Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:22, курсовая работа
Работа содержит изучение пособия и компенсации, выплату пенсий и льгот гражданам пострадавшим в результате техногенных и радиационных катастроф
Краткая характеристика современной ситуации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению 3
Проблемные вопросы населения, подвергшегося радиационному воздействию в результате чернобыльской катастрофы 5
Уровень жизни населения, экономическое положение сельскохозяйственных предприятий.5 1.2. Жилищные проблемы переселенцев и эвакуированных 7
Проблемы населения радиоактивно загрязненных территорий, связанные с медицинскими последствиями аварии на ЧАЭС 8
Вопросы информированности граждан по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 10
Задачи государственных и муниципальных органов, учреждений по работе с гражданами, пострадавшими в результате чернобыльской катастрофы 12
Повышение уровня жизни населения и содействия экономическому развитию
пострадавших районов 12
Обеспечение жильем граждан, переселившихся и эвакуированных из радиоактивно загрязненных районов 13
Повышение уровня информированности граждан по проблемам проживания на
территориях, пострадавших в результате радиационных аварий 14
Организационные механизмы и структуры обеспечения эффективной работы с населением пострадавших территорий 14
Организация деятельности региональных информационно-аналитических центров 14
Организация деятельности Центров социально-психологической реабилитации населения 16
Меры государственной поддержки в проведении работы с гражданами, пострадавшими в результате радиационных аварий 17
Нормативная правовая база на современном этапе 17
Меры, предусмотренные федеральными целевыми и межгосударственными программами в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, ориентированные на повышение эффективности информационной работы с населением 19
Методическое обеспечение работы с населением пострадавших территорий 22
Справочные материалы 22
Методики 23
Другие материалы 23
Литература 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Начиная с 1994 года в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях наме- тилась и в целом сохраняется тенденция в отставании от социально-экономического раз- вития Российской Федерации. При этом наиболее неблагоприятные тенденции имеют ме- сто в Брянской области. Уровень безработицы в Брянской области на протяжении 1993-
2003 годов сохранялся выше (3,3%), чем в Российской федерации (2,3%). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике по отношению к общероссийскому уровню в Брянской области в 1995-2003 годах была самой низкой среди 4 областей и составляла в среднем 57,5%.
К наиболее пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС территориям Брянской области относятся семь юго-западных районов: Гордеевский, Злынковский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Новозыбковский и Стародубский. Если Брян- ская область по показателям социально-экономического развития уступает Российской Федерации в целом и другим территориям, в наибольшей степени подвергшимся радиоак- тивному загрязнению, то в юго-западных районах Брянской области социально- экономическая ситуация менее благополучная, чем в целом по области. Уровень безрабо- тицы в юго-западных районах в 1995-2002 годы оставался на 14,5% выше, чем в среднем по области. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике в 1995 году составила 66,2% от средней по области и в последующие годы ос- тавалась меньше (56,7%), чем по Брянской области в целом. Тенденции развития эконо- мической ситуации в юго-западных районах также отличаются более высокими темпами снижения основных социально-экономических показателей, чем в целом по Брянской об- ласти.
Определенная поддержка материального благополучия населения юго-западных районов (как и других населенных пунктов Брянской области, отнесенных к зонам радио- активного загрязнения) обеспечивалась за счет льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздейст- вию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС”. На эти цели из федераль- ного бюджета за период 1993-2004 гг. в Брянскую область было направлено 6 800,0 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
Низкий уровень инвестиций в основной капитал, отток работоспособного населе- ния, низкая конкурентная способность сельскохозяйственной продукции, в том числе вследствие сложившегося отрицательного имиджа “грязных территорий”, обусловили су- щественный рост числа убыточных сельхозпредприятий. В настоящее время в Брянской области три четверти сельскохозяйственной продукции производится в личных подсоб- ных хозяйствах. К числу наиболее проблемных хозяйств относятся 32 сельскохозяйствен- ных предприятия, расположенные в 5 юго-западных районах (Гордеевский, Злынковский, Клинцовский, Красногорский, Новозыбковский) Брянской области.
Сокращение производства сельскохозяйственной продукции привело значительно- му снижению финансовых возможностей сельскохозяйственных предприятий. Низкий уровень доходов не позволяет приобретать новую сельскохозяйственную технику, осуще- ствлять строительство новых и ремонт имеющихся производственных объектов.
На наиболее загрязненных “чернобыльских” территориях с учетом мер государст- венной поддержки не решены в полной мере вопросы, связанные с созданием инфра- структуры (систем газо- и водоснабжения), необходимой для обеспечения условия безо- пасной жизнедеятельности населения и созданием условий для безопасного использова- ния ресурсов развития территорий (земель лесного фонда и сельскохозяйственных угодий в районах подвергшихся воздействию радиационных факторов).
