Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:22, курсовая работа
Работа содержит изучение пособия и компенсации, выплату пенсий и льгот гражданам пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф
Краткая характеристика современной ситуации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению 3
Проблемные вопросы населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы 5
Уровень жизни населения, экономическое положение сельскохозяйственных предприятий.5 1.2. Жилищные проблемы переселенцев и эвакуированных 7
Проблемы населения радиоактивно загрязненных территорий, связанные с медицинскими последствиями аварии на ЧАЭС 8
Вопросы информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 10
Задачи государственных и муниципальных органов, учреждений по работе с гражданами, пострадавшими в результате чернобыльской катастрофы 12
Повышение уровня жизни населения и содействия экономическому развитию
пострадавших районов 12
Обеспечение жильем граждан, переселившихся и эвакуированных из радиоактивно загрязненных районов 13
Повышение уровня информированности граждан по проблемам проживания на
территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 14
Организационные механизмы и структуры обеспечения эффективной работы с населением пострадавших территорий 14
Организация деятельности региональных информационно-аналитических центров 14
Организация деятельности Центров социально-психологической реабилитации населения 16
Меры государственной поддержки в проведении работы с гражданами, пострадавшими в результате радиационных аварий 17
Нормативная правовая база на современном этапе 17
Меры, предусмотренные федеральными целевыми и межгосударственными программами в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, ориентированные на повышение эффективности информационной работы с населением 19
Методическое обеспечение работы с населением пострадавших территорий 22
Справочные материалы 22
Методики 23
Другие материалы 23
Литература 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Нераковая заболеваемость.
Проведенные в последние несколько лет исследования дозовой зависимости неон- кологической заболеваемости среди населения, проживающего на загрязненных террито- риях не выявил статистически значимую связь показателей заболеваемости и полученной дозовой нагрузки для большинства классов. Но для таких заболеваний как зоб щитовид- ной железы и териоидиты (включая аутоимунные) для многих половозрастных групп (особенно для детей и подростков на момент аварии) выявлена статистически значимая связь заболеваемости и дозы облучения щитовидной железы. Показано также, что на се-
9
годняшний момент нельзя отрицать наличие радиационных рисков также для узлов и кист щитовидной железы. Настоящие результаты являются предварительными и работы в дан- ном направлении будут продолжены.
Специально проведенные опросы населения показали, что вопросы, связанные со здоровьем, являются значимым фактором дистресса у населения. У жителей сельской ме- стности и малых городов факторы озабоченности здоровьем вышли на первое место. Со- циальные факторы для жителей городов практически на протяжении всего времени после аварии оставались более важными и стрессогенными.
Также и участники ЛПА, проживающие в сельской местности, в 65% ответов ука- зали главной причиной своих переживаний и психологического дискомфорта состояние своего здоровья. Как правило, это жалобы на появление головной боли, постоянного ощущения усталости. Быстрая утомляемость сопровождается раздражительностью. 53% испытуемых отметили изменения в своем характере, которые несколько затрудняют их контакты с людьми. 25% опрошенных отметили, что изменения их характера повлияли на взаимоотношения в семье.
Вместе с тем, по заключению экспертов по прошествии 20 лет с момента аварии на Чернобыльской АЭС, преобладающее большинство затронутого аварией населения не должно жить в страхе, опасаясь серьезных последствий для здоровья. По большей части эти люди подверглись облучению в дозах, сопоставимых с природным фоном. Авария резко нарушила обычный порядок жизни людей, а для многих из них имела неблагопри- ятные социальные последствия. Однако с позиций радиологической науки, а также на ос- новании сделанных экспертных оценок можно сказать, что в отношении здоровья боль- шинства людей должны преобладать благоприятные перспективы.
Известно, что психологические последствия радиационных аварий имеют свои особенности, связанные с тем, что основным стрессогенным фактором в этом случае явля- ется информационный фактор. Большую роль в формировании стресса играет дефицит информации или недоверие к доступной информации, неясность с перспективой сущест- вования в целом. За прошедшие годы население загрязненных территорий не получило полной и достоверной информации о последствиях аварии. Те, кому в первую очередь до- веряли, от кого ждали разъяснений и помощи, были врачи, специалисты, представители власти. Разноречивость их мнений, употребление ими научного языка и непонятных тер- минов, снижали доверие к ним, и как следствие лишь усиливали у населения эмоциональ- ный стресс.
