Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:33, курсовая работа
К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей. Важным направлением конструктивного решения проблем занятости служит разработка и осуществление специальных программ для отдельных категорий трудящихся, испытывающих те или иные трудности с поступлением на работу. Каждая из них имеет свои особые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении.
Целью данной работы является рассмотрение социальных гарантий занятости в качестве проблемы рынка труда и неотъемлемой составляющей в его структуре, а также выявить направления в этой области.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Занятость населения……………………………………………………………4
1.1 Понятие и формы занятости………………………………………………….4
1.2 Организационная структура регулирования занятости…………………….9
1.3 КГКУ " Центр занятости населения города Хабаровска"………………...13
1.4 Фонд занятости населения…………………………………………………..15
2. Социальные гарантии занятости……………………………………………..17
2.1 Гарантии государства в области занятости………………………………...17
2.2 Активная и пассивная политика занятости………………………………19
2.3 Итоги реализации антикризисных мер……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников………………………
Активная политика занятости
- это совокупность правовых, организационных
и экономических мер, проводимых
государством с целью снижения уровня
безработицы мероприятия, связанные
с предупреждением и
Меры активной политики занятости реализуемые в Российской Федерации:
Государственная программа
содействия занятости населения
один из основных инструментов активной
политики занятости населения и
социальной политики в целом, важный
элемент механизма
Государственная программа содействия занятости населения может быть:
1) федеральной;
2) региональной - республиканской
в составе Российской
3) районной и городской.
Федеральная программа содействия
занятости населения
Реализация Федеральной
программы содействия занятости
населения призвана обеспечить координацию
долгосрочных и среднесрочных инвестиционных
программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой
экономики, программ социально-экономического
развития отдельных регионов, иных
программных решений, принимаемых
органами исполнительной власти на федеральном
и региональном уровнях, в целях
повышения эффективности
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для
создания и сохранения рабочих
мест, развития кадрового потенциала
в различных отраслях
- регулирование складывающегося
национального рынка труда и
повышение
- формирование эффективной
структуры занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Пассивная политика занятости обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты -социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.
Меры пассивной политики
занятости реализуемые в
Согласно статье 28 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по
безработице, в том числе в
период временной
- выплату стипендии в
период профессиональной
- время, в течение которого
гражданин в установленном
Статья 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определяет следующий порядок определения размеров пособия по безработице:
1. Пособие по безработице
выплачивается гражданам,
2. Пособие по безработице
во всех иных случаях, в том
числе гражданам, впервые
Гражданам, проживающим
в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним
3. Гражданам, подвергшимся
воздействию радиации
2.3 Итоги реализации антикризисных мер
В докладе, посвященном деятельности Роструда в 2009 г. и задачам на 2010 г., его руководитель Юрий Герций подчеркнул, что Федеральная служба по труду и занятости продолжала исполнять полномочия в сферах труда, содействия занятости населения.4 В интересах стабилизации положения на рынке труда проводились меры активной политики занятости, реализуемые регионами за счет субвенций из федерального бюджета, и оперативные антикризисные мероприятия по снижению напряженности на региональных рынках труда за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.
Усилия органов службы
занятости в 2009 г. обеспечили стабилизацию
численности зарегистрированных безработных
и коэффициента напряженности на
рынке труда: удалось сохранить
занятость почти 2,3 млн. человек, сдержать
массовые увольнения персонала на ряде
предприятий (в том числе и
градообразующих), сократить неполную
занятость, не допустить возникновения
социальной напряженности. Программные
мероприятия способствовали повышению
конкурентоспособности и
Всего в 2009 г. за предоставлением государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы, временному трудоустройству, профессиональной ориентации и информированию о положении на рынке труда в органы службы занятости в субъектах РФ обратилось свыше 14 млн. человек, что на 15% больше, чем в 2008 г. При этом численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти в 1,5 раза (8,5 млн. - в 2009 г. 6 млн. - в 2008 г.).
Почти в 1,7 раза в 2009 г. (по сравнению
с 2008 г.) возросло общее количество граждан,
зарегистрированных в качестве безработных
в течение года (4,7 млн. - в 2009 г., 2,8
млн. - в 2008 г.). Во столько же раз увеличилась
численность безработных
Более чем в 1,5 раза возросла
численность безработных
О результативности деятельности органов занятости населения свидетельствуют такие данные:
- количество нашедших работу из числа безработных в 2009 г. составило 1895313 человека против 1356045 - в 2008 г.;
- количество приступивших к профессиональному обучению - 412436 человек в 2009 г. против 268200 - в 2008 г.
Очевидно, что нагрузка на сотрудников органов службы занятости в целом по Российской Федерации существенно повысилась. В отдельных регионах, например в Вологодской и Нижегородской областях, объем работы центров занятости населения по начислению и перечислению гражданам социальных выплат возрос почти в 4 раза, в Ярославской, Челябинской, Свердловской, Тверской, Калининградской областях и Республике Татарстан - более чем в 3 раза.
Согласно действующему законодательству
на Роструд возложена обязанность
надзора и контроля за полнотой и
качеством осуществления
При утверждении расходов
региональных бюджетов на начало финансового
года в качестве основной причины
высвобождения бюджетных
Факты значительного
В январе 2009 г. Федеральной службой по труду и занятости был открыт портал ”Работа в России”, содержащий актуальную информацию о нормах действующего российского законодательства в сфере занятости, разъяснения по порядку предоставления государственных услуг, а также Общероссийский банк вакансий.
Первостепенное значение Роструд придает осуществлению системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства в регионах. В этих целях в 2009 г. государственными инспекциями труда в субъектах РФ было проведено около 218 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых свыше 110 тыс. проверок (более 50,5%) - по вопросам охраны труда работников.
За 12 месяцев 2009 года в организациях, имеющих многомесячную задолженность по заработной плате, госинспекциями труда осуществлено более 69,2 тыс. проверок (в 2008 г. - 61,9 тыс.).
По результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы около 1,2 млн. работников (2008 г. - 824 тыс.)
на общую сумму 15,1 млрд. руб. (2008 г. - 7 млрд. руб.).
Количество выявленных в 2009 г. нарушений по вопросам оплаты труда составило около 132 тыс. (2008 г. - 129 тыс.).