Социальные группы и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером таких сообществ могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «социальная группа»
2. Классификация социальных групп:
а) разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида;
б) группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами:
б1) первичные и вторичные группы;
б2) малые и большие группы
3. Заключение
4. Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)

          Место образования в жизни  общества во многом определяется  той ролью,  которую играют  в общественном развитии знания  людей, их опыт, умения,  навыки, возможности развития профессиональных  и личностных качеств. Эта    роль стала возрастать во второй  половине 20-го века, принципиально  изменившись в его последние  десятилетия. Информационная революция  и формирование нового типа  общественного устройства - информационного  общества - выдвигают информацию  и знание на передний план  социального и  экономического  развития.  Изменения в сфере  образования неразрывно связаны  с процессами,    происходящими  в социально-политической и экономической  жизни мирового  сообщества. Именно  с этих позиций попытаемся  выделить и проанализировать    основные тенденции мирового  образования.

      Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их      практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые       позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в       структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и       экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков,       утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся       фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной       экономике.

      Новый тип  экономического развития, утверждающийся  в информационном       обществе, вызывает необходимость  для работников несколько раз  в течение       жизни  менять профессию, постоянно повышать  свою квалификацию. Сфера       образования существенно пересекается  в информационном обществе с       экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность       становится важнейшей компонентой  его экономического развития.  Не нужно также забывать, что  информация и теоретическое знание  являются       стратегическими  ресурсами страны и, наряду  с уровнем развития образования,       во многом определяют ее суверенитет  и национальную безопасность.      Становление образования как  важнейшего фактора преодоления  отсталости в       развитии  большей части человечества. Переход  от индустриального к       информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах,

      грозит  обострить до предела одну  из сложнейших глобальных проблем       современности - проблему преодоления  отсталости в развитии многих  стран.       Информационный  разрыв, накладываясь на индустриальный  разрыв, вместе       создают  двойной технологический разрыв. Если такое положение во       взаимоотношениях между развитыми  и развивающимися странами сохранится, то 

      возникнут  серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать       человеческое сообщество. Для того  чтобы создание современной информационной  инфраструктуры в  развивающихся  странах способствовало не только  повышению прибылей развитых   стран, участвующих в финансировании  этого процесса, но и главным  образом -  преодолению социально-экономической  отсталости, необходимо использование   новых технологий, как в международном  бизнесе, так и в самых различных   сферах жизни в развивающихся  странах. А это требует и  современных  технических систем, и определенных знаний, навыков,  умений, моделей поведения у граждан  этих стран. Становление информационного  общества   требует качественного  повышения человеческого, интеллектуального       потенциала развивающихся стран  и тем самым выдвигает сферу  образования на

      первый  план общественного развития. От решения проблем образования,       которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более       усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием       информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы       преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени      образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже   вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как    образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели    поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений    и навыков.

      Функции  образования выполняют самые  различные социальные институты,  а не    только школы и  ВУЗы. Важнейшие образовательные  функции берут на себя       предприятия. Так, крупные промышленные  предприятия обязательно имеют  в       своем составе  подразделения, занимающиеся подготовкой  и переподготовкой       кадров.   Неформальное образование  имеет целью компенсировать недостатки  и       противоречия  традиционной школьной системы  и часто удовлетворяет насущные     образовательные потребности, которые  не в состоянии удовлетворить       формальное образование. Как отмечается  в докладе Юнеско "Учиться быть",       образование не должно больше  ограничиваться стенами школы.  Все       существующие  учреждения, независимо от того, предназначены они для       обучения или нет, должны использоваться  в образовательных целях.     

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития       личности. Суть этого перехода заключается  не только в смене приоритетов:       от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению       потребностей личности. Новая концепция  предусматривает       индивидуализированный  характер образования, который позволяет  учитывать       возможности  каждого конкретного человека и  способствовать его       самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки       разных образовательных программ в  соответствии с разными индивидуальными       возможностями как учащихся, так и преподавателей.      Важным фактором в этом направлении развития образования является    формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

         Еще в недалеком прошлом хороший  почерк был гарантией спокойной  и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны  ускорением обновляемости   технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент   корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не  с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием".      Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на       практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло       радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в       современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь       преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной       современному обществу системы образования.  

