Социальные гарантии занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей. Важным направлением конструктивного решения проблем занятости служит разработка и осуществление специальных программ для отдельных категорий трудящихся, испытывающих те или иные трудности с поступлением на работу. Каждая из них имеет свои особые проблемы, нуждающиеся в незамедлительном решении.
Целью данной работы является рассмотрение социальных гарантий занятости в качестве проблемы рынка труда и неотъемлемой составляющей в его структуре, а также выявить направления в этой области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Занятость населения……………………………………………………………4
1.1 Понятие и формы занятости………………………………………………….4
1.2 Организационная структура регулирования занятости…………………….9
1.3 КГКУ " Центр занятости населения города Хабаровска"………………...13
1.4 Фонд занятости населения…………………………………………………..15
2. Социальные гарантии занятости……………………………………………..17
2.1 Гарантии государства в области занятости………………………………...17
2.2 Активная и пассивная политика занятости………………………………19
2.3 Итоги реализации антикризисных мер……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

курса 2012.docx

— 120.08 Кб (Скачать файл)

Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных  и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы мероприятия, связанные  с предупреждением и профилактикой  увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организация  новых рабочих мест через систему общественных работ.

Меры активной политики занятости  реализуемые в Российской Федерации:

Государственная программа  содействия занятости населения  один из основных инструментов активной политики занятости населения и  социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения  и воздействия на рынок труда  на основе программно-целевого подхода. Это официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости  определенного уровня на очередной  календарный год. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мероприятий  с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной, оптимальной  занятости трудоспособного населения  в регионе (или в национальных масштабах) в сочетании с необходимой  социальной поддержкой безработных. (В  программе содержится обзор ситуации на рынке труда и анализ факторов, влияющих на динамику занятости, прогноз  развития рынка труда и занятости, цели и программные задания, предусмотрена  координация усилий заинтересованных органов управления, ведомств и организаций.) По охвату территории и уровню принятия решений (разработки, утверждения и ответственности за реализацию).

Государственная программа  содействия занятости населения  может быть:

1) федеральной;

2) региональной - республиканской  в составе Российской Федерации,  краевой, областной, городов Москвы  и Санкт-Петербурга (т.е. субъекта  Федерации);

3) районной и городской.

Федеральная программа содействия занятости населения разрабатывается  Министерством экономики Российской Федерации с участием федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Федерации  и является составной частью федеральных  целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики; она содержит те мероприятия, которые могут быть осуществлены лишь на федеральном уровне управления либо на основе межрегионального взаимодействия (т.е. требуют соответствующей координации).

Реализация Федеральной  программы содействия занятости  населения призвана обеспечить координацию  долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых  органами исполнительной власти на федеральном  и региональном уровнях, в целях  повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Основными задачами Программы  являются:

- обеспечение правовых, экономических  и организационных условий для  создания и сохранения рабочих  мест, развития кадрового потенциала  в различных отраслях экономики  и регионах Российской Федерации;

- регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной  структуры занятости населения;  повышение качества создаваемых  рабочих мест; развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы; создание благоприятных  условий для повышения уровня  жизни за счет стимулирования  трудовой активности населения,  усиления роли и ответственности  участников социально-трудовых отношений  в сфере занятости населения;

- предотвращение роста  неполной занятости и массовой  безработицы; развитие системы  общественных работ.

Пассивная политика занятости  обеспечивает в основном сглаживание  негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении  срока его выплаты -социального  пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.

