель лесного фонда. На радиоак- тивно загрязненных территориях проживало около 3 млн. человек в 14 субъектах Россий- ской Федерации. С радиоактивно загрязненных территорий было переселено в организо- ванном порядке или переселилось самостоятельно более 52 тыс. граждан. В ликвидации последствий аварии приняло участие более 200 тыс. граждан России.
В настоящее время на радиоактивно загрязненных территориях в соответствии с действующим зонированием (постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997г. № 1582 и от 7 апреля 2005 года № 197) проживает1 628,3 тыс. человек, в том числе в зоне отселения – 78,9 тыс. человек, зоне проживания с правом на отселение – 176,9 тыс. человек, зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом – 1 372,5 тыс. человек.
К наиболее пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС относятся Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области, в которых на радиоактивно загряз- ненных территориях проживает 1 236,0 тыс. человек (75,9% от общей численности про- живающих в границах зон радиоактивного загрязнения).
Количество населенных пунктов, в которых средняя годовая эффективная доза равна или превышает 1,0 мЗв, составляет 391 в Брянской области и 3 населенных пункта - в Калужской. В 42 населенных пунктах Брянской области эта доза оказалась выше 5,0 мЗв.
Количество населенных пунктов, в которых средняя накопленная с 1986 по 2005 гг. эффективная доза равна или превышает 70 мЗв, составляет в разных возрастных группах населения от 104 до 271. Эти населенные пункты находятся только в Брянской области. В других областях нет ни одного населенного пункта, где средняя накопленная доза превы- сила бы эту величину.
Таким образом, в настоящее время, жители 271 населенного пункта могут быть признаны облученными – в соответствии с Концепцией и Законом Российской Федерации “О радиационной безопасности населения” от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, по которому сред- няя эффективная доза населения, накопленная за период жизни (70 лет) ограничивается величиной 70 мЗв. Это те населенные пункты, где средняя накопленная эффективная доза уже сейчас равна или превысила 70 мЗв во всех или некоторых возрастных группах жите- лей. Следует отметить, что в этих населенных пунктах продолжается накопление эффек- тивной дозы. Если учесть прогнозируемую часть облучения, то список “облученных” на- селенных пунктов со временем будет увеличиваться.
Долговременное наблюдение за лицами, подвергшимися радиационному воздейст- вию, и мониторинг динамики заболеваемости, инвалидности и смертности зарегистриро- ванных лиц осуществляется Российским государственным медико-дозиметрическим реги- стром лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС (РГМДР) на базе Медицинского радиологического научного центра Российской ака- демии медицинских наук (МРНЦ РАМН, г. Обнинск).
К наиболее обсуждаемым радиационно-эпидемиологическим проблемам аварии на ЧАЭС относятся:
рак щитовидной железы на радиоактивно загрязненных территориях; заболеваемость лейкемией среди ликвидаторов и населения;
возможная связь неонкологической заболеваемости (смертности) с радиационным воздействием.
Чернобыльская катастрофа обусловила негативные изменения в экономике и соци- альной жизни наиболее загрязненных территорий и, прежде всего, в аграрном секторе.
Решения о массовом переселении, принятые спустя три года после аварии, не име- ли достаточных обоснований с позиций радиационной защиты населения и не учитывали масштаб связанных с ним экономических и социально-психологических последствий. Для жителей региона и государства в целом такие решения обернулись значительными эконо- мическими потерями и появлением новых социальных проблем.
Основной проблемой территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, яв- ляется бедность, которая уходит корнями в структуру их экономики. Низкая производи- тельность труда в сельском хозяйстве, отсутствие работы у горожан, отток кадров имеют своим следствием низкий уровень денежных доходов. В свою очередь низкие доходы оп- ределяют уровень жизни населения и являются препятствием на пути развития местной экономики в рыночных условиях.
