Социальные группы и их классификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Существует несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте. При этом разделение сообществ осуществляется лишь пространственно, с помощью физически определенных границ. Примером таких сообществ могут быть индивиды, едущие в одном вагоне, находящиеся в определенный момент на одной улице или проживающие в одном городе. В строго научном смысле такое территориальное сообщество нельзя назвать социальной группой.

Содержание работы

Введение
1. Понятие «социальная группа»
2. Классификация социальных групп:
а) разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида;
б) группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами:
б1) первичные и вторичные группы;
б2) малые и большие группы
3. Заключение
4. Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

КР по социологии.docx

— 77.52 Кб (Скачать файл)

           Под Интернет-технологиями, видимо, следует понимать различные виды       услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и       листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, ICQ,  телеконференции, news-серверы, ftp-серверы и другие виды услуг. Или под       Интернет-технологиями следует понимать технологии ActiveX: браузер       Internet Explorer, редактор веб-страниц FrontPage 97, веб-совместимый   пакет Office 97, языки программирования VBScript, JavaScript и другие? Так или иначе, я под Интернет-технологиями буду понимать совокупность программных продуктов и технологий Интернет и различных видов услуг. Освоение Интернета - это освоение новой информационной среды со    специфическими средствами деятельности в ней. Эти средства позволяют не    только оперативно получать информацию, но и развивают мышление, дают   человеку возможность по-новому решать творческие задачи, изменять  сложившийся стиль мыслительной деятельности. Интернет, являясь достижением ХХ века, несомненно, определяет успех информатизации общества в ХХI веке.    Однако на сегодняшний день наблюдается постепенный отход от восторженности возможностями Интернет к осознанию и поиску путей разрешения различных проблем, вызванных все более широким использованием средств       телекоммуникаций в различных сферах жизнедеятельности человека. Диапазон этих проблем простирается от этических до экологических. Такое отношение к использованию современных информационных технологий отражает необходимый и естественный этап развития общества. Ведь «основным объектом, подвергающимся влиянию информационных технологий, является человек.  Технические и информационные средства становятся некоторым продолжением не   только тела человека, но и его разума. Расширяя свои возможности, человек   все больше и больше попадает в неосознанную зависимость от искусственной   техносреды, им же самим созданной. При столь качественно новых социальных преобразованиях, естественно, изменяются и требования к членам общества»4. Что является необходимым условием для комфортного существования личности в информационном обществе?  Как подготовить личность во всех ее аспектах к гармоничному развитию? Кто   и как должен этим заниматься? Попытаемся найти ответы на поставленные   вопросы.  Для обеспечения успешности решения проблем, возникающих в процессе   информатизации общества, необходимо, на наш взгляд, формировать и  развивать информационную культуру личности. И решать эту задачу призвана  система непрерывного образования, различные ступени которой также   испытывают влияние информатизации. Из всех социальных институтов именно  образование является основой социально-экономического и духовного развития    любого общества. Образование определяет положение государства в    современном мире и человека в обществе. Если информатизация образования    утратит гуманитарный аспект, то общество неминуемо подвергнется риску деградации человеческих отношений и контактов как основы взаимопонимания.  Создание принципиально новой техники не сделало машины основным фактором  социальной жизни, а лишь увеличило роль и значение собственно человеческих   факторов. Технократические тенденции электронного обучения оказываются несовместимыми с основной тенденцией современного образования, состоящей в переходе от знаниевой к личностной парадигме педагогического процесса.  Перед образованием на современном этапе ставятся задачи разработки       методологии, методов и способов соединения информационных, демонстрационных и интерактивных возможностей компьютерных технологий, в том числе Интернет, в целях достижения образовательного и развивающего   эффекта в становлении личности.