      Превращение знаний в основной общественный капитал,     возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что   выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в    целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного  финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. «Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого   на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как    развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.   Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики   государства является образование (эту отрасль в США по праву называют   "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше     средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования       обострились.  В России общая для большинства стран тенденция к сокращению       государственного финансирования системы образования усиливается общими       экономическими проблемами переходного периода. В результате доля расходов       на просвещение и подготовку кадров в федеральном бюджете снизилось с 6% в

      1992г. до 3-4% в 1996г.      Поиск путей  выхода из финансового кризиса  систем образования многих стран    привел к появлению не только  национальных, но и мировых рынков  образовательных услуг. Так, в  середине 90-х годов общая стоимость   предоставления таких услуг иностранным  гражданам оценивалась примерно  в   100 млрд. долларов США в  год, что сопоставимо с размером  общего бюджета целого ряда  государств. Из этой общей суммы  18 млрд. долларов зарабатывали США,  которые проводят целенаправленную  работу по "рекрутированию"     студентов»1.

 

      Перечисленные  тенденции определяют основные  направления в развитии новой   образовательной системы. Принципиальное  отличие этой новой системы  от    традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические       элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в       основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая       образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала       компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное      обучение.

    Основной тенденцией  современного образования является  постепенное смещение приоритетов  от прямого обучения к индивидуальному  контакту со студентами. Ключевые  лекции и семинарские занятия  остаются, конечно, незаменимыми,   однако существенная часть учебного  процесса может проходить во  время   индивидуальных консультаций  с преподавателями по конкретным  темам или       проблемам.

 

      В качестве  основной черты современного  образования можно назвать его       диалогичность, которая проявляется  в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так  и самих методов преподавания. Уже при       подготовке  студентов педагогических вузов  надо формировать их ментальную       совместимость, умение и любовь  вести полемику.  Для обеспечения  ментальной совместимости учителей  они сами должны уметь:

      – вести  безоценочный диалог с коллегами;

      – определять  степень взаимодополнения и взаимообогащения различных

      методических  концепций при условии сохранения  их самобытности и 

      самостоятельности;

      – формулировать проблемы в категориях целей и решений (без «перехода на

      личности»2).

        Выпускнику  современной школы нужны не  сумма знаний и умений, а способности  к их получению; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.   Саморазвитию научить напрямую  нельзя – эта способность не  передается. Но педагог может  создать условия для «выращивания»  этой способности. Умение создать  такие условия становится профессиональным  требованием к педагогу. Для реализации  новых целей образования нужен  новый учитель –  педагог-профессионал. В отличие от специалиста в  предметной области профессионал  должен уметь работать с процессами  образования и развития.     Педагог-профессионал – это уже  не транслятор предметных знаний, он   становится организатором  учебной работы по решению  творческих задач,       многоплановой социально значимой  деятельности подростков и юношей.      Педагог имеет дело с человеком  развивающимся, его действия строятся  на       знании психологии личности, основных подходов к пониманию и объяснению       характера, развития личности в определенные периоды жизни. Поэтому каждый учитель должен получить психологическое образование и психологическую       подготовку. Психологическое образование невозможно получить путем простого       суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую       подготовку – несколькими часами студенческой практики. Поэтому при       обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения       квалификации учителей целесообразно ввести курс «Психологической       антропологии» – целостного учения о субъективной реальности человека, его       становлении и развитии в образовании. Этот курс должен стать основой       психологического образования педагога3.

 

 

2. Проблемы использования новых  технологий в образовании

 

      На данный момент в современном обществе происходит неудержимое развитие       информационных технологий, особенно в области мультимедиа, виртуальной       реальности и глобальных сетей. Использование этих технологий в различных       сферах жизнедеятельности человека породило немало философских,      теоретико-методологических и социально-экономических проблем.       Наибольший общественный резонанс вызывает феномен глобальной компьютерной   сети Интернет. Интернет представляет собой удобный источник разнообразных  сведений, качественно меняющий всю систему накопления, хранения,    распространения и использования коллективного человеческого опыта. 

Информация о работе Социальные группы и их классификации