Меры пассивной политики занятости реализуемые в Российской Федерации:

Согласно статье 28 Закона РФ "О занятости населения в  Российской Федерации" Государство  гарантирует безработным:

- выплату пособия по  безработице, в том числе в  период временной нетрудоспособности  безработного;

- выплату стипендии в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки  по направлению органов службы  занятости, в том числе в  период временной нетрудоспособности;

- время, в течение которого  гражданин в установленном законом  порядке получает пособие по  безработице, стипендию, принимает  участие в оплачиваемых общественных  работах, время, необходимое для  переезда по направлению органов  службы занятости в другую  местность для трудоустройства,  а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и  родам, призыва на военные сборы,  привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Статья 30 Закона РФ "О занятости  населения в Российской Федерации" определяет следующий порядок определения  размеров пособия по безработице:

1. Пособие по безработице  выплачивается гражданам, уволенным  по любым основаниям, за исключением  указанных в пункте 2 настоящей  статьи, и устанавливается в процентном  отношении к среднему заработку,  исчисленному за последние три  месяца по последнему месту  работы, если они в течение  12 месяцев, предшествовавших началу  безработицы, имели оплачиваемую  работу не менее 26 календарных  недель на условиях полного  рабочего дня (полной рабочей  недели) или на условиях неполного  рабочего дня (неполной рабочей  недели) с пересчетом на 26 календарных  недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

2. Пособие по безработице  во всех иных случаях, в том  числе гражданам, впервые ищущим  работу (ранее не работавшим); стремящимся  возобновить трудовую деятельность  после длительного (более одного  года) перерыва; уволенным за нарушение  трудовой дисциплины или другие  виновные действия, предусмотренные  законодательством Российской Федерации;  уволенным по любым основаниям  в течение 12 месяцев, предшествовавших  началу безработицы, и имевшим  в этот период оплачиваемую  работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным  органами службы занятости на  обучение и отчисленным за  виновные действия, устанавливается  в размере минимальной величины  пособия по безработице.

 Гражданам, проживающим  в районах Крайнего Севера  и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты  к заработной плате, пособие  по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

3. Гражданам, подвергшимся  воздействию радиации вследствие  радиационных аварий и катастроф  и признанным в установленном  порядке безработными, к пособию  по безработице выплачивается  дополнительное пособие в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о социальной защите  граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы  на Чернобыльской АЭС, аварии  в 1957 году на производственном  объединении "Маяк" и сбросов  радиоактивных отходов в реку  Теча.

 

2.3 Итоги реализации антикризисных мер

В докладе, посвященном деятельности Роструда в 2009 г. и задачам на 2010 г., его руководитель Юрий Герций подчеркнул, что Федеральная служба по труду и занятости продолжала исполнять полномочия в сферах труда, содействия занятости населения.4 В интересах стабилизации положения на рынке труда проводились меры активной политики занятости, реализуемые регионами за счет субвенций из федерального бюджета, и оперативные антикризисные мероприятия по снижению напряженности на региональных рынках труда за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Усилия органов службы занятости в 2009 г. обеспечили стабилизацию численности зарегистрированных безработных  и коэффициента напряженности на рынке труда: удалось сохранить  занятость почти 2,3 млн. человек, сдержать массовые увольнения персонала на ряде предприятий (в том числе и  градообразующих), сократить неполную занятость, не допустить возникновения  социальной напряженности. Программные  мероприятия способствовали повышению  конкурентоспособности и сохранению занятости работников, находящихся  под угрозой увольнения, обеспечению  временной работой незанятых  и безработных граждан, развитию их предпринимательской инициативы.

Всего в 2009 г. за предоставлением  государственных услуг по содействию в поиске подходящей работы, временному трудоустройству, профессиональной ориентации и информированию о положении  на рынке труда в органы службы занятости в субъектах РФ обратилось свыше 14 млн. человек, что на 15% больше, чем в 2008 г. При этом численность  граждан, обратившихся за содействием  в поиске подходящей работы, увеличилась  в 2009 г. по сравнению с 2008 г. почти  в 1,5 раза (8,5 млн. - в 2009 г. 6 млн. - в 2008 г.).

 

Почти в 1,7 раза в 2009 г. (по сравнению  с 2008 г.) возросло общее количество граждан, зарегистрированных в качестве безработных  в течение года (4,7 млн. - в 2009 г., 2,8 млн. - в 2008 г.). Во столько же раз увеличилась  численность безработных граждан, которым в течение года были назначены  социальные выплаты.