      Исходя  из текущего состояния информатизации  общества, необходимо расширить  уже сложившееся представление  об информационной культуре личности. Для  безопасного существования  и гармоничного развития членов  общества информационная культура  должна отражать следующие аспекты:  информационная этика, эстетика, эргономика информационных технологий, информационная безопасность, не  только в смысле защиты информации, но и в смысле защиты  человеческой  психики. 

         Сегодня можно говорить об  активизации процесса использования  Интернет -технологий в современном школьном образовании. Этот процесс ставит ряд острых проблем, являющихся предметом обсуждения ученых, учителей, работников образования, связывающих развитие школы с активным использованием Интернет - технологий, созданием единого информационного образовательного пространства, способствующего развитию и   самореализации учащихся.

            
                                  3. Образование в условиях глобализации.

     Важной чертой  развития образования является  его    глобальность. Эта черта  отражает наличие интеграционных  процессов в   современном мире, интенсивных взаимодействий между  государствами в разных   сферах  общественной жизни. Образование  из категории национальных     приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых    приоритетов.

      Современная  цивилизация вступает на принципиально  новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда  ведущей мировой тенденцией признается  глобализация социальных и культурных  процессов на Земле. Однако  глобализация, наряду с позитивными  сторонами, породила и ряд серьезных  глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и  духовно-нравственных.  В соответствии  со стратегией устойчивого развития  современной цивилизации, принятой  на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума "для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем5" .

    Всесторонний  анализ и разработку целей,  форм и средств модернизации  образования осуществляет ЮНЕСКО. Синтезируя и анализируя мировой  опыт теории и практики в  сфере образования и подготовки  кадров, ЮНЕСКО содействует обмену  и распространению наиболее положительных  результатов, позволяет государствам  и органам управления образованием  проанализировать согласованность  своей политики с общими тенденциями  развития образования. Сотрудничество  стран в области образования  является одной из существенных  сторон деятельности Организации  Объединенных Наций и ЮНЕСКО.

    Широкие возможности  для международного сотрудничества  и обмена опытом просматриваются  в сфере развития новых информационных  технологий и коммуникаций. Одним  из примеров такого сотрудничества  в области внедрения новых  информационных технологий в  сфере образования явилось проведение  конгресса "Образование и информатика:  за укрепление международного  сотрудничества" (Париж, 12-24 апреля 1989 года)6 .

    В международном  плане процесс конвергенции (сближения  идей, институциональных моделей  и практики работы ВУЗов) вероятно, будет углубляться. Об этом  свидетельствует получившая широкое  распространение новая международная  модель образования, в которой  прослеживается склонность к  внедрению одинаковых структур  и практики в различных системах  образования. В соответствии с  этой новой моделью образование  должно быть демократическим, релевантным, непрерывным, гибким и недифференцированным.

    Анализируя тенденции  современного образования, можно  выделить два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят  друг другу, а с другой - взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Это  процессы диверсификации и интернационализации образования.  Диверсификация связана с организацией новых образовательных учреждений, с приданием образовательных функций общественным учреждениям, с введением новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, созданием междисциплинарных программ. Изменяется процедура набора обучающихся, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования.

    Интернационализация образования, напротив, направлена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и компонентов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению7.    Инструментами интернационализации выступают обмен студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др. Примером интеграционных процессов в сфере высшего образования стран европейского сообщества являются программы ЭРАЗМУС и КОМЕТТ, разработанные для объединения усилий высшей школы с целью подготовки специалистов для "европейской экономики".

    Россия принимает  активное участие в утвержденном  ЮНЕСКО в 1989 году Плане действий  по усилению межвузовского сотрудничества  и академической мобильности.  В рамках Плана осуществляется  обмен информацией, профессорско-преподавательским  персоналом и студентами. Подготовлена  межправительственная Рекомендация  о взаимном признании документов  об окончании средних учебных  заведений, дипломов и ученых  степеней. Участие в ЮНЕСКО нашей  страны способствует реформированию  российской системы образования,  совершенствованию законодательства  с учетом сложившихся мировых  стандартов8.   Необходимо отметить, что интернационализацию не следует понимать как универсализацию образования, т.е. как создание идентичных национальных образовательных систем. Скорее, процесс интернационализации способствует развитию национальных систем образования, стимулируя их к достижению одинаково высоких стандартов образования. Что же касается путей и средств достижения этих стандартов, то каждая страна самостоятельно определяет и выбирает их в соответствии со своими потребностями, особенностями культуры и образовательными традициями.