В последние годы на радиоактивно загрязненных территориях осуществляется мо- ниторинг социально-психологического состояния населения, целью которого является оценка социально-психологического состояния населения России, в том числе актуальных потребностей населения в информации о последствиях чернобыльской аварии.
По имеющимся данным мониторинга, проводившегося в 2004 году на радиоактив- но загрязненных территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей, до- ля граждан, попадающих в группу риска по степени психоэмоциональной напряженности, обусловленной радиационным фактором составила 32%; доля граждан из числа нуждаю- щихся в дополнительной информации по проблемам проживания на территориях, постра- давших в результате аварии на ЧАЭС – 77% (более 1 млн. человек, проживающих на ра- диоактивно загрязненных территориях), то есть фактический уровень информированности граждан составляет 23%.
Оценка информационных потребностей населения, уровня информированности об аварии, ее последствиях, о мерах радиационной защиты, проведенная по результатам ис-
следований в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях в 2005 г., показала следующее.
Наиболее предпочитаемые источники информации для населения остаются теми же, что и раньше (по результатам предыдущих исследований) – передачи радио и телевидения. Этому источнику информирования отдали предпочтение около 60% респон- дентов всех территорий. Чуть меньше жителей хотели бы получать необходимую информацию о специфике проживания на радиоактивно-загрязненной территории из газет и жерналов.
32% респондентов, проживающих на радиоактивно незагрязненных территорий (РНТ), и 35% жителей радиоактивно загрязненных территорий (РЗТ) предпочитают получать информацию из бесед со специалистами различного профиля (врачи, психологи, учителя, социальные работники и т.п.). Это говорит о целесообразности создания системы информирования населения не только через центральные и местные СМИ, но и через первичных специалистов, работающих непосредственно с населением. Менее удобными для населения являются такие источники информирования как листовки, плакаты и специализированные издания.
Большинство жителей как РНТ, так и РЗТ не имеют полной информации о специфике проживания на радиоактивно загрязненной территории. Показательным является тот факт, что 44,8 % респондентов, проживающих в зоне отселения, вообще не имеют никакой информации по данному вопросу. Это свидетельствует о том, что современная система информационной работы с населением недостаточна эффективна.
Отсутствие различий в информированности населения различных зон может выступать как свидетельство того, что большую часть имеющейся информации население получает не в результате целевого и направленного информирования, а из общедоступных на всех территориях источников информации.
Для респондентов всех без исключения территорий самой важной информацией о специфике проживания на радиоактивно-загрязненных территориях является влияние ра- диации на здоровье людей и здоровье будущих поколений (РНТ – 62,2%, РЗТ – 73,9%).
Неблагоприятные психологические последствия аварии существуют в большой степени не как результат реальной радиационной опасности, а как следствие субъективно- го представления человека о радиации. Это связано с отсутствием непосредственного ощущения воздействия радиации, поэтому, как правило, формируется субъективное за- вышение человеком радиационной опасности. Риск обусловлен степенью неопределенно- сти ситуации, то есть угрозой опасности с неопределенными границами. Такой процесс, нарастая лавинообразно, приводит к резкому обострению психологической напряженно- сти и к паническим формам поведения
Неадекватная, несвоевременно представленная информация, информация из неав- торитетного, сомнительного источника, а также всевозможные слухи и домыслы сопоста- вимы по силе воздействия на психику, поведение и здоровье с физическими факторами.
Следующими одинаково важными для себя вопросами респонденты считают ин- формацию об экологической ситуации в регионе (РНТ – 39,0%, РЗТ – 31,5%). Далее по значимости информации о специфике проживания на РЗТ экологически неблагополучных территорий и “чистой зоны проживания” выделил пункт “информация о деятельности ор- ганов власти” (23,5% и 27,4%). В каких-либо техногенных, природных травмирующих си- туациях или их последствиях людям очень важно сохранить контроль над происходящими событиям.
Именно власть, по мнению респондентов, должна своевременно, авторитетно пре- доставлять информацию, так как в условиях неопределенности всевозможные слухи и до- мыслы усугубляют возникающую социально-психологическую напряженность и затруд- няют процесс принятия человеком эффективного самостоятельного решения.