Более чем в 1,5 раза возросла численность безработных граждан, получивших государственную услугу по профессиональной подготовке и повышению  квалификации (452,7 тыс. человек в 2009 г., 274,7 тыс. - в 2008 г.), в 2 раза повысилась численность безработных, принявших  участие в оплачиваемых общественных работах (1,1 млн. - в 2009 г., 538,1 тыс. - в 2008), в 2,4 раза увеличилось количество безработных, получивших государственную услугу по самозанятости (221,5 тыс. - в 2009 г., 91,9 тыс. - в 2008 г.).

О результативности деятельности органов занятости населения  свидетельствуют такие данные:

- количество нашедших работу из числа безработных в 2009 г. составило 1895313 человека против 1356045 - в 2008 г.;

- количество приступивших к профессиональному обучению - 412436 человек в 2009 г. против 268200 - в 2008 г.

Очевидно, что нагрузка на сотрудников органов службы занятости  в целом по Российской Федерации  существенно повысилась. В отдельных  регионах, например в Вологодской  и Нижегородской областях, объем  работы центров занятости населения  по начислению и перечислению гражданам  социальных выплат возрос почти в 4 раза, в Ярославской, Челябинской, Свердловской, Тверской, Калининградской областях и Республике Татарстан - более чем  в 3 раза.

Согласно действующему законодательству на Роструд возложена обязанность  надзора и контроля за полнотой и  качеством осуществления органами государственной власти субъектов  РФ переданных полномочий в области  содействия занятости населения. В  целом - с учетом плановых и внеплановых - за 2009 г. Рострудом осуществлена 31 проверка (в 2007 г. - 21, в 2008 г. - 20). Проверками Роструда было охвачено 26 соответствующих  органов исполнительной власти в 29 субъектах РФ и 171 центр занятости  населения. Выявлено 1924 факта нарушений.

При утверждении расходов региональных бюджетов на начало финансового  года в качестве основной причины  высвобождения бюджетных средств  и их перераспределения органы службы занятости выделяют изменение численности  безработных граждан (снижение уровня зарегистрированной безработицы) по сравнению  с согласованными с высшими органами власти субъектов РФ исходными данными  для расчета объемов субвенций, и как следствие, уменьшение потребности  в средствах на выплату пособий  по безработице, на которые расходуется  большая часть субвенций.

Факты значительного перераспределения  средств по отношению к первоначальным объемам свидетельствует о недостаточной  проработке региональными органами службы занятости показателей, используемых при распределении объемов субвенций  по направлениям расходования средств.

В январе 2009 г. Федеральной  службой по труду и занятости  был открыт портал ”Работа в России”, содержащий актуальную информацию о  нормах действующего российского законодательства в сфере занятости, разъяснения  по порядку предоставления государственных  услуг, а также Общероссийский банк вакансий.

Первостепенное значение Роструд придает осуществлению  системного государственного надзора  и контроля за соблюдением трудового  законодательства в регионах. В этих целях в 2009 г. государственными инспекциями  труда в субъектах РФ было проведено  около 218 тыс. проверок по вопросам соблюдения законодательства о труде, из которых  свыше 110 тыс. проверок (более 50,5%) - по вопросам охраны труда работников.

За 12 месяцев 2009 года в организациях, имеющих многомесячную задолженность по заработной плате, госинспекциями труда осуществлено более 69,2 тыс. проверок (в 2008 г. - 61,9 тыс.).

 По результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы около 1,2 млн. работников (2008 г. - 824 тыс.)

 на общую сумму 15,1 млрд. руб. (2008 г. - 7 млрд. руб.).

Количество выявленных в 2009 г. нарушений по вопросам оплаты труда составило около 132 тыс. (2008 г. - 129 тыс.).

Информация о работе Социальные гарантии занятости