Население более всего озабочено экономическими трудностями – низким уровнем жизни, безработицей, ростом цен. На фоне негативных экономических последствий ава- рии на Чернобыльской АЭС у населения загрязненных территорий сформировалась низ- кая самооценка своего региона, производимой в нем продукции, а также собственных экономических возможностей. Экономическая реабилитация чернобыльских территорий и социально-психологическая реабилитация населения – это взаимоувязанные проблемы.
Переселение является наиболее радикальным защитным мероприятием, направ- ленным на устранение постоянного воздействия факторов внешнего и внутреннего облу- чения в дозах, представляющих опасность для человека.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1989 г. № 878-р было при- нято решение о переселении в 1989-1993 годах жителей ряда населенных пунктов Брян- ской области. Однако, это решение было принято когда период основного дозообразова- ния уже прошел.
Государственной программой РСФСР по ликвидации последствий аварии на Чер- нобыльской АЭС на 1990-1995 годы предусматривалось переселить в 1990-1992 годах 84,2 тыс. человек, проживающих в населенных пунктах с уровнем радиоактивного загряз- нения цезием-137 свыше 15 Ки/кв.км, в том числе 15,2 тыс. человек из 67 населенных пунктов, отнесенных к зоне “обязательного отселения”. Фактически за 1990-1992 годы было переселено 25,1 тыс. человек, в том числе только 5,5 тыс. человек из зоны “обяза- тельного отселения”.
С принятием в 1991 году Закона “О социальной защите граждан, подвергшихся воз- действию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” право на переселе- ние получили граждане, проживающие на территориях с уровнем радиоактивного загряз- нения цезием-137 свыше 5 Ки/кв.км.
Всего за период с 1986 по 2004 годы из радиоактивно загрязненных районов Брян- ской области было переселено и выехало добровольно более 56 тыс. человек. Из населен- ных пунктов обязательного отселения было переселено 52% проживающих в них граждан. Полностью отселено 38 населенных пунктов из 67, подлежащих обязательному отселе- нию.
К основным причинам невыполнения установленных заданий по обязательному от- селению относятся некомплексная застройка населенных пунктов, предназначенных для переселенцев, резкое отставание в строительстве инженерных сетей и объектов социаль- ной инфраструктуры, в связи с чем условия жизни в них оказывались ниже, чем в районах постоянного проживания.
Процесс переселения сопровождался обострением проблемы занятости в связи с отставанием на новом месте жительства темпов создания рабочих мест по сравнению с темпами жилищного строительства. Итогом явился отказ многих жителей от переселения.
Мероприятия, связанные с переселением граждан из радиоактивно загрязненных районов, обусловили две группы проблем:
1). Проблемы переселенцев, связанные с изменением привычного уклада жизни, от- сутствием на новом месте жительства необходимой инфраструктуры, дефицитом ра- бочих мест и т.д.
Опросы переселенцев из зон загрязнения показали, что обустройство на новом мес- те, часто уже не в молодом возрасте, оказывает сильное негативное воздействие на их нервно-психическое состояние. Опасения за здоровье своих детей и ближайших родствен- ников, тревожные мысли о своем собственном здоровье становятся весьма значимыми стрессогенными факторами.
2). Проблемы переселившихся (добровольно выехавших), связанные с отсутствием благоустроенного жилья.
Обеспечение жильем переселенцев до 2006 г. осуществлялось в рамках федераль- ных целевых программ по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.
С 2006 года меры по обеспечению жильем переселенцев решаются в рамках под- программы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем катего- рий граждан, установленных федеральным законодательством”, входящей в состав феде- ральной целевой программы “Жилище”. Действие подпрограммы не распространяется на граждан эвакуированных (переселенных) и добровольно выехавших из населенных пунк- тов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС, в пределах Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. В настоящее время рассматривается вопрос о включении их в подпрограмму.
Для изучения медицинских последствий и анализа состояния здоровья пострадав- шего населения с 1986 г. в стране ведется Всесоюзный распределенный регистр лиц, под- вергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС. С 1991 г. он преоб- разован в Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР) на ба- зе Медицинского радиологического научного центра Российской Академии медицинских наук (г. Обнинск).
По состоянию на 01.03.2005 г. в РГМДР собирается, хранится и обрабатывается информация на 614 887 граждан Российской Федерации, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе 186 395 ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, прожи- вающих во всех субъектах Российской Федерации, 9 944 эвакуированных, 367 850 прожи- вающих (проживавших) на наиболее загрязненных цезием-137 (свыше 5 Ки/кв. км) терри- ториях Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областях, 35 552 детей ликвидаторов и 15 146 отселенных. Практически половина всего контингента РГМДР зарегистрирована в Брянской (40%) и Калужской (около 10%) областях.
Для населения радиоактивно загрязненных территорий основные результаты ис- следований, проводимых в рамках РГМДР, сводятся к следующему.
Группы здоровья.