Авария привела к долговременным изменениям в жизни людей, проживающих на загрязненных территориях, которые сопровождались значительными, экономическими, социальными и политическими переменами. Переселение из радиоактивно загрязненных районов, ограничения в повседневной деятельности, социальные и экономические лише- ния в загрязненных районах, недостатки в государственной информационной политике усилили реакцию на стрессорные факторы. Снижение самооценки сделало многих по- страдавших функционально неспособными решать сложные социальные и экономические проблемы, а их неудовлетворительная психологическая адаптация еще в большей степени снизилась.
Склонность объяснять все проблемы аварией ведет к бегству от жизни, к нежела- нию сотрудничать, иждивенчеству и убеждению в том, что все эти проблемы обязаны ре- шать система социального обеспечения и правительство.
Значимость социально-психологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС особо подчеркивается в посвященном вопросам здоровья людей Чернобыльском фо- руме: влияние на психическое здоровье людей, связанное с аварией и ее последствиями, названо наиболее серьезной проблемой здравоохранения. При этом обеспокоенность воз- можными последствиями для здоровья может распространяться за пределами загрязнен- ных территорий среди более широких слоев населения.
По данным последних исследований, кроме здоровья, люди обеспокоены экономи- ческими трудностями – низким уровнем жизни, безработицей, ростом цен. На этом фоне озабоченность вызывает не собственно радиационное воздействие, а чернобыльские льго- ты и возможность их лишиться.
В настоящее время эффективные меры по социально-психологической реабилита- ции не могут опираться только на предоставление информации о радиационных аспектах аварии. Необходимы новые формы информирования по широкому кругу практических вопросов, связанных с медицинским просвещением, влиянием различных факторов риска на здоровье, ведением здорового образа жизни.
Программы реабилитации должны обязательно учитывать экономический фактор, поскольку в настоящее время бедность, а не радиация является основной проблемой жи- телей радиоактивно загрязненных территорий. Поэтому меры социально-экономической реабилитации, а также реализация информационных и обучающих программ, нацеленных на стимулирование местных экономических инициатив и занятости населения, будет од- новременно служить целям снижения социально-психологической напряженности на за- грязненных территориях.
В период 1992-2001 годы Правительством Российской Федерации было принято 3 федеральные целевые (государственные) программы по преодолению последствий Черно- быльской катастрофы, 4 программы по защите детского населения от последствий Черно- быльской катастрофы, программа по обеспечению жильем участников ликвидации по- следствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, в 1998 году была принята Программа совместной
деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 1998-2000 годы.
Основной целью программ по преодолению последствий аварии на ЧАЭС в период 1992-2001 годы являлось снижение негативных медицинских, социальных и психологиче- ских последствий аварии на население и участников ликвидации ее последствий до воз- можно низкого уровня; экологическая и экономическая реабилитация радиоактивно за- грязненных территорий; возвращение ряда территорий к нормальным условиям жизнедея- тельности.
Начиная с 2002 года осуществляется реализация трех программ, связанных с пре- одолением последствий чернобыльской катастрофы:
В 2006 году проведена корректировка федеральных целевых программ. Правитель- ством Российской Федерации утверждены:
Федеральная целевая программа “Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года”, в рамках которой предусмотрены дальнейшие меры по преодо- лению последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Подпрограмма “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жиль- ем категорий граждан, установленных федеральным законодательством”, входящая в со- став федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы, в рамках которой предусмотрены меры по обеспечению жильем переселенцев из радиоактивно загрязнен- ных районов.
Кроме того, Советом Министров Союзного государства утверждена Программа со- вместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006–2010 годы.
Основные изменения на территориях, пострадавших вследствие аварии на Черно- быльской АЭС, отмечаются в социально-экономической сфере и, прежде всего, в сель- ском хозяйстве.
Экономическое положение на загрязненных территориях в течение первых послеа- варийных лет, вплоть до 1993 года, было достаточно стабильным благодаря централизо- ванному финансированию по государственным целевым программам.
С началом реформирования экономики в России получил развитие негативный процесс спада производства. В самых неблагоприятных условиях оказались территории, которые в значительной степени попали под радиоактивное загрязнение вследствие чер- нобыльской катастрофы – это, прежде всего, территории Брянской, Калужской, Орлов- ской и Тульской областей.