Социальные гарантии занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей. Важным направлением конструктивного решения проблем занятости служит разработка и осуществление специальных программ для отдельных категорий трудящихся, испытывающих те или иные трудности с поступлением на работу. Каждая из них имеет свои особые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении.
Целью данной работы является рассмотрение социальных гарантий занятости в качестве проблемы рынка труда и неотъемлемой составляющей в его структуре, а также выявить направления в этой области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Занятость населения……………………………………………………………4
1.1 Понятие и формы занятости………………………………………………….4
1.2 Организационная структура регулирования занятости…………………….9
1.3 КГКУ " Центр занятости населения города Хабаровска"………………...13
1.4 Фонд занятости населения…………………………………………………..15
2. Социальные гарантии занятости……………………………………………..17
2.1 Гарантии государства в области занятости………………………………...17
2.2 Активная и пассивная политика занятости………………………………19
2.3 Итоги реализации антикризисных мер……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

курса 2012.docx

— 120.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Занятость населения……………………………………………………………4

1.1 Понятие и формы занятости………………………………………………….4

1.2 Организационная структура  регулирования занятости…………………….9

1.3 КГКУ " Центр занятости населения города Хабаровска"………………...13

1.4 Фонд занятости населения…………………………………………………..15

2. Социальные гарантии занятости……………………………………………..17

2.1 Гарантии государства  в области занятости………………………………...17

2.2 Активная и пассивная  политика занятости………………………………19

2.3 Итоги реализации антикризисных мер……………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………….30

Список используемых источников……………………………………………..31 

Введение

В данной работе рассматривается  такая проблема, как социальные гарантии занятости. Я считаю эту тему на сегодняшний  день актуальной, поскольку одной  из причин этого является сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение, которое приводит к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе. Также необходимо формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных услуг, позволяющего подготовить человека к трудовой деятельности. Работник должен быть уверен в правовой защищенности со стороны государства в сфере труда, и это является наиболее важной причиной актуальности данной проблемы, так как здесь затронуты права человека и в данном случае – на труд.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.  
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как об излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений.  
Общественная помощь в поддержании занятости и в трудоустройстве осуществляется и посредством применения специальных мер, которые являются не универсальными, но избирательными. Они касаются не всех, но лишь некоторых групп населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентностью на рынке труда, пониженной или ограниченной трудоспособностью, связанными с их специфическими индивидуальными характеристиками или с особенностями их общественного положения, временными чрезвычайными обстоятельствами, в которых они очутились, и т. д.  
К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей. Важным направлением конструктивного решения проблем занятости служит разработка и осуществление специальных программ для отдельных категорий трудящихся, испытывающих те или иные трудности с поступлением на работу. Каждая из них имеет свои особые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении.

Целью данной работы является рассмотрение социальных гарантий занятости  в качестве проблемы рынка труда  и неотъемлемой составляющей в его  структуре, а также выявить направления  в этой области.

 

  1. Занятость населения
    1. Понятия и формы занятости

Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального  развития человека, связанный с удовлетворением  его потребностей в сфере труда.

Ю. Колесников рассматривает  занятость населения в широком  и узком смысле. В широком смысле - как участие граждан в общественно-полезной деятельности, связанной с удовлетворением их личных и общественных потребностей и приносящей им, как правило, заработок (доход). В узком смысле - как совокупность экономических отношений, по поводу участия граждан в хозяйственной деятельности, связанной с обеспечением их рабочими местами.

Н. Гаузнер считает, что  занятость относится к одной  из основных жизненных потребностей населения и одновременно обеспечивает формирование главной производительной силы общества.

Э.Р. Саруханов определяет занятость как «... общественно-экономические  отношения, в которые вступают между  собой люди по поводу участия в  общественно-полезном труде на том  или ином рабочем месте».

В Законе РФ от 19 апреля 1991 г.№ 1032-1 «О занятости населения в  Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) сформулированы основные принципы занятости:

Первый принцип -  обеспечение  свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного  труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или  не участвовать в общественном труде.

Второй принцип - создание государством условий для обеспечения  права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в  соответствии с Конституцией РФ.

Выделяют следующие принципы государственной политики в области  содействия занятости:

1) обеспечение равных  возможностей всем гражданам  России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения,  политических убеждений и отношения  к религии в реализации права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости;

2) развитие трудовых ресурсов;

3) предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  года) безработицы;

4) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

5) обеспечение социальной  защиты в области занятости,  создание специальных мер в  этом для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы, т.е.  помощь особо нуждающимся в  трудоустройстве;

6) сочетание местных мер  с централизованными в области  занятости;

7) поощрение работодателей,  создающих новые рабочие места,  и др. Все трудоспособное население,  находящееся в трудоспособном  возрасте, в зависимости от того, занято оно общественно полезным  трудом или нет, можно разделить  на две категории: занятых и  незанятых.