Нормативно-правовая информация по вопросам реабилитации населения и терри- торий интересует примерно четверть жителей всех обследуемых территорий. Примерно каждый пятый из опрошенных, проявляет интерес к вопросам радиационной безопасности и современного состояния на пострадавших территориях (РЗТ – 22,4%, на РНТ – 19,9%), а информация о технологиях и рекомендациях по ведению хозяйственной деятельности на загрязненных территориях нужна 15,7 % жителей РЗТ и 11,1% жителей РНТ.
Наибольшее доверие население всех территорий оказывает ученым, а также представителям СЭС и экологических организаций, ведь к этим специалистам чаще всего обращаются жители по вопросам проведения радиационной экспертизы приусадебных участков, продуктов питания, производимых самими жителями и приобретаемых на рын- ках.
Несколько меньшим доверием пользуются врачи. Возможно, это объясняется тем, что в зачастую врачи, ведущие прием пациентов, не всегда способны предоставить последним адекватную, точную и изложенную в доступной и понятной форме информацию об особенностях воздействия радиации на организм человека и о необходимых мерах по минимизации этого воздействия.
Достаточно высоким доверием среди респондентов пользуются представители государственной власти и органов местного самоуправления, причем, доверие растет с повышением уровня загрязнения территории.
Обратно пропорциональна связь доверия по вопросам проживания к представителям международных организаций и степени загрязнения территории. По мне- нию респондентов, информация, предоставляемая независимыми международными экс- пертами, заставляет российские власти всех уровней обнародовать намеренно или нена- меренно скрываемые факты об экологической ситуации в регионе, о состоянии здоровья населения и т.д.
Меньше всего население обследуемых районов в вопросах, связанных со спецификой проживания на радиоактивно загрязненных территориях, доверяет мнению учителей. Это вероятно связано с общим снижением доверия и уважения к системе образования. Между тем, учителя это как раз та категория специалистов, через которую можно проводить целенаправленное информирование детей и молодежи.
Результаты исследования позволяют заключить, что требуются систематические усилия в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов всех служб, оказывающих помощь населению. Здесь главной целевой группой, конечно, являются врачи, именно они должны знать, как разговаривать с людьми по этой острой теме, которая до сих пор волнует абсолютное большинство жителей.
Для органов государственной власти субъекта федерации приоритетным должно оставаться привлечение на радиоактивно загрязненные территории финансовых и техно- логических инвестиций (как государственных, так и частных), которые обеспечивают структурную перестройку экономики пострадавших территорий и являются мощным ре- сурсом повышения качества жизни населения.
Необходимо на региональном уровне поддерживать инициативы, направленные на стимулирование притока как отечественного, так и иностранного капитала, способство- вать созданию рабочих мест и создавать положительный образ жизни данных районов. Здесь международное сообщество может играть важную роль, содействуя передаче опыта
осуществления успешных инициатив в других странах, пострадавших от реструктуриза- ции экономики, высокого уровня безработицы и загрязнения окружающей среды.
Исходя из специфики экономики радиоактивно загрязненных районов, особого внимания требует развитие сельскохозяйственных и пищеперерабатывающих компаний: поддержка роста существующих предприятий (независимо от их видов собственности), а также создание новых предприятий этого профиля.
Важным направлением является поддержка развития мелкого бизнеса на местном уровне, включая объединения сельскохозяйственных предприятий, с тем, чтобы увели- чить доходы беднейших семей, проживающих на загрязненных территориях.
Решение вопроса внедрения технологий по производству экологически чистых пи- щевых продуктов является фундаментальным для социального благополучия населения радиоактивно загрязненных территорий.
Экономическое развитие территорий, подвергшихся радиационному загрязнению, требует создания комплексной социальной инфраструктуры, позволяющей закреплять кадры специалистов в сельских районах, восстанавливать численность населения.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ меры соци- альной поддержки, связанные с обеспечением жилой площадью участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и граждан, вынужденных сменить место жительства вследствие этих аварий и катастроф, признанных нуждающимися в улучше- нии жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Обеспечение указанных граждан жильем осуще- ствляется в рамках Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обес- печению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящая в состав федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы.
Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и граждане, вынужденные сменить место жительства вследствие этих аварий и катастроф, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В таблице приведены данные о численности семей переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 2005-2006 гг., проживающих в четырех наиболее пострадавших областях: