Социальные группы и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером таких сообществ могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «социальная группа»
2. Классификация социальных групп:
а) разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида;
б) группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами:
б1) первичные и вторичные группы;
б2) малые и большие группы
3. Заключение
4. Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)

Суть преобразовательной функции  социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки  и принятия определенных решений. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения и реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и  накопление информации, полученной в  результате исследований. Социологическая  информация — самый оперативный  вид социальной информации. В крупных  социологических центрах она  концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные  учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует  в социально-политической жизни  общества и своими исследованиями содействует  прогрессу общества. Мировоззренческая  функция социологии выражается в  использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

Общесоциологические теории тесно  связаны с философией, т.к. социология позаимствовала часть ее понятийного  аппарата и некоторые философские  взгляды. Нельзя обойтись и без логики: любая фундаментальная теория не может существовать без правильно  построенных суждений и доказательств. Социология и социальная антропология имеют общие корни, общее проблемное поле – социальные организации. Разница  в том, что социология направлена в большей степени на изучение современного общества, а социальная антропология – общества прошлого. Предметом изучения психологии является психика людей, также эта наука  изучает человеческое общение и  поведение в коллективах. Социология также рассматривает поведение, но только больших общностей, а не каждого индивида по отдельности. Социологию и историю объединяет опора на факты, но есть существенные различия в том, как они интерпретируются и анализируются в этих науках. История рассматривает каждое событие  с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик, тогда  как социология ищет повторяющиеся, регулярные, типичные социальные события.

Из самого названия любой теории среднего уровня сразу становится видно, с какой наукой она тесно взаимодействует. Например, социология религии взаимосвязана  с религиоведением (это наука  изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии); экономическая социология тесно  связана с экономикой. Просто при  рассмотрении таких тем, как безработица  и инфляция социологов больше волнует  социальный аспект этих проблем. Социология политики с политологией, социология культуры с культурологией и т. д.

Конкретно – социологические исследования связаны с математикой (социология это не только теория, но и огромные расчеты), статистикой (в своих исследованиях, особенно крупномасштабных, социологи  используют статистические данные) и  информатикой.

 

 

 

 

 

 

 

3 вопрос

Основные функции семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 4.

Содержание.

Введение.

1. Основные направления  развития современного образования.   

      1. Изменение целей образования в современном мире
      2. Основные тенденции образования в современном мире.   
  1. Проблемы использование новых технологий в обучении
  2. Образование в условиях глобализации

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В последние несколько  лет в выступлениях и публикациях  российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также - ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. Вряд ли это можно счесть простой случайностью или новой  интеллектуальной модой: скорее за этим стоят некие новые тенденции  общемирового цивилизационного процесса. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации. Известная нам традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило - некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени - разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

При этом полагается возможным  и достаточным простое перенесение  в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим  образом обработанного культурного  материала, причем все это разнообразие и обширность, в лучшем случае, являются лишь малозначительным фоном в подготовке «профессионала». Конечно, в таком  образовании = обучению человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как персона, личность; он здесь всего лишь объект обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. В этой связи оно авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование = обучению вообще не является образованием в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.

Современная культурная ситуация решительно требует существенного  пересмотра традиционных образовательных  парадигм, которые сегодня оказываются  уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. Еще в начале XX века Ф.Ницше, З.Фрейдом, О. Шпенглером и целым рядом других выдающихся мыслителей со всей определенностью были заявлены исключительная враждебность европейской культуры человеку и неизбежность ее сокрушительного краха, что позднее было исчерпывающе подтверждено многими событиями этого столетия. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и пост-советском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми. Уже сейчас мир в целом становится многополярным и поликультурным, а ведущими тенденциями современного образования являются его гуманизация и гуманитаризация, диалогизм и проектность. В этой связи уже есть и понимание того, что образование и обучение - очень разные вещи, и что образование не должно быть просто трансляцией. Однако, сегодня меняются образовательные методологии и технологии, даже содержание образовательных программ и учебных планов, но не сама сущность образования, которая пока остается совершенно неизменной, поскольку все еще не произошло главной ментальной перемены в этом контексте. По-прежнему отсутствует понимание того, что образование не должно просто транслировать культуру, и тем более - какую-то бы ни было моно-культуру. Трансляция же культуры, обнаружевшей свою враждебность, репрессивность по отношению к человеку, культуры, терпящей крах, вообще вряд ли может быть признана разумной. А это значит, что должны измениться смыслы, цели и ценности образования.

 

1.Основные направления  развития образования в современном  мире.

    1. Изменение целей образования в современном мире.

 

           Необходимо говорить о смене  парадигмы «образование = обучение» парадигмой «образование = становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия.            Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.

           Конечно, подобное изменение самой  сущности образования неминуемо  влечет за собой и адекватное  изменение применяемых форм образовательной  деятельности и типов образовательных  пространств. Когда образование  перестает быть простой трансляцией  культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут являться его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования. Так, широко известен, а в ряде стран (в том числе и в России) возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности. Но новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе не из-за коллективистского коммунистического прошлого, а по причинам, имеющим гораздо более глубокие и значительные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неминуемо предполагает изрядную долю душевной боли и духовных терзаний, а традиционный гуманизм требует: «не навреди! = не задень!» А можно ли не задеть, когда ставится задача создать такое пространство, в котором «образующийся» экзистенциально обнажится для себя, когда для сознания обнажается Мир, когда и с Себя и с Мира срываются фальшивые покровы и маски? Конечно, это и больно, и неприятно, но эта боль - мощнейший ресурс для роста и развития. Кроме того, ведь еще есть и существенная разница между насилием и усилием, без которого вообще невозможны какие-либо душевные и духовные движения, и, соответственно - новое образование, ориентированное на развитие.

        Следует  обратить внимание и на ряд  других традиционных ценностей  образования, также нуждающихся  в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения.

        Еще  одна проблема традиционного  образования, требующая безусловного  разрешения в образовании новом,  это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Если планка образовательных стандартов поднимается, этот средний выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме должно измениться и содержание понятия гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все же, что связано лишь с заботой о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за

которым прячется избегание  экзистенциальной ответственности  образующим

педагогом.

 

 

1.2 Основные тенденции  развития современного образования

          Состояние образования в современном  мире сложно и противоречиво.  С одной       стороны,  образование в 20-м веке стало  одной из самых важных сфер       человеческой деятельности; огромные  достижения в этой области  легли в       основу  грандиозных социальных и научно-технологических  преобразований,       характерных  для уходящего века. С другой  стороны, расширение сферы      образования и изменение ее  статуса сопровождаются обострениями  проблем в       этой  сфере, которые свидетельствуют  о кризисе образования. И, наконец,  в       последние десятилетия  в процессе поисков путей преодоления кризиса       образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование       новой образовательной системы.

Информация о работе Социальные группы и их классификации