Согласно статье 2 упомянутого  выше Закона занятыми считаются граждане:

∙ работающие по трудовому  договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая  временные, сезонные работы;

∙ самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены  производственных кооперативов;

∙ избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

∙ проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел;

∙ трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению  службы занятости;

∙ выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам  подряда);

∙ временно отсутствующие  на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.).

Для экономически активного  населения – это часть населения, включающая в себя занятых и безработных, которые активно ищут работу и готовы приступить к ней, существенным является статус занятости. На практике различают пять статусов:

1. Наемные работники - лица, работающие по заключенному  письменному контракту (договору) либо по устному соглашению  с руководством предприятия об  условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную  при найме плату.

2. Работающие на индивидуальной  основе - лица, самостоятельно осуществляющие  деятельность, приносящую им доход,  не использующие либо использующие  наемных работников только на  короткий срок.

3. Работодатели - лица, управляющие  собственным (либо уполномоченные  государством управлять) акционерным  обществом, хозяйственным товариществом  и т.п. Работодатель может полностью  или частично делегировать свои  функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность  за благополучие предприятия.

4. Неоплачиваемые работники  семейных предприятий - лица, работающие  без оплаты на семейном предприятии,  владельцем которого является  их родственник.

5. Лица, не поддающиеся  классификации по статусу занятости.  Это безработные, не занимавшиеся  ранее трудовой деятельностью,  приносящей доход. Сюда относятся  лица, которых затруднительно отнести  к тому или иному статусу  занятости.

В зависимости от количественных и качественных характеристик Различают  занятость полную, продуктивную (эффективную), свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую  и др.

Полная занятость - это  состояние наибольшей вовлечённости  трудоспособного населения в  общественно полезную деятельность. Она характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой  все нуждающиеся в ней и  желающие работать, что соответствует  наличию сбалансированности между  спросом и предложением рабочей силы.

Продуктивная (эффективная) занятость характеризуется с  двух позиций. Во-первых, занятость  должна приносить трудящимся доход, обеспечивающий достойные человека условия жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой  доходов, антиинфляционными действиями и т.п. Во-вторых, продуктивная занятость  противопоставляется занятости  формальной. Частый случай последней - содержание излишних работников или  создание формальных рабочих мест во избежание безработицы.

Свободно избранная занятость  предполагает, что право распоряжаться  собственной способностью к труду  принадлежит исключительно владельцу  рабочей силы, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право  каждого работника на выбор между  занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение  к труду.

Таким образом, полная занятость  отражает количественную, а продуктивная - качественную сбалансированность между  потребностью населения в работе и рабочими местами, при которой  создаются благоприятные условия  для социально-экономического прогресса  общества.

Неполная занятость представляет собой ситуацию, при которой общественно  полезным трудом занята лишь некоторая  часть экономически активного населения.

Скрытая занятость населения  характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся  в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров  занимаются торговлей, предоставлением  различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок  официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в  общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических  особенностей.

Маятниковая занятость- это  особый вид занятости, который носит  постоянный характер и в то же время  связан с периодическими возвратными  перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это  вид занятости, предполагающий чередование  периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (вахты в нефтяной и газовой отраслях).

В последние годы появились  такие формы занятости, как частная  и эпизодическая. К таким гибким (нетипичным) формам занятости относится  широкий набор форм трудоустройства, отличающихся от стандартной полной занятости. Работа на дому, временная  работа являются наиболее распространенными  формами нетипичной занятости лиц  наемного труда.

Всем нестандартным формам занятости присущи черты неопределенности, неустойчивости. Для этих форм характерно установление индивидуальных режимов  работы, объемов трудовой нагрузки.

К нетипичной относится временная  занятость, которая всегда сосуществовала с другими видами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах.

 

1.2 Организационная структура регулирования занятости

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации — федеральный орган  исполнительной власти. Организовано в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти". Министерству переданы функции упраздненных Министерства труда и социального развития и Министерства здравоохранения РФ.

В структуре Миндравсоцразвития состоит Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду  и занятости осуществляет следующие  полномочия:

- государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Информация о работе Социальные гарантии занятости