    Таким образом,  процессы диверсификации и интернационализации  образования не противоречат, а  скорее взаимно дополняют друг  друга, определяя развитие образования  и внося вклад в достижение  высоких стандартов.    Выше  уже говорилось о том, что  любые глобальные проблемы современного  состояния общества связаны с  нравственно-духовным, мировоззренческим  потенциалом человека и социума,  и без коренных изменений в сфере образования решить эти проблемы не удастся. Такая возможность может иметь место лишь на пути интеграции различных систем образования, конечно, при сохранении основных национальных особенностей.

 

                                            Заключение.

          Таким образом,  можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:

  • смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,
  • Превращение знаний в основной общественный капитал,
  • Развитие концепции непрерывного образования,
  • постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,
  • диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.
  • активизации процесса использования Интернет - технологий  и других новых технологий в современном школьном образовании,
  • интернационализация образования в соответствии со всемирными процессами глобализации
  • развитие дистанционного обучения,
  •  
  • Список литературы.

 

  1. Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.
  2. Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1991. N2. С.21-117.
  3. Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.
  4. Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.
  5. Жуков А.Д., Канаев Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО // Образование и наука на пороге III тысячелетия. Новосибирск, 1995. С. 8.
  6. Социокультурные и психолого-педагогические проблемы инновационной деятельности учителя российской школы.  Материалы Всероссийской научной конференции.      Комсомольск-на-Амуре, 1999
  7. «Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения    историко-методических вопросов». А.В.Лыфенко. Калуга)  //  НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.    (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции.    Тула, 2000
  8. Теория и практика психологического образования педагога». Е.И.Исаев //  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000
  9. А.М.Атаян     «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В       ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»      Владикавказский институт управления.
  10. http:// www.fio.ru
  11. Владимирова Л.П.  Интернет-технологии в современной школе. // Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net
  12. Горбунова В.А., Ширшова Л.А.  Компьютерные технологии - новый ресурс привлечения учащихся в школьные библиотеки. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net
  13. Звягина Л.А.  Взгляд из окна школьного кабинета N 17 на психологические, педагогические, организационные и другие проблемы телекоммуникационных проектов. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net
  14. Рудакова Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Фролов С.С. Основы  социологии. М., 1997

2. Социология. Под ред.  Елсукова А.Н. Минск, 1998

3. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург, 1998

 

1 «Тенденции мирового образования»

2       («Решение проблемы ментальной несовместимости в процессе изучения    историко-методических вопросов». А.В.Лыфенко. Калуга)  //  НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.    (Проблемы и перспективы). Материалы Всероссийской научной конференции.    Тула, 2000

3       «Теория и практика психологического образования педагога». Е.И.Исаев //  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, № XI–XII, 2000

4 А.М.Атаян     «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ В       ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»      Владикавказский институт управления.

5 Соуза Э.Г. Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы

  образования. Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10

6  Эйхельбаум де Бабини А.М. Сходства и различия в развитии современных моделей   образования // Перспективы: вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4.   С.51, 53.

7 Купцов О.В. Непрерывное образование его структура. // Высшее образование в

  Европе. Том XVI. N1, 1991. С.29-30.

8 Жуков А.Д., Канаев Н.М. Рожденная сотрудничать: к 50-летию ЮНЕСКО //

  Образование и наука на  пороге III тысячелетия.. Новосибирск, 1995. С. 8.


Информация о работе Социальные группы и их классификации