За период 1999-2004 гг. лет доля практически здоровых среди населения загряз- ненных территорий постоянно снижалась и к концу 2003 г. составила 17,8% (для сравне- ния – в 1999 г. доля лиц с первой группой здоровья для данного контингента составляла 27,5%). В настоящее время 59,1% жителей загрязненных территорий, зарегистрированных в РГМДР, страдают хроническими заболеваниями (имеют 3-ю группу здоровья; в 1999 г. соответственно 43,3%).
Заболеваемость.
В последние годы уровень заболеваемости данной категории населения стабилизи- ровался как у взрослых, так и у детей. В то же время, основной тенденцией последних лет наблюдения является рост заболеваемости детского населения загрязненных территорий России (общая заболеваемость, травмы, отравлениях и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, болезни органов пищеварения, болезни мочеполовой сис- темы, заболевания кожи и подкожной клетчатки). Среди взрослого населения анализи- руемых территорий можно отметить устойчивую тенденцию к росту показателей заболе- ваемости по таким нозологиям как инфекционные и паразитарные заболеваниях, болезни системы кровообращения, органов пищеварения. Тем не менее, перечисленные изменения не привели к структурной перестройке заболеваемости и не во всех случаях сопровожда- лись соответствующей динамикой показателей болезненности.
Смертность.
Анализ динамики показателей общей смертности в четырех наиболее загрязненных областях России (Брянская, Калужская, Орловская и Тульская области) в целом показал, что как в до, так и после аварийный период показатель общей смертности по Российской Федерации всегда был ниже показателей смертности по каждой из рассматриваемых об- ластей. На всем периоде наблюдения максимальным является показатель смертности для Тульской области, а показатели смертности для Брянской, Калужской и Орловской облас- тей достаточно близки. На всем промежутке наблюдения характер изменений в показате- лях смертности по России в целом, полностью соответствует характеру изменений в пока- зателях смертности по каждой из рассматриваемых областей.
8
Рак щитовидной железы.
В базе данных РГМДР собрана и верифицирована информация о 6 028 случаях рака щитовидной железы, выявленных в 4-х наиболее загрязненных областях России за период 1982-2003 гг. Для детского населения (на момент облучения в 1986 году) получены стати- стически значимые радиационные риски индукции рака щитовидной железы, то есть за- болеваемость раком щитовидной железы статистически значимо зависит от дозы облуче- ния щитовидной железы изотопами йода. Проведенный радиационно- эпидемиологический анализ показывает, что около 122 из 226 (54%) выявленных случаев рака щитовидной железы у детей в Брянской области обусловлены инкорпорированным облучением 131I. Значения рисков близки к оценкам, полученным в подобных исследова- ниях на Украине и Беларуси. Специалистами РГМДР с учетом фактических данных про- гнозируется, что к 2010 г. более 500 случаев рака щитовидной железы ожидается среди детей на момент аварии, проживающих в Брянской области. Из этого числа около 200 случаев рака щитовидной железы будет радиационно-обусловленными. Исследована за- болеваемость раком щитовидной железы среди подростков и взрослых, жителей Брянской области. Зависимости заболеваемости раком щитовидной железы от дозы облучения щи- товидной железы для этой категории лиц за это период наблюдения не выявлено.
В 2003-2004 гг. проведены работы по определению групп повышенного радиаци- онного риска заболеваемости раком щитовидной железы среди населения Брянской, Ка- лужской, Орловской и Тульской областей. Получен список населенных пунктов, в кото- рых проживают лица, включенные в группы риска, численность групп и персональные списки лиц с повышенной вероятностью индукции радиогенных раков щитовидной желе- зы
Лейкемия.
Заболеваемость лейкозами для населения пяти районов Брянской области, имею- щих максимальные плотности загрязнения по цезию (Гордеевский, Злынковский, Клин- цовский, Красногорский и Новозыбковский районы) в пределах статистических погреш- ностей согласуется со спонтанным уровнем заболеваемости для всей России в целом. Тренд заболеваемости лейкозами (для всего населения в целом) от дозы облучения близок к нулю и статистически не значим. Заболеваемость лейкозами среди детей и подростков при облучении (возраст 0-17 лет) в пределах статистической погрешности также согласу- ется со спонтанным уровнем заболеваемости. Тренд заболеваемости для детей и подрост- ков при облучении от дозы положителен, но статистически не значим.
Солидные раки.
Сравнительный анализ половозрастных показателей заболеваемости солидными раками в загрязненных районах Брянской области показал отсутствие отличий от обще- российских показателей в пределах статистических погрешностей. Радиационно- эпидемиологический анализ онкозаболеваемости не выявил дозовой зависимости. Прове- ден анализ заболеваемости раком молочной железы среди женского населения Брянской области. Зависимости заболеваемости от дозы внешнего облучения за период наблюдения с 1986 по 2003 гг. не выявлено.